Рабочая программа Англо-Американская литература
МБОУ СОШ №7
г. Симферополя
Программа
элективного курса для учащихся 10-11 классов
«Англо-американская литература»
(68 часов)
Автор-составитель
Глушкова Тамара Эдуардовна
Симферополь – 2014
Аннотация
Предлагаемый курс поможет расширить и углубить ваши гуманитарные знания; даст возможность познакомиться с творчеством английских и американских писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества; поможет ясно представить процесс исторического развития англо-американской литературы с древнейших времён по сегодняшний день, осознать роль отечественной (русской) литературы в развитии этого процесса; позволит на новом материале закрепить уже известные вам литературоведческие понятия. Этот курс может быть полезен тем, кто собирается стать студентами лингвистических университетов и факультетов иностранных языков педвузов.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Англо-американская литература» предназначена для организации профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка. Программа способствует повышению целостности обучения по предметам гуманитарной (филологической) направленности. Она строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в данной области состоит в том, что её материал подобран в соответствии с вузовскими программами, но с учётом возрастных особенностей старшеклассников и их загруженности.
Цель программы: через усвоение содержания курса стимулировать интерес к литературе Англии и США, пробудить потребность в дальнейшем, более глубоком её изучении в высшей школе.
Задачи программы: расширить представления учащихся о литературном процессе; научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран (Англии, США, России), принадлежащих к единому литературному направлению; вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора; обратить внимание на преемственность традиции и их обновление; раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера; содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров; показать значение англо-американской литературы для русского искусства; использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся; подготовить к сдаче ЕГЭ по литературе.
Общая продолжительность занятий по программе – 68 часов (по 34 часа/год; 1 урок в неделю; продолжительность занятия – 40-45 минут).
Содержание и структура программы. При отборе материала программы учтены представления о движении литературного процесса, определяемого историческими периодами развития общества. Литературный процесс рассматривается по векам и литературным направлениям. Внутри каждого периода учебный материал структурирован следующим образом: формулируются общие положения, характеризующие историческое время, состояние литературы, называются факты, явления, имена, персоналии, представленные произведениями писателя, чье творчество достигает кульминации в указанный период. Этот материал может быть представлен в виде лекций учителя, сообщений, рефератов и докладов, просмотра видеоматериалов и их обсуждения и т.д.
Материал 10 класса содержит произведения по английской литературе со средних веков до 20 века. В программе 11 класса наиболее широко представлено творчество писателей 19 и 20 веков как английских, так и американских. Программа дает возможность (по желанию учителя) повторить теоретико-литературные понятия, которые должны быть освоены на завершающем этапе школьного образования.
Важнейшими методическими приемами являются: актуализация материала (в сопоставлении с аналогичными фактами истории русской культуры и литературы с английской и американской), жанровый (исторический) анализ текста, культурологическое значение произведений.
Вопросы, связанные с методикой контроля за усвоением материала, педагог рассматривает индивидуально. Текущая аттестация учащихся по курсу проводится путем оценивания устных ответов и интенсивности (качества) работы учащихся на занятиях, а также оценивания выполненных учащимися творческих работ по курсу (минимум одной за год). Промежуточная и итоговая аттестация учащихся по курсу проводится на основании результатов текущей аттестации (итоги работы на занятиях, выполнение творческих работ и др.) по итогам учебных полугодий и годов; данный вид аттестации предусматривает недифференцированную зачетную систему оценивания.
Примечание: Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации ОЭР» (НФПК, Москва, 2001 год). Апробация программы проводится в ОУ с 2002 года, что осуществляется в рамках федерального широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования.
Цели и задачи курса:
формировать устойчивый интерес к изучению предмета, гуманитарному образованию;
воспитывать средствами художественной литературы духовно-нравственную личность;
формировать общекультурную, читательскую и речевую компетенции.
Конкретные задачи, выполняемые учащимися в процессе работы над данным курсом
В ходе работы над данным учебным курсом учащиеся должны
получить знания об основных эпохах в истории англоязычной литературы;
сформировать представление о развитии английского языка в различные исторические периоды;
познакомиться с самыми значительными произведениями англоязычной литературы.
