Конспект открытого урока по русскому языку Именительный и винительный падеж прилагательных женского рода 4 класс, Школа России

Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Автор: Сухова И.В., учитель начальных классов МОУ "КСОШ №7" г.Кириши Ленинградская область
Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа.
Задачи урока:
Предметные : различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного.

Метапредметные: развитие речи, процессов анализа, синтеза, обобщения; внимания, мышления, развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Личностные: воспитывать интерес к предмету; формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность; расширять знания о родном языке.


Планируемые результаты

Предметные:
определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;
обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.
Метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
обобщать, делать выводы на основе анализа схем;
строить монологическое высказывание;
обосновывать своё мнение;
выслушивать и оценивать мнение одноклассников;
оценивать результаты своей работы.
Личностные:
осознавать ценность и значимость родного языка.






Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания.
Как вы думаете почему?
Где нам пригодится умение правильно и красиво писать?
Внимание на доску. (На доске запись: аяяяойыйийееое.)
Разделите эту цепочку букв на 3 части, спишите каждую часть на новой строке. (аяяя ойыйий ееое)
На что похожи эти сочетания букв? (окончания прилагательных)
Когда у имён прилагательных бывают такие окончания? ( в им.п. ед.ч.)
3.Введение темы урока (целеполагание).
Какое время года сейчас?
Назовите признаки зимы в природе?
Опишите зимнюю природу, используя словосочетания с прилагательными.
Обратите внимание на словосочетания, которые составила я.
На доске (на слайде) запись:
Зимн.. стужа, крепк.. мороз, про снежн.. равнину.
Прочитайте.
Чем похожи эти словосочетания? (сущ.+ прил. в ед. ч.)
Найдите "лишнее" словосочетание по какому-либо признаку. ( про снежную равнину в вин.падеже)
Как определили падеж прилагательного?
Есть другие варианты "лишнего" словосочетания? (крепкий мороз в ср.р.)
Как определили род прилагательного?
Если мы уберём "лишнее" словосочетание "крепкий мороз", какие словосочетания останутся? Прочитайте.
Чем похожи словосочетания? (в ж.р., ед.ч.)
Чем отличаются? ( падежами, окончаниями)
Какой части слова не хватает у прилагательных? (окончания)
Как вы думаете, почему я не написала её? (потому что можно сделать ошибку в окончании, т.к.оно безударное)
Давайте попробуем вставить окончания.
Какие окончания можно вставить в 1 словосочетание? (ию или юю)
Какие во второе? (ую или ою)
Вот сегодня на уроке нам и предстоит разобраться кто прав и что надо делать.
Посмотрите ещё раз внимательно на эти словосочетания и попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах)
Чему будем учиться на уроке? ( правильно писать окончания прил. в женском роде в им. и вин. падежах)
4.Объяснение темы.
Обратите ещё раз внимание на записанные на чистописании цепочки букв. Какая цепочка пригодится нам сегодня на уроке? (аяяя)
Что она называет? (окончания прил. в ж.р. в им.пад.)
Работа в парах:
У вас на партах карточки №1.
Что нужно сделать ? (дописать окончания прил.)
Посоветуйтесь между собой и допишите окончания.
Карточка №1 ( у детей и на слайде)
Дорога (какая?) снежн..
Дорога (какая?) дальн..

На ель (какую?) высок..
На экскурсию (какую?) зимн..

