Урок по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о сложноподчиненном предложении» ( 9 класс)
Урок по русскому языку в 9-м классе по теме:
«Повторение и обобщение изученного о сложноподчиненном предложении» (СЛАЙД №1)
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении.
2. Закрепить умение определять вид придаточного предложения.
3.Совершенствовать умение пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями, лист для самооценки
Ход урока СЛАЙД № 2
Орг. момент. (1 мин)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения.
– Мы изучили все виды придаточных. В ближайшее время мы будем писать диктант. Но перед этой важной работой нам следует провести урок. Как вы думаете, чему он будет посвящен?
Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего занятия? (тему урока формулирует учащийся: обобщить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения»)
(СЛАЙД №3)
-Запишите число, классная работа, тему урока.
Двадцать восьмое февраля.
Классная работа.
Повторение и обобщение изученного о сложноподчиненном предложении.
-На основе заявленной темы сформулируйте цель урока? (СЛАЙД №4)
2.Цели урока: (1 мин)
1.Обобщить знания о сложноподчиненном предложении.
2. Закрепить умение определять вид придаточного предложения.
3.Совершенствовать пунктуационные навыки. (СЛАЙД №5)
-На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие предложения называются СПП?
Как определить вид придаточных предложений?
Какие основные группы придаточных предложений существует?
Т. О. Сегодня нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Работать вам придётся большей частью самостоятельно и оценивать тоже либо самостоятельно, либо друг друга. Все материалы, необходимые для урока разложены у вас на партах.
Обратите внимание на листы с заданиями и ответы записываете в тетради, а оценки выставляете в специальные бланки.
3.Языковая разминка. (СЛАЙД №6) (1мин)
-Чтоб знания закрепить сполна, проведем разминку для ума
(СЛАЙД №7)
Задание 1.
- По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное.
1) [ ] ,и [ ].
2) [ ], (если).
3) [ ], [ ].
(После ответа учащихся)
Ключи (СЛАЙД №8)
1) [ ] ,и [ ] - сложносочиненное.
2) [ ], (если:) - сложноподчиненное.
3) [ ], [ ] – бессоюзное
4.Фронтальный опрос. Блиц-опрос (2 мин)
– Вы знаете, что существует три группы сложных предложений (первая – предложения сложносочиненные, вторая – сложноподчиненные, третья – бессоюзные).
Дайте определение сложноподчиненного предложения.
(Сложноподчиненное – это такое предложение, в котором одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.)
– Как вы понимаете «по смыслу подчинено другому»?
(От главного к зависимому можно задать вопрос.)
– Приведите примеры подчинительных союзов и союзных слов.
(«Хотя», «если», «чтобы»; относительные местоимения «что», «кто» и наречия «где», «куда» и т.п.)
– Как различать союзы и союзные слова?
(Союзы не являются членами предложения.)
– Что отделяет простые предложения друг от друга?
(Запятая.)
– В устной речи ей соответствует
(Пауза.)
– Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
(Придаточное может стоять перед главным, после него и может даже разрывать главное.)
– В главном или придаточном предложении могут быть указательные слова?
(В главном.)
– Для чего они служат?
(Указывают на придаточное, выделяют содержание придаточного предложения.)
-Молодцы, вы справились с этим заданием, как я и предполагала, очень быстро.
5.Синтаксическая пятиминутка(СЛАЙД №9) (3 мин)
-На каждом уроке русского языка мы уделяем время синтаксической пятиминутке, и сегодня это не будет исключением. Запишем предложение:
[Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой) (А. Пушкин) [сущ.], (где) (придаточное определительное).
-Откуда эти строчки? (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
(Предл.по цели высказывания - повеств., по интонации - невосклиц., сложное, потому что состоит из двух частей; союзное, СПП с прид. определит. [сущ.,] ( где), (СЛАЙД №10)
6. Работа в группах 3+10 мин
Повторение видов придаточных предложений
А какие еще виды придаточных вы знаете?
– А теперь вспомните, какие основные группы придаточных предложений по их значению вы знаете.
(Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.
