Продуктивные задания на уроках иностранного языка


Как составить продуктивные задания? Что такое продуктивное задание? Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи. Примерная классификация продуктивных заданий 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию 3. Построение умозаключений – обобщений-выводов 4. Доказательство 5. Определение причин и следствий понятий и явлений Примерная классификация продуктивных заданий 6. Группировка по заданному основанию 7. Сравнение по указанным критериям 8. Формулирование определения понятия по тексту 9. Классификация 10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода 11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к… Как составить продуктивные задания, соответствующие поставленным целям урока? 1. Выбрать, какие результаты (предметные, метапредметные, личностные) мы хотим формировать/развивать в соответствии с требованиями ФГОС ООО на определенном этапе урока. 2. Сформулировать продуктивные задания, используя алгоритм. 3. Задать чёткую форму представления результата. Алгоритм создания продуктивных заданий РЕГУЛЯТИВНЫЕ - Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последовательности) Алгоритм создания продуктивных заданий КОММУНИКАТИВНЫЕ - Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….» Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 1:Мотивирование кучебнойдеятельности. 1. Выделение главного втексте по заданномунаправлению иформулированиесуждения2. Построениеумозаключений –обобщений-выводов Раскройте существующиесвязи, оцените возможностиНайди в тексте,обрисуйте в общих чертахшаги, подберите,сгруппируйте, расположите вопределенном порядке регулятивные,познавательные Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 2:Построение нового знания 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Определение причин и следствий понятий и явлений Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности Найдите информацию, преобразуйте информацию, сгруппируйте информацию, назовите основные части, подберите, раскройте особенности, регулятивные,познавательныекоммуникативные Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 2:Построение нового знания 4. Группировка по заданному основанию 5. Сравнение по указанным критериям 6. Формулирование определения, понятия по тексту 7. Классификация составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия. Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во- вторых….», изложите своё мнение в форме … регулятивныепознавательныекоммуникативные Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 3:Применение полученных знаний 1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Доказательство 4. Сравнение по указанным критериям 5. Классификация Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности. Найдите причину и решение, преобразуйте информацию, подберите, раскройте особенности, рассчитайте на основании данных, представьте алгоритм действий. регулятивные,познавательныекоммуникативные Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 3:Применение полученных знаний 6. Анализ явления 7. Формулирование обобщения-вывода 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения 9. Представление решения, продукта в определенной форме Дайте оценку, обоснуйте свою позицию , сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….», приведи те пример того, как, изложите своё мнение в форме … регулятивные,познавательныекоммуникативные Алгоритм составления продуктивных заданийс учетом формируемых УУД на разныхэтапах урока Этап урока Примерыпродуктивных заданийв соответствии склассификацией Слова-помощники длясоставленияпродуктивных заданий Какие УУДформируются Этап 4:Рефлексия 1. Построение умозаключений – обобщений-выводов 2. Анализ 3. Сравнение по указанным критериям 4. Формулирование обобщения- вывода 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения Обоснуйте Оцените значимость …для… Оцените возможности Определите возможные критерии оценки… Определите свои действия… регулятивные,коммуникативные Банк типовых продуктивных заданий Регулятивные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах Предложите способ, позволяющий… Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Напишите возможный сценарий развития… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость для..., возможности для… Банк типовых продуктивных заданий Познавательные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Назовите основные части… Сгруппируйте вместе Составьте перечень Изложите в форме текста… Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Расположите в определенном порядке Объясните причины того, что… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию Раскройте связи Придумайте игру, которая… Составьте список понятий, касающихся… Расположите в определенном порядке… Составьте перечень основных свойств Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Рассчитайте на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… Объясните причины того, что… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи Банк типовых продуктивных заданий Коммуникативные УУД 5-6 класс 7-8 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ … Возьмите интервью Докажите свою точку зрения Проведите презентацию Банк