Статья Продуктивные методы преподавания русского языка

ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
учитель русского языка и литературы Васильева Г,Л,
учитель начальных классов Соболева Н.В.
КГУ «ОСШ № 20»
Профессиональная деятельность учителя – это формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда, поэтому в своей профессиональной деятельности современному учителю необходимо развиваться в условиях динамично меняющегося мира, внедрять в практику инновационные методы преподавания, повышать свою квалификацию, идти в ногу со временем.
Инновационных технологий много, каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Важно, чтобы использование той или иной технологии было продуктивно. После прохождения курсов нового формата мы внесла изменения в свою практику, стараемся использовать систему семи модулей на уроках русского языка и литературы и считаем, что данная система позволяют сделать продуктивной индивидуально-дифференцированную форму работы с учениками. Процесс адаптации, который проходит при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено протекает легко для учеников, которые погружаются в модульную систему в начальной школе, а затем продолжают обучение по такой же системе в пятом классе. Дифференциация и индивидуализация при таком подходе рассматриваются не как одноразовый педагогический прием, а как целостная система действий на протяжении всего урока, а в целом и процесса обучения. А так как в нашей школе существует проблема повышения качества знаний, то акцент на преемственность между начальной и основной школой, а также системный подход к использованию диалогового обучения на уроках русского языка и литературы помогают создать для учеников с разной учебной мотивацией благоприятные условия работы в классе. Соответствующим образом подготовленный поурочный план, или среднесрочное и краткосрочное планирование, позволяют отразить все процессы деятельности ученика и учителя на уроке, которые происходят при организации дифференцированных групп и управлении их работой. Причём существует возможность обсудить планирование по смежным темам, проследить какие формы работы использовались , какие стратегии позволяли добиться результатов на уроках , например в четвёртом классе., чтобы эффективно использовать их в пятом классе на уроках русского языка и литературы.

Дифференциация осуществляется по всем возможным параметрам и на всех этапах урока. Хорошо продуманные задания разного уровня сложности обеспечивают максимальную отдачу каждого ученика. Особенно тщательно необходимо проектировать все, что относится к технике реализации дифференцированного подхода в классе: готовить варианты тестирования, продумывать использование доски, интерактивного оборудования, работу в группе, форму оценивания деятельности на уроке учащихся. Учитывая образовательные потребности, включать материал развивающего и опережающего характера; если же отдельными учениками что-то плохо усвоено, проводить индивидуальную работу, организовывать индивидуально-групповые занятия, чтобы стала понятной неусвоенная тема. Учителю в такой ситуации важно помочь ученику, но максимально сохранять степень самостоятельности учащегося при выполнении заданий, а также подключать к этому процессу лидеров, которые могут помочь, проверить правильность выполнения задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Необходимо организовывать работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, поэтому следует развивать лидерство на уроках: они прекрасно справляются со своим заданием и оказывают помощь одноклассникам в группе или индивидуально, это позволяет им максимально реализовать свои учебные возможности.
Уроки должны быть построены на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности. Внося изменения в свою практику, обращаем внимание на возрастные особенности учащихся и соответственно обучение в связи с этими особенностями. В частности, используем в процессе обучения упражнения на концентрацию внимания на уроках русского языка, учитывая особенности восприятия информации учащимися согласно диагностике, которая проводится психологом школы при исследовании особенностей познавательной деятельности учеников. Существуют общие стратегии критического мышления , которые успешно используются как в начальной школе, так и в основной. Кластеры (при изучении темы), инсерт (при самостоятельном изучении теоретического материала), корзину идей, заполнение таблиц, дневник двойной записи, чтение с остановками, совместный поиск, перекрестную дискуссию, круглый стол, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов. Использование таких методов и приемов вырабатывает у учащихся интерес к обучению, повышает мотивацию к успешной учебной деятельности, уже в начальной школе формирует личную ответственность за результат, а также учитывает индивидуально-возрастные особенности детей, т.е. делает обучение продуктивным.
Считаем , что система семи модулей ,которую второй год внедряем в свою практику, а также сотрудничество позволяет достичь положительного результата. Умение правильно подбирать продуктивные методы обучения русскому языку, не потеряться среди множества инновационных технологий – это высший пилотаж мастерства учителя. Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где на вооружение берутся новые технологии, где отходят от лозунгов, призывов , благих намерений и начинают работать строго, прагматично, с гарантией. Лучшее будущее нас ожидает только на этом пути. Продуктивные – значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне компетенции, которые позволят развивать функциональную грамотность чтения современных школьников. На современном этапе в условиях изменившихся подходов к системе образования - это главная цель любого учителя.
Таким образом, работая в системе, с учётом индивидуальных потребностей каждого ученика, используя новые подходы к обучению и продуктивные методы в своей деятельности, реализуя внутренний потенциал учеников с разной учебной мотивацией, учитель имеет возможность подготовить функционально грамотную, умеющую работать на результат, конкурентно способную личность


ЛИТЕРАТУРА
Активные формы повышения квалификации педагогов.// Воспитание школьников. №8, 2001г.-с.2-3
Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика, 2005г. –с.39-45
Подласый И.П. Продуктивная педагогика// Народное образование, 2003г. С.476-485
Повышение профессионального мастерства учителя.// Народное образование, №7, 2009г. –с.42-47
5 Профессиональная подготовка и повышение квалификации современного учителя.// Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2011г. – с.55-58
15