)
– Расскажите, почему они так названы, к чему присоединяются, на какие вопросы отвечают. Не забывайте о примерах предложений, которые вы должны подобрать из предложенных карточек №1
Работаем в группах.
1-я группа- придаточные определительные, изъяснительные,
присоединительные
Обстоятельственные:
2-я гр. -времени, места, причины
3-я гр– следствия, уступки, условия.
4-я гр. – цели, образа действия, меры и степени, сравнительные.
1-я группа:
Придаточные определительные предложения – содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении и отвечают на вопрос «какой (-ая-, -ие-)».
Они относятся к определяемым словам, выраженным существительным или другим словам в значении существительного.
Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где.
(1)Владимир Андреевич приближался к той станции,(2) с которой должен он был своротить в Кистенёвку.
От определяемого слова «станции» в главном предложении (1) мы задаём вопрос «какой» к придаточному предложению (2).
Придаточное предложение отвечает на вопрос «какой»? - да.
Этот вопрос мы задаём от определяемого слова, которое выражено существительным? – да.
Средством связи главного и придаточного предложения является союзное слово «которой»? – да.
Значит это СПП с придаточным определительным. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (с какой ).
2
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на падежные вопросы (Что? О чём?)
Придаточные изъяснительные относятся к изъясняемым словам, которые находятся в главном предложении и имеют значение мысли, чувства или состояния. Изъясняемые слова выражены глаголами (говорить, сказать, думать, понимать, увидеть, жалеть и т. д.) либо прилагательными (прав, рад, уверен, счастлив, виноват и т. д.)
Придаточные изъяснительные присоединяются к изъясняемым словам с помощью:
Союзов: что, как, будто, чтобы;
Союзных слов: кто, как, сколько, потому что, откуда.
(1)Никто не знал того, (2) откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.
От изъясняемого слова «не знал» в главном предложении (1) мы задаём падежный вопрос «чего?» к придаточному предложению (2).
Придаточное предложение отвечает на падежный вопрос? – да.
Этот вопрос мы задаём от изъясняемого слова, которое выражено глаголом(значение мысли)? – да.
Средством связи главного и придаточного предложений является союзное слово «откуда»? – да.
Значит это СПП с придаточным изъяснительным. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ того], (откуда ).
3)Придаточные присоединительные
выражают дополнительные сообщения относительно содержания главной части.
Придаточные присоединительные относятся ко всей главной части, к ним нельзя поставить вопрос.
К главной части придаточные присоединительные прикрепляются с помощью союзных слов что, почему, отчего, зачем и др.
Придаточная часть, как правило, находится после главной.
ПР-Р:
1)Вставая поутру, француз пил целебный бальзам, 2)отчего он и весел. Придаточная часть 2) дополняет содержание главной части1), находится после главного, присоединяется с помощью союзного слова отчего
[ ], (с. слово отчего ).
2 группа. Придаточные обстоятельственные
Самая обширная группа придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на те же вопросы и подразделяются на такие же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
Важная особенность придаточных обстоятельственных предложений состоит в том, что обстоятельственный вопрос к придаточному предложению мы задаём от всего главного.
Обстоятельственные почти все отвечают на вопросы обстоятельств, подразделяются на те же виды, что и обстоятельства, относятся чаще всего ко всему главному предложению и прикрепляются к нему при помощи союзов.
– Назовите виды обстоятельственных придаточных, вопросы, на которые они отвечают, приведите свои примеры предложений. (Отвечают 10учащихся.)
1.Придаточные обстоятельственные времени указывают на время протекания действия, о котором говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём следующие вопросы: Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов: когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока.
ПРИМЕР:
2)Когда управляющий вызывал меня, (1) я замирал от страха.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «когда» к придаточному предложению (2).
Придаточное отвечает на вопрос обстоятельства времени? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения?
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «когда»? – да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным времени. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного предложения.
(Когда ), [ ].
2.Придаточные обстоятельственные места указывают на место, где совершается то, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём следующие вопросы: Где? Куда? Откуда?
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов: где, куда, откуда.
(1) Алексей пополз туда, (2) куда упал самолёт.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «куда?» к придаточному (2).