Методы/приемы обучения
В ходе практических занятий учащиеся
читают, переводят, анализируют отрывки из самых значительных произведений определенной эпохи;
готовят сообщения о биографии и творчестве ведущих авторов;
работают с лексикой;
делают художественные переводы стихов.
С наиболее интересными или сложными темами учащиеся работают дополнительно, оформляя их как сообщения, и выступают перед классом для последующего обсуждения.
Контроль и оценка.
Используются два вида контроля усвоения знаний учащимися: текущий и итоговый.
Учащиеся выполняют
тестовые задания, викторины;
творческие работы (доклады, эссе);
устные отчеты: обсуждения и дискуссии по различным литературным
темам в форме диалога, группового обсуждения проблемы;
проектные задания: драматизация отрывков, оформление газет, выставок, буклетов, журналов;
развернутые монологические высказывания по определенной теме;
переводы отрывков из оригинальных художественных произведений.
Учебно-тематический план образовательной программы.
10 класс.
№ п/п
Разделы программы, темы
Коли
чество часов
Виды деятельности
Лекции Практика
учителя
Итоговый контроль
1.
Англо-саксонская литература. «Беовульф».
2 ч.
1 ч. Лекция с элементами беседы.
1 ч. 30 мин. Чтение и обсуждение отрывков из поэмы.
10 мин. Найти в заданном отрывке художественные тропы.
2.
Англо-норманская литература. Романы о короле Артуре.
2 ч.
0,5 ч. Лекция.
0,5 ч. Сообщения учащихся. Основные артуровские легенды. 30 мин. Просмотр и обсуждение фрагментов к/ф о короле Артуре.
10 мин. Куртуазные нравы в фильме (их соблюдение и нарушение).
3.
Литература 14 в. «Кентерберийские рассказы».
2 ч.
0,5 ч. Лекция.
0,5 ч. Сообщения учащихся.
1 ч. Чтение и анализ фрагментов произведения.
Практическая работа: найти средневековые жанры в произведении Чосера.
4.
Литература 15 в.
1 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Чтение и обсуждение баллады.
5.
Эпоха Возрождения.
В. Шекспир. Шекспировский вопрос.
Сонеты Шекспира.
«Двенадцатая ночь».
«Король лир».
Викторина «Герои Шекспира».
8 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся.
2 ч. Чтение, анализ, сравнение переводов.
1,5 ч. Просмотр и обсуждение к/ф.
1,5 ч. Просмотр фрагментов кинофильма, чтение и анализ отрывков трагедии.
Игра командная.
Создание своего перевода на основе подстрочника.
20 мин. Отзыв о фильме.
20 мин. Характеристика героя (на выбор).
Зачёт по итогам игры.
6.
Литература 17 в. Джон Мильтон.
1 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Чтение и анализ сонетов.
7.
Литература 18 в.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».
Поэзия Р. Бёрнса.
7 ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
10 мин. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма «Робинзон Крузо».
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ фрагментов романа. 1 ч. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма «Дом, который построил Свифт».
30 мин. Сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений.
1 ч. Рецензия на фильм.
8.
Литература 19 в. Романтизм. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда».
В. Скотт. «Айвенго»
4 ч.
2 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
1 ч. Чтение и анализ 1 главы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ фрагментов романа.
1 ч. Сравнение с романом «Евгений Онегин» и сопоставление характеров главных героев этих произведений.
15 мин. Найти в заданной главе черты романтизма и реализма.
9.
Реализм 19 в.
Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба».
2 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 0,5 ч. Просмотр фрагментов спектакля БДТ «Записки Пиквикского клуба»
0,5 ч. Анализ просмотренной сцены по плану.
10.
Неоромантизм. Декаданс.
Р. Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».
4 ч.
2 ч.
2 ч.
10 мин. Лекция.
10 мин. Лекция.
10 мин. Сообщения учащихся. 0,5 ч. Чтение и анализ отрывков произведения.
10 мин. Сообщения учащихся. 0,5 ч. Чтение и анализ отрывков романа.
В вечернее время просмотр и обсуждение спектакля в театре Антрепризы им. А. Миронова.
1 ч. Добро и зло человеческой натуры у Стивенсона и Достоевского.
20 мин. Создание словесной или графической иллюстрации к произведению.
