Лингвистическая игра по русскому языку
Первый наш конкурс – «Разминка». Каждой команде будет задано по 5 вопросов. На обдумывание каждого вопроса 10 секунд. Отвечать может любой игрок команды. Если команда не знает ответ или даёт неправильный, то ответить может та команда, которая первой поднимет руку.
Вопросы для первой команды
Жвачное животное с очень длинной шеей? (Жираф)
Мясной отвар? (Бульон)
На что заканчивается день и ночь? ( на ь)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку кладёт. (Карандаш)
Какой корень в слове прекрасный? (-крас-)
Вопросы для второй команды
Шестьдесят минут? (час)
На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. (буквы)
Кто говорит молча? (книга)
Какой корень в слове удивительный? (- див-)
С чего начинается ярмарка? (с я)
Вопросы для третьей команды
Недоеденные куски? (объедки)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Какой корень в слове задумать? (- дум-)
В каком слове сорок а? (сорока)
Что с земли не поднять? (тень)
Второй конкурс - «Сломай – голову». Каждой команде даётся головоломка. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в единственном числе в именительном падеже. На решение головоломки 3 минуты.
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
Третий конкурс – «Обгонялки». Я буду читать вам шарады, вы – их отгадывать. Право отвечать получает та команда, которая быстрее поднимет руку.
Слог первый мой – предлог.
Второй - летний дом,
А целое порой решается с трудом. (задача)
2. К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно. (по – ми – до- р)
3. К строению предлог прибавьте,
И в целом руду расплавьте. (дом –на)
4. Первый слог – мужское имя,
Буква гласная – второй,
Слово в целом – знак почтовый,
Угадайте вы, какой? (марка)
5. Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз.
А в целом я – материя
И на костюм гожусь. (сукно)
6. Первое – нота,
Второе – то же,
А целое – на боб похоже. (фасоль)
7. Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Так нужен для воды. (насос)
8. Какой остров сам себя признаёт принадлежностью одежды? (Ямайка)
«Наборщики». На выполнение задания даётся 2 минуты. А задание такое: из букв данного слова составить новые слова.
ТАБУРЕТКА
Замените фразеологический оборот словом синонимом
Задирать нос - важничать
Прибрать к рукам - завладеть
Не верить своим ушам – удивляться
Носа не показывать – не появляться
Надувать губы - обижаться
За животики хвататься - смеяться
Держать на сердце – переживать
К какой профессии относятся данные фразеологизмы, что они означают?
Стричь под одну гребенку – парикмахер (сделать все одинаково)
Сложить оружие - пленные(военнослужащие) - сдаться
Брать на прицел – военнослужащие (метиться)
На живую нитку – портной (наспех)
Закидывать удочку – рыбак (прикидывать что-то в уме)
Сгущать краски – художник (преувеличивать)
Ход конем – шахматист (просчитать)
Играть первую скрипку – музыкант (руководить)
Наш четвёртый конкурс называется «Грамотей». Перед вами листочки и ручки. Сейчас вы напишите на этих листочках диктант. Каждый участник команды пишет только два слова и передаёт листок и ручку следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимается 1 балл. Будьте внимательны!
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Итак, начинаем
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные. (уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
Ее просит рваная обувь. (каша)
Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Ее набирают в рот, когда молчат.
Ей нельзя разлучить неразлучных друзей. (вода)
Его проглатывают, упорно не желая говорить.
Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Конкурс «Догадалки – 2»
Рассказчик. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
Солдат. Здравствуй, отец!
Старик. Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.
Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться. Может вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?
Ответ. Дед Тит.
Старик. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!
Солдат. Ну, дедушка, Тит, задал ты мне задачу! Сразу и не сообразишь! Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как называли деда, когда он служил в армии?
Ответ. Анна. Шалаш. Казак.
Старик. Ой, молодцы, внучки, порадовали! Какие вы все умненькие!
За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
НОС
Задирать нос
Вешать нос
Водить за нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Остаться с носом
Не видеть дальше собственного носа
ЗУБЫ
Зуб на зуб не попадает
Око за око, зуб за зуб
Говорить сквозь зубы
Иметь зуб
Положить зубы на полку
Ни в зуб ногой
Скалить зубы
Рассказчик. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
Солдат. Здравствуй, отец!
Старик. Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.
Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться. Может вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?
Ответ. Дед Тит.
Старик. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!
Солдат. Ну, дедушка, Тит, задал ты мне задачу! Сразу и не сообразишь! Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как называли деда, когда он служил в армии?
Ответ. Анна. Шалаш. Казак.
Старик. Ой, молодцы, внучки, порадовали! Какие вы все умненькие!
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Оноре де Бальзака, показать связь Бальзака с Украиной. Углубить понятие о реализме на примере произведений Бальзака. Развивать умения составлять конспект услышанного, навыки самостоятельной работы с учебником.
ТИП УРОКА: урок изучения биографии писателя
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: рассказ учителя, сообщения учеников, аналитическая беседа по вопросам
ОБОРУДОВАНИЕ: ПОРТРЕТ Оноре де Бальзака, произведения писателя
ХОД УРОКА:
I.Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам
Попробуйте сформулировать своеобразие стендалевского противопоставления «природного человека» и цивилизации в судьбе:
а) Жюльена Сореля;
б) госпожи де Реналь;
в) Матильды де Ла-Моль.
2.Стендаль имеет репутацию одного из лучших писателей-психологов. По-вашему, подтверждает или отрицает это роман «Красное и Чёрное»? Приведите примеры из романа.
II. Актуализация опорных знаний.
Дать определение реализма.
Реализм – художественное направление в искусстве, основанное на принципе жизненно правдивого отражения действительности. Реалистическое искусство использует и такие способы художественного выражения, как миф, символ, гротеск.
III. Работа над темой урока.
Биография Оноре де Бальзака (доклады учащихся, дополнение учителя).
Родился в Туре 20 мая 1799 года. Дед – крестьянин, отец «вышел в люди» и превратился из «Бальса» в «Бальзака», добавив к своей фамилии частицу «де», которая говорила о принадлежности к высшему классу.
1806 год - обучается в Вандомском училище (не очень нравится, но учится очень хорошо – 1-й ученик). Начинает писать. Из-за болезни родители забирают Оноре домой.
1814 год- семья селится в Париже. Оноре обучается в частных школах, посещает лекции в Сорбонне; отрабатывает практику в конторе нотариуса.
1819 год – отец оставляет службу (без пенсии). Бальзак получает диплом юриста, начинает работать. Мечтает стать писателем. Семья решила помочь, но дала испытательный срок 2 года. Создаёт стихотворную драму «Кромвель», которая не приносит известности.
1821 год – живёт в мансарде, общается с журналистами, издаёт сначала в соавторстве модные тогда «готические романы», а затем и самостоятельно.
1829 год – издаёт роман «Последний шуан».
Для того чтобы разбогатеть, участвует в рискованных коммерческих делах, которые привели к финансовому краху. Результат – долги.
20-е годы посвящены погашению долгов (об этом появляются анекдоты). Много пишет (по 16 часов в сутки), ведёт светскую жизнь, имеет славу комического «денди».
Первым шагом на пути к «Человеческой комедии» стало обращение Бальзака к жанру «физиологического очерка», который не имеет ничего общего с физиологией в медицинском понимании этого слова. Это своеобразное исследование определённых социальных явлений.
«Физиологический очерк» - это художественная публицистика, которая охватывает современные темы и разрабатывает богатый материал социально- бытовых и психологических наблюдений. Со временем Бальзак использует его для создания новелл. Именно так возникает произведение «Гобсек» (1830-1834), которое было сначала «Физиологическим очерком».
С начала 1830 года начинает писать большие произведения («Шагреневая кожа» (1830-1831), «Евгения Гранде» (1833), «Тёмное дело» (1841)).
Ещё на раннем этапе творчества у Бальзака была склонность писать произведения циклами, вследствие чего постепенно возникает замысел объединить все романы в эпопею (сформировался в 1834 году). В 1840 году появляется название «Человеческая комедия», а в 1842 году – «Предисловие», где изложены идеи и замысел эпопеи.
В эпопею вошло почти всё, созданное Бальзаком в 30-е годы и написанное после 1842 года. Последний роман Бальзака «Крестьяне» («Сельские жители») остался незавершённым.
