Доклад на городском заседании учителей физики


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И ИХ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ.
Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических формул.
Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у школьников приятное ощущение новизны познаваемого. Безусловно, для этого учителю необходима солидная подготовка: развитая культура мышления и большой потенциал знаний.
Проблема развития творческих способностей учащихся и их интереса к физике особенно важна в настоящее время; ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Существуют различные направления поиска форм, средств и методов преподавания физики, раскрывающих способности школьников и пробуждающих у них увлеченность физикой.
Одной из таких форм является составление вопросов самими учащимися, которая является методом активизации у них мышления.
Начальным этапом педагогической деятельности в организации учебного процесса, способствующего развитию навыков самостоятельного решения школьниками посильных для них задач, является обучение школьников отвечать и ставить вопросы. Чаще всего эта работа носит на уроках односторонний характер: учитель формулирует вопросы и предлагает учащимся ответить на них. Учащиеся обычно достаточно уверенно отвечают на традиционные вопросы, начинающиеся со слов «Что такое…», «Как называется…», «Как читается…» и т.п. Такие вопросы легко формулируются и относительно просты по форме постановки. Их в методической литературе называют репродуктивно-мнемоническими; они направленны на воспроизведение школьниками выученного материала и тренирует в основном память.
Не отрицая необходимости постановки подобных вопросов, заметим, что работа только с ними приводит к тому, что учащиеся начинают заучивать материал наизусть, что не способствует всестороннему развитию их мышления. Поэтому подчеркивая большую ценность репродуктивно-познавательных вопросов, при ответах на которые активизируется мышление учащихся, можно применять методику проверки знаний, при которой учащиеся охотно отвечают на познавательные вопросы и задают их сами.
Можно поручать учащимся (преимущественно 7-9 классов) составление таких вопросов как в устном, так и в письменном варианте. Устно они задают свои вопросы товарищам, отвечающим у доски (по два-три каждому). Содержание вопросов охватывает любой материал по физике до этого изученный в школе. Письменная работа (на 10-12 мин) организуется для проверки домашнего задания. В начале урока каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен написать вопросы, составленные по материалу, заданному к данному уроку на дом. Нужно договариваться, что для оценки 3 необходимо составить не менее 3-х вопросов, для оценки 4 – не менее 4-х, для оценки 5 – не менее пяти. Учащиеся обычно не бывают предупреждены заранее о такой проверочной работе, а организуется такая работа не чаще одного раза в месяц.
Учащиеся постепенно осознают, что на уроках физики приветствуются вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Можно (могут0 ли…», «Как…», Является ли…», «Каким образом…», «Что нужно сделать, чтобы…», «В каком случае…», «Зависит ли…», «Будет ли…», «Изменится ли..» и т.д.
Составление учащимися вопросов в такой форме развивает их видение проблемных качественных задач в физическом тексте и одновременно закрепляет знания законов и формул, понятий и определений физических явлений. Составление таких вопросов, ответы на них способствует и исследовательской деятельности учащихся, заставляют анализировать предложенные в вопросе факты, подбирать и анализировать модели для последующих рассуждений, строить гипотезы, проверять выбранный вариант, делать наиболее целесообразные заключения.
Ниже приведены примеры вопросов, составленных учащимися.
Как доказать, что средняя скорость тела изменяется при взаимодействии?
Почему движутся молекулы?
Как происходит смешивание одного вещества с другим?
Почему происходит процесс диффузии?
Чем объясняется, что плотности веществ разные?
Почему, если капнуть масло на воду, оно растекается, но не по всей поверхности воды, а только по определенной ее площади?
Почему одни материалы плохо проводят тепло, а другие хорошо?
Можно ли сделать, чтобы летом удержать холод в подвале?
Почему полезная масса ракеты во много раз меньше массы топлива?
Почему в качестве ракетного топлива не используют дрова, динамит?
По окончании проверочной работы листки с вопросами учащихся собираются. Учитель произвольно выбирает 2-3 листка и предлагает всему классу ответить на поставленные там вопросы. Если класс не может ответить на какой-либо из них, то сделать это должен автор вопроса. (Об этом с учащимися нужно договариваться заранее). Незнание автором ответа на составленный им вопрос считается неэтичным. Такой подход позволяет избежать составления учащимися вопросов, непродуманных по содержанию и форме. Таким образом, проверка домашнего задания занимает не более 15 мин.
К следующему уроку учитель проверяет все работы учащихся и выбирает наиболее интересные вопросы учащихся для обсуждения. Полезно проанализировать с учащимися и те вопросы, которые получились незавершенными. Предлагать им подумать, как дополнить или перестроить фразу, чтобы вопрос имел смысл. Весьма поучительным и важным считается анализ неудачно сформулированных вопросов. Делать это надо с определенным чувством такта и весьма корректно. При таком анализе учащиеся еще раз вскрывают возможные взаимосвязи различных физических понятий и законов. Конечно, наряду с вопросами по только что изученному материалу ученики составляют и такие, для ответов на которые нужны знания ранее пройденных разделов физики или даже знания других дисциплин (например, «Почему плотности веществ разные?». Такие вопросы выделяются и всесторонне обсуждаются построение ответов на них. Это приучает школьников использовать знания одного предмета в непривычных ситуациях, связанных со знанием другой, смежной дисциплины. А те из них, кто составил такие вопросы, испытывают чувство радости за свою маленькую победу.
В заключение отметим, что не у всех учащихся сразу же формируются умения составлять вопросы. Это требует заметных усилий и основательного знания материала. Однако работа в выбранном направлении полностью окупается результатами, которых удается достичь на уроке – высокой активизацией мышления учащихся.
Учить детей учиться – важнейший аспект нашей педагогической деятельности. Мы должны взять за правило не оценивать неудачного ответа ученика, пока не убедились, что он постарался ликвидировать пробелы в своих знаниях, знает, как выполнить задание. Кроме того, мы должны сделать свои уроки интересными.