Придаточное места отвечает на вопрос обстоятельства места? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «куда»? – да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным места. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного предложения.
[ туда], (куда )
3. Придаточные обстоятельственные причины содержат указание на причину того, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Почему? Отчего?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: потому что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, ибо, поскольку.
Пр-р:
(1) Всякий труд важен, (2) ибо облагораживает человека.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «почему?» к придаточному предложению (2).
Придаточное причины отвечает на вопрос обстоятельства причины? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «ибо»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным причины. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (ибо )
3-я группа. 4). Придаточные обстоятельственные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающий из содержания всего главного предложения. От главного предложения мы задаём вопросы: что произошло вследствие этого?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союза так что.
ПР-Р:
(1) Дождь лил как из ведра, (2) так что на крыльцо нельзя было выйти.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «что произошло вследствие?» к придаточному предложению (2).
Придаточное следствия отвечает на вопрос обстоятельства следствия? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «так что»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным следствия Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (так что )
5). Придаточные обстоятельственные уступки сообщают о причинах, условиях, вопреки, наперекор которым совершается то, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Несмотря на что? Вопреки чему?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что (+ сочетание слов «как ни»).
ПР-Р:
(2) Пускай тебе взгрустнётся, (1) ты головы не опускай.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «несмотря на то что?» к придаточному предложению (2).
Придаточное уступки отвечает на вопрос обстоятельства уступки? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «пускай»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным уступки. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
(Пускай ), [ ].
6. Придаточные обстоятельственные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопрос: При каком условии?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль).
Пр-р:
(1) Любое живое дело можно загубить, (2) если делать его равнодушными руками.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «при каком условии?» к придаточному предложению (2).
Придаточное условия отвечает на вопрос обстоятельства условия? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «если»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным условия. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (если ).
7. Придаточные обстоятельственные цели раскрывают цель того, о чём говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: Для чего? С какой целью?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы (стил. окраш.), лишь бы, только бы.
Пр-р;
(1) Лукашин встряхнулся, (2) чтобы ноша удобнее легла на плечо.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопросы «для чего, с какой целью?» к придаточному предложению (2).
Придаточное цели отвечает на вопрос обстоятельства цели? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союза «чтобы»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным цели. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (чтобы ).
8. Придаточные обстоятельственные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопрос: каким образом? Как?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: что, чтобы, как;
союзных слов: как, насколько.
Пр-р:
(1) Ученик всё сделал так, (2) как требовал мастер
От всего главного предложения (1) мы задаём вопросы «как? каким образом?» к придаточному предложению (2).
Придаточное образа действия отвечает на вопрос обстоятельства образа действия? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзного слова «как»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным образа действия. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ так ], (как ).
9. Придаточные обстоятельственные меры и степени раскрывают меру и степень действия, признака действия, обозначенного в главном предложении. От главного предложения мы задаём вопросы: как? Насколько? До какой степени? Сколько?
Придаточные предложения присоединя
ются к главному с помощью союзов: что, чтобы, как;
союзных слов: как, насколько.
Пр-р: (1) Учение всё сделал так хорошо, (2) что мастер его похвалил.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «насколько хорошо?» к придаточному предложению (2).
Придаточное меры и степени отвечает на вопрос обстоятельства меры и степени? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзного слова «что»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ так ], (что ).
10. Придаточные обстоятельственные сравнительные поясняют обозначенные в главном предложении действия, состояния, предметы, признаки через сравнения с другими действиями предметами, признаками и т. д. От главного предложения мы задаём вопросы: как? Подобно чему?
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью союзов: как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы, будто бы, как бы.
Пр-р:
(1) Небо опустилось и стало жёлто – розовым, (2) будто на него падал отсвет далёкого пожара.
От всего главного предложения (1) мы задаём вопрос «подобно чему стало небо?» к придаточному предложению (2).
Придаточное сравнительное отвечает на обстоятельственный вопрос, небо сравнивается с пожаром? – да.
Этот вопрос мы задаём от всего главного предложения? – да.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзного слова «будто»? - да.
Значит это СПП с придаточным обстоятельственным сравнительным. Осталось только начертить схему и указать вид придаточного.