типовых продуктивных заданий Регулятивные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… Объясните причины того, что… Предложите новый (иной) вариант… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените, какое из решений является оптимальным для… Проведите эксперимент, подтверждающий, что… Проанализируйте структуру… с точки зрения… и сделайте выводы Выявите принципы, лежащие в основе… Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… Раскройте существующие связи Составьте прогноз развития Банк типовых продуктивных заданий Познавательные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Прочитайте самостоятельно Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Найдите в тексте (модели, схеме ) то, что… Составьте перечень основных свойств, характеризующих … с точки зрения… Рассчитайте на основании данных о… Составьте список понятий, касающихся… Постройте классификацию… на основании … Предложите свою классификацию… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Сравните точки зрения … и … на … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи Раскройте особенности… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Объясните причины того, что… Банк типовых продуктивных заданий Коммуникативные УУД 9-11 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обсудите Согласитесь или опровергните Разработайте в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ … Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию Прокомментируйте положение о том, что… Изложите в форме… свое мнение… (понимание)… Примеры продуктивных заданий Этап 1 Мотивирование к учебной деятельности Задание 1(естествознание)Объясните фразу: «Вода дороже золота». В каких странах и районах Земли эта фраза наиболее актуальна? Примеры продуктивных заданий Мотивирование к учебной деятельности Задание 2 (естествознание)Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населения. О каком материке идет речь в данном стихотворении? Какой стране посвящено стихотворение? Аргументируйте свой ответ словами из стихотворения Примеры продуктивных заданий Мотивирование к учебной деятельности Задание 3 (обществознание) Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои 2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций 3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь Ознакомьтесь с высказываниями мудрых людей философов, ученых. Продолжите предложение: Человек может стать умным… Примеры продуктивных заданий Построение нового знания Задание 2 (обществознание) Объясните , что такое самообразование Поработайте в группах и подтвердите или опровергните своё объяснение: Группа 1 работает с толковыми словарями Группа 2 работает с учебником Группа 3 работает с интернет ресурсами Проанализируйте полученную информацию Представьте результаты своей работы в форме сообщения Примеры продуктивных заданий Построение нового знания Задание 1 (английский язык) Похожи ли праздники в разных странах мира? Проанализируйте предложенный текст, рассмотрите фотографии. В группах сравните один из описанных праздников с российским. Найдите схожие черты и отличия. Определите критерии сравнения. Свои ответы представьте в виде таблицы. Примеры продуктивных заданий К нам в гости пришли Винни – Пух иЧебурашка. Они, как и мы, изучили тему: «Природные зоны мира». Учитель дал им задание: расселить растения и животных согласно месту их обитания. Давайте им поможем. В какой природной зоне распространены перечисленные растения и в какой природной зонераспространены данные животные? Поработайте в мини – группах. Заполните таблицу. Применение полученных знаний Задание 1 (естествознание) Примеры продуктивных заданий Применение полученных знаний Задание 2 (английский язык) Поработайте в парах. Рассмотрите данные предложения. Докажите или опровергните утверждение о том, что в данных предложениях конструкции used to и would могут быть взаимозаменяемы. Примеры продуктивных заданий Применение полученных знаний Задание 3 (английский язык) Какое время года самое популярное у ребят вашего класса? Поработайте в группах. Изучите мнения одноклассников. Ответ представьте в виде схемы. Примеры продуктивных заданий Рефлексия учебной деятельности Задание 1 (обществознание) Оцените свою работу над презентацией по теме: «Творцы и их творения» Заполните лист самооценки. Что оценивается Удалось показать Не удалось показать Кто он –настоящий мастер Какие творения им созданы В чем проявилось мастерство Кому и как служат творения мастера Где их можно увидеть Вывод ФГОС: документы и ресурсы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru 2. Сетевое педагогическое сообщество для поддержки внедрения ФГОС ООО http://www.fgos-spb.ru 3 Федеральные государственные образовательные стандарты http://fgos.isiorao.ru/index.php 4. Интернет-версия правовой системы "Консультант-Плюс" http://www.consultant.ru/online5. ФГОС на страницах Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki Список литературы 1. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 3. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014. 4. И.И. Ипатова, О.Н. Топехина, Е.Н. Калюжная, И.Ю. Свистунова, С.С. Тимофеева, С.П. Демидова «Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО Методические рекомендации» Санкт-Петербург 2014