Презентация по литературному чтению С.Есенин. Черемуха
С. Есенин. «Черемуха» Презентацию подготовила учитель начальных классов Кретова Людмила Викторовна Цели урока: Ознакомить учащихся с биографией С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу. Речевая разминка-Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».-Как вы ее понимаете?-Прочитайте по слогам.-Прочитайте с ускорением.-Прочитайте с вопросительной интонацией.-Прочитайте с утвердительной.-Прочитайте с веселой.-Прочитайте выразительно. Проверка домашнего заданияСтихотворения «Ветхая избушка» или «Ворона». Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом Точно серебром... -Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? -Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало... Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.)Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константинове. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах». В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. В этот университет принимали всех желавших получить среднее или высшее образование (чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой). Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остается загадкой история его гибели...А село Константинове на Рязанщине сейчас называется Есенино. Физкультминутка Мы работаем отлично,(встали)Отдохнуть не прочь сейчас.(руки вперед подняли)И зарядка к нам привычно (опустили руки)На урок приходит в класс.(руки в стороны)Выше руки, выше пятки(шаг на месте)Улыбнитесь веселей!Мы попрыгаем как зайкиСразу станем всех бодрей!Потянулись и вздохнули.Отдохнули?Отдохнули! Прочитайте стихотворение сами «жужжащим» чтением. Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей. Черемуха душистая,Развесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит. Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет. Словарнаяработа Медвяная Имеющая вкус или запах меда Пряная Острая и ароматная по вкусу и запаху Вкрадчиво Старающийся вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной любезностью Продолжение Проталинка Под кручею Обдает место, где частично растаял снег, и оголилась земля окатывает водой, обливает сразу со всех сторон под обрывом, круча-обрыв Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха2.Чтобы передать свою радость3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы4.Чтобы вызвать сопереживание Работа с эпитетами -При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.-Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха? Какой вы представляете себе черемуху? Какое настроение автора вы почувствовали:ликующее;восторженное;шутливое;печальное;веселое;праздничное;радостное;спокойное;мечтательное;грустное? - Какие чувства возникли в вашем сердце:изумление;радость;восторг;восхищение;грусть;спокойствие;сожаление;печаль;ликование. Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей… - Обоснуйте свой выбор. Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей. Черемуха душистая,Развесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит. Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет. Прочитать выразительно Домашнее задание1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.2.Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела.3.Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтическойтетради.