Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Развитие речи. Сочинение -рассуждение о книге


Конспект открытого урока в 7 классе по русскому языку
Тема «Развитие речи. Сочинение – рассуждение о книге»
Цели: уметь сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки сочинений-рассуждений.
Методические приемы: элементы сопоставительного анализа текстов; обмен мнениями по дискуссионной теме; сопоставление плана сочинения-рассуждения, самостоятельная работа.
Ход урока
1.Орг. момент.
Урок начинается с чтения стихотворения. Угадайте, из какого произведения эти строки.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) . Ребята называют союзы и произведение.
Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Ваша задача – показать гостям, что вы умеете и знаете по теме «Союз».
2. Объявление темы и целей урока.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: какие союзы вы здесь нашли?
3. Проверка домашнего задания. 2 учеников делают морфологический разбор 2 союзов по упр.342.
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ
Сочинительные союзы Подчинительные союзы и союзные слова
1 И 2 ХОТЯ
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И 3 ЧТО
5 ОДНАКО 4 БУДТО
Индивидуальные задания в карточках. В текстах определить микротему, найти союзы, определить их значение, составить схемы.
1. Прогулка в лес.
1. Лишь только ( ), [ ].
2. [ ], но [ ].
3. [ — = и = ]. 1. Лишь только наступает выходной день, дети отправляются в лес.
2. Мороз щиплет нос и щёки, но они этого не замечают.
3. Ребята катаются на лыжах и любуются природой.
2. Светофор. 1. Когда ( ), [ ].
2. Если ( ), то [ ].
3. . [ — =, но = ]. 1. Когда появились автомобили, люди придумали светофор.
2. Если загорается зелёный свет, то ход открыт.
3. Некоторые знают правила, но не соблюдают их.
3. Весна. 1. [ ], и [ ].
2. [ — = и = ].
3. [ ], потому что ( ). 1. Пришла весна, и наступили тёплые дни.
2. Солнце всё ярче светит и играет лучами.
3. Настроение у всех поднимается, потому что весна всегда приносит радость.
4. Каникулы. 1. [ — = ּ- ּ- - или ּ- ּ- - ].
2. [ … не только = , но и = ].
3. [ ], что ( ). 1. На каникулах я поеду в город или к бабушке.
2. Я буду не только гулять, но и читать книги.
3. Я знаю, что бабушка меня ждёт.
5. Библиотека. 1.[ — = и = ].
2.[ ], потому что ( ).
3.Если ( ), [ ]. Я беру в библиотеке книги и с удовольствием их читаю.
Я люблю ходить в библиотеку, потому что там есть много интересных книг.
3.Если на светофоре зажёгся зелёный свет, дорогу можно переходить.
6. Зима. 1. [ — = , да = ].
2. [ ], и [ ].
3. [ ], зато [ ]. 1. Солнце светит, да не греет.
2. Наступила зима, и дни стали короче.
3. Закончился новогодний праздник, зато начались каникулы.
4. Чтение 2 текстов (упр. 342, 343)
Выделение главных мыслей.
1. Первый текст «Книга-наш друг и советчик;
2. Второй текст «Книга предназначена для развлечения»
Обозначение темы дискуссии.
Составление учащимися вопросов для беседы и обсуждения. Используется кубик Блума.
- Для чего нужны книги?
- Как часто вы берете в руки книги?
- Есть ли у вас любимые книги?
- Что полезного и важного дали вам книги?
- Любите ли вы отдыхать с книгой?
- Что вы предпочитаете делать в свободное время: гулять, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или читать?
- Какие пословицы и поговорки о книгах вы нашли?
Книга - друг человека.
 
Книга книгой, да и своим умом двигай.
 
Кто много читает, тот много знает.
 
Ему и книги в руки.
 
Книга мала, а ума придала. 
 
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
 
Книги не говорят, а правду сказывают.
 
Книги читать - скуки не знать.
 
Не красна книга письмом, а красна умом.
 
Книги читать - не в ладушки играть.
 
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
 
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
 
Одна книга тысячу людей учит.
 
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
 
Испокон века книга растит человека.
 
Книга - лучший подарок.
 
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
 
С книгою жить – век не тужить.
 
Дом без книги – день без солнца.
 
5. Составление плана сочинения-рассуждения. Можно в сочинении использовать пословицы и поговорки, которые ребята нашли.
Выделение тезиса. Книга – наш друг и советчик.
Доказательство (аргументы). Нахождение доказательств в упр.342. Тезис и обоснование , как правило, связываются в тексте союзами потому что, почему, так, как , вводными словами во-первых, во-вторых…
Вывод. Ребята сами делают выводы о пользе чтения книг. Вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно, из этого следует, словом и др.
Творческий отдых
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
6. Написание черновиков сочинений.
7. Домашнее задание.
Переписать в чистовик сочинение.
Самоанализ урока русского языка.
Начну самоанализ урока с краткой характеристики 7 класса, с которым я проводила учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 62,5%: из 8 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 5 из 8 человек, таким образом, уровень качества знаний в 7 классе выше среднего. Ребята очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях.
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Урок развития речи. Написание сочинения-рассуждения «Книга-наш друг и советчик».
Данный урок рассчитан на 45 минут;
Тип урока: урок закрепления изученного по теме «Союз», урок развития речи.
Задачи урока:
Образовательные:
1.уметь сопоставлять и рассуждать;
2.совершенствовать навыки монологической речи;
3. навыки сочинений-рассуждений.
Развивающие:
1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
2)на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к книге, чтению;
3)воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные цели - в работе по конструированию словосочетаний и предложений союзами, составлению схем предложений;
2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные цели - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся нравственные качества, уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности ( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 15 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе, который учащиеся сдали в конце урока. Оценки будут выставлены в журнал.
На данном занятии использовались технологии:
игровые технологии,
элементы технологии проблемного обучения;
технологии коллективного сотрудничества,
технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы, работа в парах.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2 .Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
3. Работа с текстами. Обсуждение темы дискуссии.
4. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
В ходе урока дети закрепили новое для себя понятие «союз». Научились видеть его в предложении, выделять графически и пунктуационно.
Недочёты в работе:
Лист самооценки и оценки учителем.
Ученика (цы)________________________________________
1. Задание с текстом:
Сочинительные союзы Подчинительные союзы
Самопроверка.
2. Индивидуальные задания в карточках:
В текстах определите тему, найдите союзы, определите их разряд, составьте схемы.
1 предложение
2 предложение
3 предложение
3. Составление вопросов .
4. Составление плана сочинения.
Лист самооценки и оценки учителем.
Ученика (цы)________________________________________
1. Задание с текстом:
Сочинительные союзы Подчинительные союзы
Самопроверка.
2. Индивидуальные задания в карточках:
В текстах определите тему, найдите союзы, определите их разряд, составьте схемы.
1 предложение
2 предложение
3 предложение
3. Составление вопросов .
4. Составление плана сочинения.