Лингвистическая игра по русскому языку.

«Умники и умницы»
Лингвистическая игра по русскому языку. 8 класс.

Цель: развитие интереса в изучении русского языка,
обобщение изученного по русскому языку;

Ход игры.
Проводится первый тур отборочный. За каждый правильный ответ дается медаль, на которой написана буква «У» . Подсчитывается количество медалей, выходят три игрока. Они сами выбирают дорожку, на которой продолжат игру. Каждому поочередно дается задание. Если играющий дает неверный ответ, то на него может ответить ученик из зала.

I. Агон отборочный.

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).

2. Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? ( Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами.)

3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый – «любящий насмехаться», а смешливый – «такой, которого легко рассмешить».)

5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)

8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

9. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)

10. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча.)

11. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [p’], мягкий звук [н’] ? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь.)

12. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.)

13. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

14. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса –ищ-: ножищи.)

15. Родственны ли слова пот и потолок? (Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего по значению.)

16. Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками. (Конь, день, коньки и моя, я, поет, если)

17. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, на мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.

18. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

19. Как превратить слова ай и но в местоимения? (Я, он. )


II . Состязания на красной дорожке.
(Нельзя ни разу ошибиться)

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
Покраше..ый пол, краше..ый пол, краше..ый охрой пол, неокраше..ые стены, пр..быть (во)время, о..дыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря, (н..)где (не) найти, (н..)когда (не)опаздывать.

2. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласными сочетаниями ра, ла, ре: ворота – вратарь, молодой – младенец, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда, короткий? Почему?


III. Состязание на зеленой дорожке.
(Можно ошибиться два раза.)

1. Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?

2. Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.
Который из дедушек «мой» ? Почему? (В предложениях с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой» дедушка.)

3. Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея, интенсивный, гуманный, оптимист.

4. В книге Ю.В.Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай.
Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое «зодчий». И тогда экскурсовод объяснил им : « Зодчий по-русски значит архитектор».
Верны ли объяснения экскурсовода? (Экскурсовод был не прав: именно слово архитектор по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово «архитектор» означает «строитель». Но заимствованное слово «архитектор» нам понятнее теперь, чем устаревшее, хотя и исконно русское, слово «зодчий».)


IV. Состязание на желтой дорожке.
(Допустима одна ошибка.)

1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик? (Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный инженер и грамотный строитель оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области», а грамотным учеником назовем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.)

2. Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение то: - омоним (омоформ) суффикса –то :как-то, где-то.)

3. Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.

4. Расставьте ударение в следующих словах:
торты, комбайнер, начал, начала, звонит, звонят, баловать, красивее, мельком, черпая.





Материал взят из еженедельника «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» в 2002 г..
Автор: Александрова В.В.




15