[ ], (будто ).
7. Цифровой диктант.
Различать союзы - это талант, пора нам провести цифровой диктант. (СЛАЙД №11) Задание1 Карточка1
– Ребята, мы с вами отмечали, что подчинительные союзы или союзные слова находятся всегда в придаточном предложении.
Помните ли вы наиболее яркие, характерные для некоторых видов придаточных союзы и союзные слова? Найдите пару и отметьте цифрами.
(СЛАЙД №12)
Вид придаточных Союзы, союзные слова
1) определительные будто
2) условия хотя
3) причины если
4) сравнения так что
5) уступки потому что
6) следствия который
В парах обмениваются тетрадями и проверяют . Ответы на экране Ключи (СЛАЙД №13)
1) определительные 4) будто
2) условия 5) хотя
3) причины 2) если
4) сравнения 6) так что
5) уступки 3) потому что
6) следствия 1) который
8. Физминутка. ( на 25 минуте)
- А сейчас у нас физминутка. Физрук класса по моей просьбе должен был выбрать упражнения, которые сформулированы в виде сложноподчинённых предложений. Попробуйте на слух определить, какие виды придаточных предложений встретились (физрук и класс выполняют упражнения).
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке. (цели)
Носом вдох, а выдох ртом.
Прямо все стоим притом.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами,
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели – всё в полном порядке.(усл.)
Наши мышцы не устали,
А ещё послушней стали.
Нам становиться понятно,
Что упражнения приятны.(изъяснит)
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело,
Нам понятно, что такое
Состояние покоя. (изъяснит)
Слово учителя по поводу упражнений
Вернемся к работе.
- Мы повторили виды придаточных предложений и средства их связи, а сейчас мы усложним задачу (СЛАЙД №14)
Среди данных предложений найдите СПП и расставьте номера СПП в таблицу, составьте схему
7)Задание. Карточка № 2.
Расставить номера СПП в таблицу и составить схему.
1Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9Где тонко, там и рвется.
10Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
СПП
СХЕМА
1
[ ], ( когда)
4
(Чтобы), [ ]
5
[ (куда), ]
7
[ ], ( что)
9
(Где), [ ]
-Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проведите взаимопроверку. (СЛАЙД № )
10. Работа с текстом. Продолжая работу над сложноподчиненными предложениями, теперь закрепляем пунктуационные навыки и расставляем запятые в предложенном тексте. ( На экране репродукция картины Перова «Тройка».
Карточка № 3
Картина Перова «Тройка».
Хмурый зимний день клонится к вечеру. Колючий ветер кружит поземку(,) насквозь пронизывает троих детей(,) которые(,) изнемогая от усталости(,) тащат обледеневшую большую бочку. Хотя очень холодно(,) дети одеты легко. Страшную усталость(,) муку и боязнь побоев можно прочесть на лицах ребят(,) потому что нелегка жизнь детей. Несмотря на то что бочка очень тяжела(,) они не оставят ее. Хозяин жестоко накажет их(,) если они не привезут воды.
Непосильный труд(,) голод(,) побои отняли у ребят детство. Перов правдиво рассказал об этом в своей картине(,) которая никогда и никого не сможет оставить равнодушным.
11. Творческая работа по репродукции картины Перова «Тройка».
Поработаем творчески. Рассмотрите репродукцию картины Перова «Тройка». Постройте сложноподчиненное предложение по схемам , опираясь на репродукцию.
Первый вариант записывает предложения на схемы № 1, 2; второй – на № 3,4.
Какие должны быть виды придаточных?
(Изъяснительное, образа действия; причины, определительное.)
№ схемы Ответ
1.[ глаг. ], ( как ) - изъяснительное
Своей картиной Перов хотел нам сказать, как тяжела жизнь в царской России.
2 [ так ], (что) - образа действия
Дети, надрываясь от непосильного труда, так тянут обледеневшую бочку, что видно огромное страдание на их лицах.
3 [ ],(потому что ) - причины
Детям очень холодно, потому что ветхая одежда не защищает от пронизывающего ветра.
