Доклад по теме Психологические особенности безотметочного обучения
Психологические особенности безотметочного обучения.
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе.
С 1 сентября 2003 года введено следующее требование СанПиН: «обучение (в первом классе) проводится без балльного оценивания знаний обучающихся» ("Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). То есть, идет речь о возможности введения безотметочного обучения.
Почему было принято такое требование? С психологической точки зрения очевидны недостатки отметочного обучения:
1) учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе;
2) часто при выставлении оценок учителя допускают ошибки, которые могут стать причиной конфликтов. Самая распространенная из них – перенос личного отношения к ученику на оценку его знаний.
Проблеме психологического эффекта отметки посвящено множество статей и публикаций (Г. А. Цукерман, А. Б. Воронцов, Е. Л. Рачевский, Ш.А. Амонашвили и др.). Среди недостатков школьной отметки с точки зрения создания психологически комфортной образо- вательной среды было отмечено следующее:
– субъективизм оценки приводит к тому, что отметка, особенно низкая, зача- стую вызывает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревожность и невротизацию детей, учителей и родителей, делает их не партнерами, а оппонента- ми в учебном процессе;
– существующая практика оценивания мотивирует школьников на получение отметки, а не знаний. Отметка является, как известно, не только формой оценки, но еще и мощным средством наказаний и поощрений вне школьной жизни. В связи с этим целевой эффект оценивания, который заключается в конструктивном анализе ситуации и поиске путей для ликвидации проблемных зон, подменяется борьбой за определенную запись в классном журнале;
– направленность на оценивание результата деятельности без достаточной ре- флексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной са- мооценки школьников. На определенном этапе дети самоидентифицируют себя с «отличниками», «троечниками» и «двоечниками», что не позволяет им в полной мере реализовать свой потенциал, сковывает их инициативу и творчество. Это в корне про- тиворечит цели формирования у подрастающего поколения основ для саморазвития; – унификация отметки без учета особенностей каждой предметной области и индивидуальных возможностей ученика, слишком грубое ранжирование результатов вынуждает учителей искажать реальную картину достижений учащихся. Так, уче- ник, получивший «двойку» по какому-либо предмету (математике, русскому языку, физкультуре и т. д.), лишен возможности перейти в следующий класс. Как правило, «второгодники» не достигают качественно более высоких результатов в том предме- те, из-за которого не были переведены в силу своих индивидуальных особенностей, что демонстрирует полную бессмысленность их оставления на второй год. Понимая это, учителя вынуждены идти фактически на должностное преступление, «рисуя» удовлетворительную отметку по принципу: «Три пишем, два в уме». Это самым нега- тивным образом сказывается на формировании у учащихся системы ценностей, их духовном здоровье.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.
Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки: торжествующая пятерка; обнадеживающая четверка; равнодушная тройка; угнетающая двойка.Устранив отметки и заменив их оценкой работы на уроке, оценкой деятельности, можно устранить недостатки традиционной системы.
Основные характерные черты системы безотметочного обучения в психологическом и педагогическом аспекте:
1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;
2) не должны оцениваться личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;
3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе. Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;
4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;
5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.
Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости».
Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как: профессиональный рост учителя; формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.
Многое уже сделано для перехода на безотметочное обучение, а именно: давно существуют задекларированные идеи о переходе на безотметочное обучение; создана нормативно-правовая база безотметочного обучения; разработаны технологии оценки учебных достижений школьников.
Хотя безотметочное обучение встречает различные препятствия на пути своего развития, все же многие известные педагоги выступают в его защиту. Ш. А. Амонашвили утверждает следующее:
1) безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса;
2) отсутствие сравнения достижений учащихся в системе безотметочного обучения позволяет детям свободнее и раскованнее чувствовать себя. Они не боятся делать ошибки, ибо они (ошибки) не будут выставлены напоказ.
Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.
РезультатыУчителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в их классах: выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения); задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Правила оценочной безопасности
Не скупимся на похвалу.
Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.
формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
Не высмеиваем, а шутим по доброму.
Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.