Итоговое занятие. Круглый стол «Мой любимый герой английской литературы»
1 ч.
1 ч. Коллективное обсуждение.
Зачёт по результатам работы года и участию в обсуждении.
Итого за 10 класс: 34 часа.
11 класс.
№ п/п
Разделы программы, темы
Коли
чество часов
Виды деятельности
Лекции Практика
учителя
Итоговый контроль
1.
Литература ранних английских поселений. 17 в.
1 ч.
0,5 ч. Лекция.
0,5 ч. Беседа с учащимися.
2.
Литература периода просвещения и буржуазных революций.
1 ч.
0,5 ч. Лекция.
0,5 ч. Беседа с учащимися.
3.
Американский романтизм.
Ф. Купер. «Последний из могикан».
Э. По. «Ворон».
4 ч.
2 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 25 мин. Чтение и обсуждение фрагментов произведения.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Сравнение переводов баллады, выполненных русскими символистами.
15 мин. Роль пейзажа в заданной главе (письменный ответ).
Обосновать выбор лучшего перевода.
4.
Аболиционизм.
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
2 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
1,5 ч. Чтение и анализ фрагментов романа.
5.
Американский реализм 19 в.
М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
3 ч.
3 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ фрагментов романа. 0,5 ч.
Просмотр и обсуждение
фрагментов кинофильма.
0,5 ч. Сравнительный анализ прочитанных эпизодов книги с просмотренными сценами кинофильма.
6.
Американская литература первой половины 20 в.
Д. Лондон.
О. Генри. Рассказы.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся.
1 ч. 30 мин. Французская мастерская, проблемное чтение рассказов.
1 ч. Письменный анализ любимого рассказа.
10 мин. Синквейн.
7.
Английская литература 1 половины 20 в.
Поэзия Киплинга.
Б. Шоу. «Пигмалион».
4 ч.
1 ч.
3 ч.
10 мин. Лекция.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
10 мин. Сообщения учащихся. 20 мин. Чтение и анализ стихотворений.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ сцен пьесы.
1 ч. Письменный ответ на вопрос: «Как сложатся отношения Элизы и Хиггинса?»
8.
Американская литература первой половины 20 в.
Т. Драйзер. «Американская трагедия».
Э. Хемингуэй. «Кошка под дождём».
5 ч.
3 ч.
2 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Анализ глав романа и просмотр отрывков из кинофильма.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 0,5 ч. Анализ по заданным вопросам рассказа (по группам). 0,5 ч. Обсуждение ответов на вопросы.
1 ч. Письменная работа. Раскольников и Клайд Гриффитс. Американское «Преступление и наказание».
9.
Английская литература второй половины 20 в.
У. Голдинг. «Повелитель мух».
3 ч.
3 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ глав романа.
1 ч. Письменная работа: «Символы в романе».
10.
Американская литература второй половины 20 в.
Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Р. Брэдбери
6 ч.
3 ч.
3 ч.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Лекция с элементами беседы.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Чтение и анализ глав романа.
0,5 ч. Сообщения учащихся. 1 ч. Устный анализ рассказов писателя.
1 ч. Письменная работа: «Смысл названия романа».
1 ч. Создание мини-рассказа фантастического рассказа в стиле Брэдбери.
Викторина по курсу 10-11 кл.
1 ч.
Зачёт по результатам работы года и участию в викторине.
Итого за 11 класс: 34 часа.
Содержание изучаемого курса.
10 класс (34 часа/год)
Средние века (3 ч.)
Англо-саксонская литература (2 ч.) Древняя Британия. Общественный быт и культура англо–саксов. Поэты-певцы (скопы, глимены.) «Беовульф». Языческие и христианские мотивы в поэме, особенности англо-саксонской поэзии: аллитерация, параллелизм, метафоричность, устойчивость эпитетов (параллель с русским у. н. т.)
Англо–норманская литература (1 ч.) Норманское завоевание и расцвет феодальной культуры в Англии. Общая характеристика рыцарской поэзии, кодекс рыцарской морали. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Основные артуровские легенды.
Литература 14 века (2 ч.)