В 1832 году Бальзак получил письмо из Одессы с подписью «Иностранка» по поводу его романа «Тридцатилетняя женщина». Автор письма – богатая польская помещица Эвелина Ганская, у которой было имение вблизи Бердичева. Начинается переписка, затем происходит встреча в Швейцарии. Бальзак и Ганская полюбили друг друга, но не могли пожениться, т.к. Эвелина была замужем. Этот роман продолжался 18 лет, влюблённые встречались в различных странах. Бальзак и Ганская смогли обвенчаться только в 1850 году перед смертью писателя.
«Человеческая комедия»
«Человеческая комедия» - нить ярких картин периода после Июльской революции – перераспределение богатств. Упадок морали, главное – деньги. «Человеческая комедия» стала попыткой отражения изменения в обществе, показать тот бешеный ритм, в котором происходят изменения. Бальзак негативно относится к Июльской революции. В своих дневниках говорит, что пишет, исходя из двух истин – религии и монархии (поддерживает легитимистов – приверженцев династии Бурбонов).
Основные положения «Предисловия»
Человек развивается как животное, а животное как растение. То есть весь биологический мир живёт по одному закону – «каждый для себя». «Живое существо» - основа, которая получила свою внешнюю форму (Характерные признаки собственной формы) в той среде, в которой ему определено развиваться.
Выделяется три формы бытия человека: «мужчины, женщины, вещи».
Идея замысла «Человеческой комедии» - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма (описать виды и подвиды людей в тесной связи со средой обитания), соблюдая принципы реализма.
Изучает творчество Вальтера Скотта, которого считает своим предшественником на ниве романтики (их объединяет стремление проникнуть во внутренние исторические процессы).
В эпопее более 1000 персонажей, действующие лица: доктора, судьи, чиновники, служащие, светские дамы, куртизанки – переходят из тома в том («техника переходных персонажей»).
Бальзак не считал человека добрым от природы (в отличие от Стендаля): «Человек не добр и не зол; он рождается с инстинктами и наклонностями, общество не портит его, как считал Руссо и Стендаль, а совершенствует, делает лучше, но желание выгоды для себя развивает его дурные наклонности». Только запреты (католицизм, абсолютизм) могут исправить животное по имени человек.
Отличие от Стендаля: Не общество виновато в пороках человека, а сам человек виновен в том, что он таков.
Бальзак считал себя не только критиком, стремящимся быть проповедником и моралистом; он считал, что перед человеком два пути:
1) лёгкий, т.е. потакания своему эгоизму, собственным инстинктам, которые несут гибель для индивида и общества;
2) трудный: суровое саморегулирование, в котором содержится секрет гениальности.
«Человеческая комедия» состоит из трёх частей:
I- «Этюды об обычаях»
II- «Философские этюды» («Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия» и др.)
III- «Анатомические этюды» («Физиология брака» и др.)
«Этюды об обычаях» состоят из нескольких сцен:
Сцены личной жизни: «Тридцатилетняя женщина», «Гобсек», «Отец Горио» и др.
Сцены провинциальной жизни: «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии» и др.
Сцены парижской жизни: «История 13», «Роскошь и нищета куртизанок» и др.
Сцены военной жизни: «Страсть в пустыне» и др.
Сцены политической жизни: «Обратная сторона современной истории» и др.
Сцены сельской жизни: «Сельский доктор» и др.
Всего было написано 96 произведений из 120 задуманных.
Особенности реализма Бальзака:
- создавал литературные типы;
- интерес к миру вещей, социальным и экономическим аспектам жизни;
- раскрытие характера в тесной связи с вещами.
IV. Подведение итогов
- Кто из русских писателей родился в один год с Бальзаком?
- Какие задачи ставил перед собой Оноре де Бальзак при создании «Человеческой комедии»?
- Что даёт основание называть «Человеческую комедию» Оноре де Бальзака «человеческой трагедией»?
- Какая историческая эпоха нашла отражение в цикле «Человеческая комедия»?
V. Домашнее задание
Прочитать по учебнику с.36 – 75, ответить на вопросы на с. 75, идейно-художественный анализ произведения «Гобсек».
Творческое задание : предложите идею оригинального памятника Гобсеку
15