Проверяем работу в парах.
Почему словосочетания записаны в две группы? ( в им.п. и в вин.п.)
Какие окончания вы вписали в 1 группу? (ая, яя)
Почему они разные? ( основы заканчиваются на твёрдый и на мягкий согл.звуки)
Что помогло вам написать правильно окончания? ( знания об окончании прил в им.п. и ударное окончание вопроса)
Какие окончания вы написали у прилагательных 2 группы? (ую, юю)
Почему они разные?
Что помогло написать их верно? ( проверяли по вопросу какую?)
Кто верно выполнил задание? Кто допустил ошибки?
Давайте на доске составим схему, помогающую правильно написать окончания прилагательных ж.р. в им. и вин. падеже.
С чего начнём? ( на доске таблички на магнитах, дети выбирают правильные)
Им. п. какая? - ая, -яя
Имена
прил. ж.р.
Вин.п. какую? -ую, -юю
Запишите эту схему в тетрадь.
Попробуйте по это схеме сформулировать правило правописания окончаний прилагательных в ж.р. в им. и вин. падежах.
Нам поможет электронное приложение (вставляем на интерактивной доске пропущенные в правиле слова)
Дети формулируют правило ( имена прилагательные в женском роде в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя; в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.)
Вернёмся к началу урока, к нашим словосочетаниям.
Опираясь на правило давайте вставим пропущенные окончания.
Зимняя стужа, про снежную равнину.
Упр.61.
Прочитайте задание про себя.
Что нужно сделать в этом упражнении?
Устно отвечаем на вопрос упр. "В каких падежах имена прил. ж.р. имеют такие вопросы и окончания?"
Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь по 1 словосочетанию с прил. в ж.р. в им. падеже и в вин. падеже на тему зимы.
Коллективная проверка ( дети в случае необходимости поправляют неверные ответы одноклассников).
Что помогло вам правильно выполнить задание?
Работа в группах
Используя только что составленные словосочетания, придумайте рассказ о зиме из 3-4 предложений.
Помните рассказ должен быть о зиме, не более 3-4 предложений с прилагательными в ж.р. именительном или винительном падеже.
Коллективная проверка ( проверяем соответствие заданным условиям)
Итог (какая группа правильно выполнила задание)


Физминутка.
Поднимаем руки вверх, если слышим словосочетание с прил. в ж.р., в им. п.
Хлопаем - в вин. п.
Топаем - в другой форме
Тёплая осень, разноцветную радугу, влажное лето, утренняя заря, пушистый снег, уютная изба, чистое поле, тёплую шубу, шерстяная варежка, жёлтую листву, холодную воду, весеннее солнышко, прекрасная погода.
6.Закрепление.
1) 62 упр.
Прочитайте задание про себя
Что нужно сделать? (прочитать стих)
Чьи это стихи? Что знаете об этом поэте?
Рассказ о поэте:
Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 м. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"... Пляцковский - автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий . Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.
Подготовьтесь прочитать вслух.
Чтение 2-3 ученика.
О чём это стихотворение? (о красоте родины, родной природы)
Какова главная мысль?( Природа Родины прекрасна)
Что мы называем Родиной?
Как называется наша Родина, о которой написал поэт? (Россия)
Какие картины русской природы представили, читая стих.?
Как поэт относится к Родине? (он любит Родину)
Почему вы так решили?
А вы любите родину?
Что значит любить Родину? ( В чём может выражаться эта любовь?)
Как называют человека любящего свою Родину? (патриот)
Считаете ли вы себя патриотами Родины или нет, и почему?
Вернёмся к стихотворению. Его написал поэт-песенник, а значит на эти слова написана песня.
Давайте послушаем кусочек песни. (Звучит 1 куплет песни)
Как вы думаете музыка усилила впечатление от стихотворения или нет?
Что помогло поэту увлечь слушателя? ( отличное владение русским языком)
Хотели бы вы владеть русским языком как М.Пляцковский?
Для чего это нужно?
Вернёмся к другим заданиям.
Что ещё нужно сделать?
Самостоятельно вставьте буквы, не забудьте обосновать ваш выбор.
Коллективная проверка:
Удалось ли вам использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке, в каких словах? (синюю, бескрайнюю).
Какие ещё орфограммы встретились?
Самостоятельно спишите и выделите окончания у прилагательных в ж.р. им. или вин. падежах.
Взаимопроверка.
У каких прилагательных выделили окончания?
Кто справился без ошибок?
Какие знания вам помогли выполнить упражнение правильно?

2)Самостоятельная работа
На доске задание из электронного приложения к учебнику
Влажное лето и тёплая осень бывают к долгой зиме.
Вечерняя радуга предвещает хорошую погоду.
Весеннее солнышко землю воскрешает.
Красная утренняя заря дождь принесёт.
Внимательно прочитайте.
Спишите только те предложения. в которых есть прилагательные в ж.р. им. падеже и одновременно есть прилагательные в ж.р. в вин. падеже.
Проверка после выполнения задания.
Какие предложения списали? Почему?
Кто выполнил задание правильно?
Что помешало правильно выполнить задание?
7. Рефлексия
Что мы узнали на уроке?
Зачем нам нужно это знать?
Понравилось вам сегодня работа на уроке, оцените цветом.
(зел.- да, красный - нет, жёлтый - не знаю)
Что понравилось? Что нет?
8.Домашнее задание
учебник у.63
Прочитайте задание.
У кого возникли вопросы по выполнению задания?
СПАСИБО ЗА УРОК.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815