Как составить план местности
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
«Как составить план местности»
ФИО (полностью): Пыжова Светлана Георгиевна.
Место работы: МООУ санаторно - лесная школа
Должность: зам директора по УВР, учитель
Предмет: география
Класс: 5
Тема: »Изображение земной поверхности»
Базовый учебник: География. Планета Земля.5-6 классы. А.А.. Лобжанидзе Издательство »Просвещение»
Цель урока: «Решение практических задач по плану местности»
Задачи урока: 1. Закрепить знания понятий: «план, карта, глобус, масштаб, условные знаки».
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.3. Формировать навыки смыслового чтения.
Планируемые результаты обучения:
Личностные формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной и творческой деятельности;
Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; смысловое чтение.
Предметные: Умение распознавать различные виды изображения земной поверхности, решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот, составлять план небольшого участка местности с использованием условных знаков
Тип урока: закрепления полученных знаний
Формы работы учащихся: индивидуальные, фронтальные, в парах.
Необходимое техническое оборудование (и другие средства обучения): мультимедиа, презентация, тексты - задания для групповой работы, эталоны, атласы, листы самооценки
Структура и ход урока (Таблица 1.)
Структура и ход урока
Таблица 1.
I.Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент:
- все ли на месте ученики??? - книги, атласы, дневники ???
Слайд №1
Эмоциональный настрой на урок (Песня Ю.Визбора «Люди идут по свету»)
Слайд №2
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья за дело!
II.Актуализация знаний
Слайд №3
Учитель: «Ребята! Мы с вами недавно познакомились с действующими лицами Васей Глобусовым и Катей Картовой, который отправлялись в путешествие в соседнюю деревню Масштабово. А ведь не зря я им придумала такие имена и названия географических объектов тоже. Начинайте думать!
Так какой источник изображения земной поверхности им лучше использовать на такое маленькое расстояние» (показываю на глобус, карту, план)?
Слайд № 4
Учитель: «Но вот и перед вами такой план.
Кстати, что это такое? Давайте его прочитаем. (К доске вызывается ученик)
Как Вам данный план? Что вам в нем не очень нравится? Удобно ли определять по нему расстояния от объекта к объекту?» (не хватает масштаба)
Слайд № 5
Учитель: «Не зря Вася и Катя стремятся в деревню Масштабово. Пока (вызываю ученика к доске) работает и соотносит численный и именованный масштабы, давайте, ребята, вспомним, что такое масштаб».
Представление творческих работ учеников
(ученики выполняли (по желанию) опережающее домашнее задание «Составить синквейн по понятию «Масштаб»)
Слайд № 6
Физкультурно – географическая разминка
(похлопаем – «Согласны с утверждением», потопаем – «Не согласны»)
1.Масштаб – дробное число, показывающее во сколько раз расстояния на местности уменьшены по отношению к реальным размерам (+).
2.Есть масштабы именованный и численный (-)
3. В численном масштабе число 1 - это расстояние на местности, а число знаменателя (с нолями) на плане (-).
4. Чтобы перевести численный масштаб в именованный нужно убрать 00 для метров или 00000 для км.(+)
5.Чем меньше площадь изображаемой территории, тем масштаб крупнее (+)
Ответ ученика, соотносившего масштабы у доски
Взаимопроверка результатов работы!!!!
(Совместная работа учителя и учеников: решаем какой из предложенных масштабов пригодится Васе и Кате)
III. Постановка цели и задач урока
Слайд №7
Учитель: «Как вы думаете, ребята, какая будет тема урока? Что будем делать?
Д/З !!!! (Определяемся с домашним заданием: 1.Выучить параграф 14. 2.Для продвинутых учеников: составить свой план местности»
IV. Самостоятельная практическая работа
Слайд №8
(Напоминаю об алгоритме и времени исполнения работы).
Обучающиеся выполняют практические задания (работа в парах!!!!) (задания имеют 3 уровня сложности: 1 уровень – знание условных знаков и определение их видов; 2-й уровень – знание условных знаков, видов масштабов, определение расстояний с использованием масштабов; 3 уровень - знание условных знаков, видов масштабов, определение расстояний с использованием масштабов, определение сторон горизонта)
(После выполнения работы ученики получают эталон)
V. Включение в систему знаний и анализ работы
Обучающиеся осуществляют самопроверку выполненных работ по эталону и выставление отметок
На доске создаем выставку ученических работ
Совместно анализируем творчество
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(Проводится диалог учителя и учеников). Что вы открыли нового на уроке?
Чему вы научились сегодня?
Чем вам это может помочь?
В какой части урока вы работали лучше всего?
Что вам на уроке показалось трудным?
15