4[ , (которые ), ] - определительное
Дети, которые вынуждены зарабатывать себе на хлеб, изнемогают от непосильного труда.
Если учащиеся испытывают затруднения при составлении предложений, то в помощь им учитель задает вопросы (Что можно сказать о жизни людей? Как одеты дети? Каков их вид? Посилен ли труд детям? О чем говорят краски, использованные художником?) и предлагает на дополнительной доске следующие словосочетания и выражения:
выбиваясь из сил
ветхая одежда
выражать тоску и муку
не защищает от пронизывающего ветра
изнемогать от непосильной тяжести
серовато-тусклые краски
протест против эксплуатации детей
Дополнительные задания:
Ребята, на доске спроецированы части сложноподчинённых предложений, их необходимо соединить по смыслу, определить их вид.
Задание 2
1) Надо прилежно учиться,
скучен день до вечера.
2) Установилась тёплая, солнечная погода,
чтобы получить хорошую профессию.
3) Коли делать нечего,
которая бывает в начале сентября.
(СЛАЙД №15)
1) Надо прилежно учиться,
чтобы получить хорошую профессию.(Цели)
2)Установилась тёплая, солнечная погода,
которая бывает в начале сентября.( Определит)
3) Коли делать нечего,
скучен день до вечера.(условия)
(СЛАЙД №
5. Итог урока.
-Чтобы знания пошли впрок, подведем урока итог. (СЛАЙД №19)
- Были ли достигнуты цели, которые мы поставили в начале урока?
Что мы на уроке повторяли?
- Какие виды виды придаточных предложений вы знаете?
6. Домашняя работа. (СЛАЙД №17)
- Чтобы дома не скучать, необходимо задание выполнять
1 уровень- тестирование по теме;
2 уровень - выпишите из художественного произведения, которое вы читаете, по два предложения на разные виды сложных предложений.
3 уровень – сочинение – миниатюра о СПП
Заполнение оценочного листа
Урок окончен.
Оценочный лист
ВИД РАБОТЫ
ОЦЕНКА ЗА УРОК
самооценка
группа
учитель
1.Постановка цели
2.Задание №1
3. Задание №2
4 Задание №3 Карточка№
5 Задание №4 Карточка№
6 Задание №5 Карточка№
7 Задание №6 Карточка№
Итоговая оценка
Молодцы! Мне очень приятно с вами работать!
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что понравилось на уроке?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что не понравилось?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые задания, составленные в формате ГИА.
1. Выбери группу подчинительных союзов.
А) а, но, когда, и.
Б) НИ-ни, то-то, да, или.
B) где, когда, хотя, так что.
2. Найди сложноподчиненное предложение.
А) Стало душно в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
Б) На улице был такой туман, что не было видно в нескольких шагах.
В) Я все ждал встречи с птицами, но птиц не было.
3. В каком из предложений придаточное находится в середине предложения. .
А) Бабушка не была уверена в том, что поедет к внуку на лето.
Б) Чтобы добраться до озера, понадобилось много времени.
В) Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.
4. Определить вид придаточных предложений:
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
А) места
Б) цели
В) уступки.
5. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы:
А) Где? С какой целью? Насколько?
Б) Какой? Чей?
В) Что? Кому? Кого? Чем?
Карточки для «слабых» учеников
1.Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, который бывает только днем (СПП с придаточными времени и определительным). 2.Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще дверь. (СПП с придаточным определительным) 3.Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.(Простое) 4. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.(СПП с придаточным определительным)
«средние»
1. Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот. (СПП с придаточным времени)
2. Когда девочка выросла, ее отправили на другую, более серьезную работу. (СПП с придаточным времени)
3. Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе. (СПП с придаточным изъяснительным)
«сильные»
№ п/п Предложение Схема предложения Вид придаточного
1. Где ты будешь, там я буду. (И.С.Тургенев). места
2. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой). места
3. Счастье нас там ждет, где его обрести не чаем. (Б.Садовский). места
Когда труд - удовольствие, жизнь хороша.( Повеств., невоскл., сложное, СПП,.. 1) –придат., условия, двусост, полное, нераспр, не осл., 2) –
главное, двусост, полное, нераспр, не осл.)
15