Как составить план местности 
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА 
«Как составить план местности»
ФИО (полностью):   Пыжова Светлана Георгиевна. 
Место работы:        МООУ санаторно - лесная школа
Должность:            зам директора по УВР, учитель
Предмет:                география
Класс:                     5
Тема: »Изображение земной поверхности»
Базовый учебник:   География. Планета Земля.5-6 классы. А.А.. Лобжанидзе Издательство »Просвещение»
  Цель урока: «Решение практических задач по плану местности»
Задачи урока: 1. Закрепить знания понятий: «план, карта, глобус, масштаб, условные знаки». 
2. Формировать умение работать с различными  источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.3. Формировать  навыки смыслового чтения.
  Планируемые результаты обучения:
Личностные  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной и творческой деятельности;
Метапредметные:  умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение.
Предметные: Умение распознавать различные виды изображения земной поверхности, решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот, составлять план небольшого участка местности с использованием условных знаков  
  Тип урока:     закрепления полученных знаний      
 Формы работы учащихся:  индивидуальные, фронтальные, в парах.
 Необходимое техническое оборудование (и другие средства обучения): мультимедиа, презентация, тексты -  задания для групповой работы, эталоны, атласы, листы самооценки 
 Структура и ход  урока (Таблица 1.)
Структура и ход урока                                                                 
 Таблица 1.
I.Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент:  
- все ли на месте ученики???        - книги, атласы, дневники ???
Слайд №1 
Эмоциональный настрой  на урок (Песня Ю.Визбора «Люди идут по свету»)
Слайд №2
В мире много интересного.  
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.  
Так скорей,  друзья за дело!
II.Актуализация знаний
Слайд №3
Учитель: «Ребята! Мы с вами недавно познакомились с действующими лицами Васей Глобусовым и Катей Картовой, который отправлялись в путешествие в соседнюю деревню Масштабово. А ведь не зря я им придумала такие имена и названия географических  объектов тоже. Начинайте думать! 
Так какой источник изображения земной поверхности им лучше использовать на такое маленькое расстояние» (показываю на глобус, карту, план)? 
Слайд № 4 
Учитель: «Но вот и перед вами  такой план. 
Кстати, что это такое? Давайте его прочитаем. (К доске вызывается ученик) 
Как Вам данный план? Что вам в нем не очень нравится? Удобно ли определять по нему расстояния от объекта к объекту?» (не хватает масштаба)
Слайд № 5
Учитель: «Не зря  Вася и Катя стремятся в деревню Масштабово. Пока (вызываю ученика к доске) работает и соотносит численный и именованный масштабы,  давайте, ребята,  вспомним, что такое масштаб». 
Представление творческих работ учеников
(ученики выполняли (по желанию)  опережающее  домашнее задание «Составить синквейн по понятию «Масштаб»)
Слайд № 6
Физкультурно – географическая разминка
(похлопаем – «Согласны с утверждением», потопаем – «Не согласны»)
1.Масштаб – дробное число, показывающее во  сколько раз расстояния на местности уменьшены по отношению к реальным размерам (+).
2.Есть масштабы именованный и численный (-) 
3. В численном масштабе число 1 - это расстояние на местности, а число знаменателя (с нолями) на плане (-).
4. Чтобы перевести численный масштаб в именованный нужно убрать 00 для метров  или  00000 для км.(+)
5.Чем меньше площадь изображаемой территории, тем масштаб крупнее (+)
Ответ ученика, соотносившего масштабы у доски
Взаимопроверка результатов работы!!!!
(Совместная работа учителя и учеников: решаем какой из предложенных масштабов  пригодится Васе и Кате) 
III. Постановка цели и задач урока
 Слайд №7
Учитель: «Как вы думаете, ребята, какая будет тема урока? Что будем делать?
Д/З !!!! (Определяемся с домашним заданием: 1.Выучить параграф 14. 2.Для продвинутых учеников: составить свой план местности»
IV. Самостоятельная практическая работа
Слайд №8
(Напоминаю об алгоритме и времени исполнения работы).
Обучающиеся выполняют  практические  задания (работа в парах!!!!) (задания имеют 3 уровня  сложности: 1 уровень – знание условных знаков и определение их видов; 2-й уровень – знание условных знаков, видов масштабов, определение расстояний с использованием масштабов; 3 уровень - знание условных знаков, видов масштабов, определение расстояний с использованием масштабов, определение  сторон горизонта)
(После выполнения работы ученики получают эталон)
V. Включение в систему знаний и анализ работы
Обучающиеся осуществляют  самопроверку выполненных работ по эталону и выставление отметок 
На доске создаем выставку ученических работ
Совместно анализируем творчество
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(Проводится диалог учителя и учеников). Что вы открыли нового на уроке?
Чему вы научились сегодня?
Чем вам это может помочь?
В какой части урока вы работали лучше всего?
Что вам на уроке показалось трудным? 
15