Открытый урок по информатике на тему Зачем нужны графики и диаграммы


Тема: «Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление зависимости между величинами»
Класс: 6
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):
Вид урока: смешанный;
Цель:
для учителя: создание условий для закрепления и расширения представлений учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм; навыков построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц;
для обучающихся: закрепить умение читать диаграммы и графики, отработать навыки построения диаграмм и графиков различного вида и типа в табличном процессоре MS Excel на основе собственных суждений.
Решаемые учебные задачи:
дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.
Универсальные учебные действия:
1. Предметные умения: представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
2. Личностные умения:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;
смыслообразование, самоопределение;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания– навыки сотрудничества в разных ситуациях;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные умения:
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: общеучебные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: модель; информационная модель; график; диаграмма.
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Для учителя: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013, карта урока для учителя; электронные материалы к УМК: презентация «Графики и диаграммы».
Для учащихся: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.


Организация образовательного пространства
Ресурсы
Формы работы

Информационный материал:
Для учителя: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.
Для учащихся: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., год издания: 2013.
Демонстрационный материал: электронные материалы к УМК: презентация
«Графики и диаграммы»

групповая;
парная;
фронтальная;
индивидуальная;



Технологическая карта урока
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)

1. включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте ребята, садитесь! Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, нужным)
Я желаю вам, чтобы сегодняшний день и наше занятие принесло вам много интересного и познавательного.
А сейчас пожалуйста, закройте глаза и повторите за мной:
Я в школе
Я на уроке
Память моя крепка
Голова моя мыслит
Мысли мои чисты
Я хочу учиться
Я готов к работе
Я работаю
Итак, ребята давайте приступим к работе.
Для начала посмотрите на парты, у вас на столах лежат «Листы оценивания», в которых вы самостоятельно будете давать себе оценку за выполненные задания (показ слайда об оценочном листе)
Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить прошлую тему занятия и основные термины. А для этого я представляю вашему вниманию ребусы и кроссворд, за правильные ответы которого вы получите баллы.
Те из вас, кто отвечал, оцените себя, поставьте 1 балл. Молодцы, все вспомнили!. (модели: образные, смешанные, знаковые, диаграммы, графики, виды диаграмм: круговая, гистограмма, лепестковая, информационная модель, таблица).

Принимают участие в беседе.













Повторяют высказывания учителя









Отгадывают ребусы и кроссворд, заполняют лист оценивания
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, слушают собеседника, строят высказывания.
Принимают учебную задачу.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (3 мин.)

1. актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Дома вы выполняли в РТ задание №139. Как вы думаете «Какая информационная модель дает наиболее наглядное представление о росте численности населения и почему?» (Дети делают вывод «Наиболее наглядная форма представления – диаграмма»).
В оценочных листах поставьте по 2 балла у кого есть ответы на эти вопросы (диаграмма – 2 балла, график и таблица 1 балл)



Осуществляют анализ информации, проводят сравнение с выделением существенных и несущественных признаков

Высказывают мнения по существу полученного задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.)

1.согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2. погружение в проблему, создание ситуации разрыва.

Мы с вами повторили (о информационных моделях, таблицах, диаграммах, графиках), все сказали?
Мы можем сейчас определить тему урока? Как вы думаете?
Сформулируйте тему урока?
(«Создание информационных моделей – диаграмм»)
Работая над этой темой, мы много узнали о графиках и диаграммах, на какие виды они делятся, научились их читать, строить.
Чему мы должны научиться на этом уроке? Поставьте для себя цель?
Метод «Я хочу научиться!». Пока течет песок в песочных часах, ответьте на вопрос «Чему вы хотите научиться в ходе урока?» (Ученики говорят свои цели: научиться строить диаграммы, научиться читать диаграммы и сравнивать данные, научиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию и др.)
А каким образом будем добиваться этой цели?
(решать задачи, строить диаграммы)
Предложите свой план работы.
А у меня есть свой план, обратите пожалуйста свое внимание на экран
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненный опыт.
Фиксируют проблему, формулируют учебную цель урока.
Используют речевые средства для выполнения задания.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания, отвечая на вопросы.
Самоконтроль правильности ответов на вопросы.
Принимают и сохраняют учебную цель.

4. Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в измененной ситуации (конструктивные) – 10 мин

дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы

В знакомой ситуации (типовые) 4 мин.
Индивидуальная работа: у вас на столах есть Задания №1, на цветных листах, выполните их (чтение диаграммы)
(напечатать на листах задания, сделать 4 вопроса):
Задание №1- «положение рынка труда челябинской области в ближайших территориях» (график)
Задание №2- «Население города Еманжелинска» (гистограмма)
Поставьте себе оценку в оценочном листе.
Проведем проверку по эталону. (На слайд диаграмма и ответы).
Ели ваши ответы совпали с эталоном, поставьте себе 4 балла, если нет, поставьте столько баллов, сколько ответов совпало.
Давайте сделаем вывод ().
В изменнной ситуации (конструктивные) (6 мин.)
Работа в группах. Задание №2. Объединитесь в группы.
У вас на столах лежат фрагменты диаграммы. Соберите диаграмму, проанализируйте данные, и сделайте 2-3 вывода.
Что у вас получилось? Прикрепите результат к доске. Расскажите о своих выводах. Оцените свои ответы в оценочных листах (2- 1 балл за каждый ответ).
Решают задачу известным способом. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. При объяснении
задания, работая в группе,
ставят познавательные задачи.

Осознанно строят речевые высказывания. Выслушивают собеседника. Рефлексия своих действий.
Находят
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Исследуют условия учебной задачи, вбирают предметные способы решения.
Осуществляют
самоконтроль и самооценку.


5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (7 мин.)


Сформировать представления о назначении графиков и диаграмм.

Итак, я предлагаю вам побыть в роли сотрудников крупнейшего металлургического завода ОАО «ММК».
Ребята, а вы слышали о таком заводе?
Какую продукцию он выпускает? (показ презентации о заводе)
Давайте с вами окунемся в это производство, но для начала нужно разделиться на 3 группы (ребята вытягивают номера и образуют группы).
1 группа будет отделом службы безопасности, этот отдел будет обрабатывать знаковые информационные модели в виде текста;
2 группа – отдел экономистов, обрабатывает табличные информационные модели, а 3 группа – отдел финансистов, будет обрабатывать смешанную информационную модель. Таким образом, поработав с различной категорией информации, вы в результате должны будете своим отделом выступить с проектом – отчетом. Практическая работа за компьютером.
Переходим работать за компьютеры.
Практическая работа «Создание отчета отделов производства ОАО «ММК»
(построение гистограммы, круговой диаграммы и графика)
Оцените себя в оценочных листах.






Ответы детей на вопросы учителя











Ребята в группах выполняют практическую работу – проект за компьютером,
анализируют, контролируют и оценивают результат.
Фиксируют в знаковой форме понимание изучаемого материала




















Осознанно строят речевые высказывания, выслушивают собеседника.
















Различают способ и результат действия.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Осуществляют самоконтроль.

6. Первичная проверка понимания (5 мин.)


Научиться анализировать знаковую информацию и представлять ее в наглядной форме.

Работа в парах.
У вас на столах лежат Задания №3, посмотрите, какие данные представлены в них. Какой вид диаграммы или графика нагляднее всего представит данные и почему?
(задача по группе крови (круговая), изменение температуры воздуха (график), площадь леса (гистограмма).
Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Формулируют собственное мнение и позицию.
Строят понятные для партнера высказывания
Осуществляют самоконтроль и самооценку


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Закрепить знания, полученные на уроке.

§12 прочитать.
1.Уровень (2 балла): Создать таблицу своих оценок за 3 четверть по 5 предметам, Построить диаграмму.
2.Уровень (3 балла): Создать таблицу с географическими понятиями (высота гор, глубина океанов, площадь озер и т.д.) (5-10 объектов). Построить диаграмму. Сделайте вывод.
3.Уровень (4 балла): Создать две таблицы по разным предметам (история, география, биология и т.д.) (5-10 объектов). Построить диаграммы. Сделайте вывод.
Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Работают дома с заданиями в рабочей тетради, взаимодействуют с родителями по вопросам затруднения.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин.)

1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2. оценить свою работу и работу класса на уроке;
3. учиться использовать речь для регуляции своего действия.
Чему был посвящен урок?
Какую цель вы ставили в начале урока?
Что нам помогло в достижении целей?
Являются ли диаграммы и графики информационными моделями?
Какая форма представления информации наиболее удобна: табличная или в виде диаграмм и графиков?
Вы достигли поставленной цели? ().
Где полученные знания вам помогут?

Молодцы!
Посчитайте баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочные листы, я посмотрю, как вы себя оценили.
Спасибо за активную работу и удачи вам в учебе!
Отвечают на вопросы,
осуществляют комплексный анализа своей деятельности.
Используют речь для регуляции своего действия.
Строят монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прослушивают ответы,
оценивают уровень собственного
эмоционального состояния на уроке.












15