Лингвистическая игра по русскому языку


Омарова Б.З.
Лингвистическая игра : «Фразеология»
Цели игры:
1. Развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
2. Уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, показать его красоту, многозначность.
Ход игры
Ведущий объявляет о начале игры, знакомит с членами жюри
2 команды по 4 человека занимают свои места за столами напротив друг друга.
Капитаны команд представляют своих игроков, знакомят с названием команды.
1 тур "Простая игра"
Каждый правильный ответ дает 1 балл. Всего должно прозвучать 4 ответа от команды.
По жребию капитан одной команды слушает от учителя задание. Если тут же дает правильный ответ, то следующие игроки команды по очереди отвечают на этот же вопрос. Если это условие не выполняется, то ход переходит другой команде, а им достаточно назвать 1 пример, чтобы получить все призовые очки. Если команда, к которой перешел ход не может назвать примеры, то очки сгорают. Желательно, чтобы каждая команда приняла участие в туре.
Задание №1: Назовите фразеологизм со словом "голова"
Примерные ответы: ломать голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, вбить в голову, с больной головы на здоровую, взять в голову.
Задание №2: Назовите фразеологизм со словом "рука"
Примерные ответы: рука руку моет, рука об руку, из первых рук, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рукой подать, золотые руки, не покладая рук, махнуть рукой, опустить руки, развязать руки, сложа руки2 тур "Двойная игра"
Все условия игры остаются такими же, только очки умножаются на 2.
Задание №1: Назовите фразеологизм со словом "глаз"
Примерные ответы: с глазу на глаз, куда глаза глядят, отводить глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, смотреть во все глаза, произошло на глазах, хоть глаз выколи.
Задание №2: Назовите фразеологизм со словом "нога"
Примерные ответы: взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь другая там, уносить ноги, падать в ноги, вверх ногами, ноги кормят.
3 тур "Тройная игра"
Каждая команда получает задание: "записать фразеологизмы, синонимичные словам: умный, мало, быстро, молчать, далеко, близко, обмануть, неожиданно". На задание отводится 3 минуты. По истечении времени листы с ответами передаются членам жюри. За каждый правильный ответ присуждается 3 балла.
4 тур "Игра наоборот"
Команды получают задание и записывают ответ на листочках:
Подберите фразеологизмы-антонимы к сочетанию "бить баклуши". За каждый правильный ответ- 4 балла.
Ответ:
работать до седьмого пота
не покладая рук
в поте лица
засучив рукава
не поднимая шапки
5 тур "Большая игра"
Приглашаются по двое участников из каждой команды. Игроки по одному, как можно быстрее, отвечают на вопросы ведущего, если происходит заминка, то задается следующий вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание для первой пары игроков
А) Закончите фразеологизмы
Хитер как...(лиса)
Нем как...(рыба)
Упрям как...(осел)
Голоден как...(волк)
Купить ... в мешке (кота)
Два сапога...(пара)
Море по...(колено)
Ни рыба...(ни мясо)
С горем...(пополам)
Делать из мухи...(слона)
Б) Дайте толкование фразеологизмам:
Мухи не обидит (добрый)
Как две капли воды (очень похож)
Тянуть кота за хвост (затягивать решение)
Витать в облаках (мечтать)
Не разлей вода(дружные)
Плясать под чужую дудку (выполнять беспрекословно волю)
Водить за нос (обманывать)
Сесть на шею (быть обузой)
Точить лясы (обсуждать)
Ломать голову (думать)
Задание для второй пары игроков
А) закончите фразеологизмы
Смотрит как...на новые ворота (баран)
Дуется как...на крупу (мышь)
Пускать ...в огород (козла)
Как ...языком слизала (корова)
Моя хата... (с краю)
Играть первую... (скрипку)
Лезть на... (рожон)
Вставлять палки в ... (колеса)
Выводить на чистую... (воду)
Остаться с...(носом)
Б) Дайте толкование фразеологизмам:
Держать язык за зубами (молчать)
Метать гром и молнии (сердится)
С горем пополам (кое-как)
Как с гуся вода (не виноват)
Расхлебывать кашу (решать проблемы)
В час по чайной ложке (долго)
От горшка два вершка (маленького роста)
Как кошка с собакой (враждовать)
Шевелить мозгами (думать)
Попасть в переплет (трудности)
Учитель объявляет об окончании игры, благодарит за участие всех членов команд, проводит опрос среди зрителей, членами команд о пользе мероприятия, понравилась ли игра и передает слово жюри.
Подведение итогов игры. Члены жюри объявляют команду, набравшую наибольшее количество очков, поздравляют команду-победителя, вручают грамоты, поощрительные призы проигравшей команде.