Музыка 2 класс В музыкальном театре.Балет
Конспект урока №21
предмет музыка
класс 2
Тема раздела: «В музыкальном театре.»
Тема урока: Путешествие в музыкальные страны. Балет
Составитель: учитель музыки Викторова Н.П.(специалист)
Эпиграф урока: «Я снова вижу голубой далёкий свет.
Прекрасным принцем мне является балет.
Он позолоченную туфельку даёт,
И за собою в мир загадочный ведёт».
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Задачи урока:
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:
через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
Развивать навыки импровизации и творчества.
Характеристика деятельности учащихся(УУД )
- сравнить два музыкально- театральных представления (опера,балет)
- выявить отличительные и сходные особенности каждого муз. жанра.
-разучить 1 куплет песни.
-узнавать муз. произведения и их авторов,
- исполнять выученные песни в характере,
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, пении и др.
-продемонстрировать умения и навыки хорового и ансамблевого пения.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия: Либретто, увертюра, кордебалет, дирижер, симфонический оркестр, пуанты
Оборудование урока:
Музыкальный центр ,компьютер, ДВД, видео и аудеозаписи, фланелеграф, иллюстрации Большого театра Москвы,иллюстрации из балетных спектаклей
Музыкальный материал:
П. И. Чайковский Увертюра из балета «Лебединое озеро»;
П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»;
А. Ермолов «Веселая песенка»
М. Коваль Хор из оперы «Волк и семеро козлят»
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
(Звучит фрагмент песни «Про волшебников».)
Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Дети: Кит песня.
(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)
Приложение №1 Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель играет мелодию хора из оперы «Волк и семеро козлят»
Учитель: сейчас прозвучал музыкальный фрагмент из этой оперы.Как он называется?
Дети: Хор
Учитель: Что такое хор?
Учитель: Что такое ария?
Исполняют хор из оперы «Волк и семеро козлят»
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Дети: Кит танец.
(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)
Приложение №1 (После ответов детей на доске появляются иллюстрация оперы.)
Приложение №2 Учитель: Молодцы.
3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
(На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.)
Приложение №3А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о том как рождается балет:(либретто-композитор-балетмейстер-танцор).
Краткий рассказ о том, где располагается оркестр во время спектакля.Кто им руководит.При помощи чего?(дирижерской палочки)
(Слушание Увертюра из балета «Лебединое озеро»(видео)
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)
Приложение №1 Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
(На доске появляется фото дирижера крупным планом.)
Приложение №5 Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие...
Рассказ учителя об актерах балета-балерины и танцовщикиэТанцевальная обувь-пуанты.
Учитель: Мы с вами прослушаем еще один фрагмент из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского Я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.
(Слушание «Танец маленьких лебедей».)
Анализ и интерпритация музыкального произведения
Учитель: Какое настроение в этой музыке?
Дети: Радостное, весёлое.
Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?
Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
Музыкальная физкультминутка
Художественно-практическая деятельность:
Отработка упражнений на дыхание «Филин», «Ворон»
Разучивание песни А.Ермолова «Веселая песенка»:
-схема песенки;
-разучивание текста методом художественного чтения;
-разучивание мелодии .Музыкально-ритмические упражнения
4. Обобщение урока (3 минуты).
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
Дети: О театре. (О каком ?)
О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях. (О каких?)
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Дети: Кит танец
Учитель: Молодцы.
6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.
5. Итог урока (1 минута).
Выставление оценок.
7.Рефлексия
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Что мне понравилось….»
«О чем я хотел бы узнать еще на уроках музыки?»