Англия в 14 в. Джефри Чосер – «отец английской поэзии». Жизнь и личность. Периоды творчества. «Кентерберийские рассказы», их строение, композиция (прологи и новеллы, рассказчики, реалистическая картина жизни Англии 14 в. Средневековые жанры в «Кентерберийских рассказах»: рыцарский роман, церковная легенда, фабльо, бестиарии, нравоучительные проповеди, аллегории и пародии на них).
Литература 15 века (1 ч.)
Кризис феодализма. Столетняя война с Францией. Междоусобная война Алой и Белой роз. Народные баллады Англии и Шотландии. Анализ баллады «Робин Гуд и шериф».
Эпоха Возрождения (8 ч.)
Культура Возрождения. Англия в эпоху Возрождения.
Вильям Шекспир. Поэзия и драма до Шекспира. Устройство театров и актерское искусство. Биография Шекспира, шекспировский вопрос. Периоды творчества. Сонеты Шекспира. Сравнение подстрочных переводов и переводов различных авторов. Создание собственных переводов. Комедии Шекспира. «Двенадцатая ночь». Фольклор в комедиях. Возможен просмотр и обсуждение х. ф. «Двенадцатая ночь», реж. Я. Фрид. «Король Лир». Трагедия Лира. Возможен просмотр и обсуждение х. ф. «Король Лир», реж. Г. Козинцев. Викторина по творчеству Шекспира.
Литература 17 века (1 ч.)
Английская буржуазная революция и её литература. Джон Мильтон. Биография. Периоды творчества. Сонеты. Художественные особенности поэзии Мильтона. Период Реставрации.
Литература 18 века. Эпоха Просвещения (6 ч.)
Англия в 18 веке. Просветительство. Общая характеристика просветительской литературы и этапы её развития. Начало английского реалистического романа.
Д. Дефо. (2 ч.) Биография. Роман «Робинзон Крузо». Реализм Дефо.
Д. Свифт. (4 ч.) Биография. «Путешествия Гулливера». Реализм Свифта. Возможен просмотр и обсуждение х. ф. «Дом, который построил Свифт» реж. М. Захарова.
Поэзия 18 века. (1 ч.) Этапы развития английской поэзии 18 века. Роберт Бёрнс. Поэзия Бёрнса, её народность, фольклорная основа, оптимизм.
Литература 19 века. Романтизм (4 ч.)
Байрон. (2 ч.) Жизненный путь. «Паломничество Чайльд Гарольда». Пафос свободолюбия. Образ лирического героя. Реалистические тенденции в творчестве Байрона. Влияние творчества Байрона на русскую литературу.
Вальтер Скотт. (2 ч.) Биография. Поэзия. Создатель исторического романа.
«Айвенго». Художественный метод В. Скотта. Переход от романтизма к реализму.
Литература 19 века
Англия первой половины 19 века. Реализм. Чарльз Диккенс (2 ч.) – создатель реализма в английской литературе. Жизненный путь. Периоды творчества. Диккенс «Записки Пиквикского клуба». Юмор чудаковатых джентльменов. Английская действительность в романе. Возможен просмотр х. ф. и его обсуждение. Особенности реализма Диккенса.
Англия второй половины 19 века. Реализм, неоромантизм, декаданс в литературе второй половины 19 века. Стивенсон. (2 ч.) Литературные взгляды, биография. «Странная история Джекила и мистера Хайда». Добро и зло человеческой натуры.
Декаданс. Оскар Уайльд. (2 ч.) Биография. Характеристика творчества. «Портрет Дориана Грея». Жизнь и искусство. Возможен просмотр спектакля в театре Антрепризы им. А. Миронова и его обсуждение.
Итоговое занятие. Круглый стол «Мой любимый герой английской литературы». Аргументированное краткое выступление. Зачёт по итогам года и выступлению.
11 класс (34 часа/год)
Литература ранних английских поселений 17 века (1 ч.)
Литература периода просвещения и буржуазных революций (1 ч.)
Литература американского Просвещения. Ее философско-публицистический характер. Формирование национального сознания. Связь с английскими литературными традициями. Демократизация литературы.
Романтизм (4 ч.)
Американский ранний романтизм, его отличие от европейского. Джеймс Фенимор Купер. Биография. Сходство и различия исторических романов Скотта и Купера. Субъективизм Купера. Пейзаж в произведениях Купера. «Последний из могикан» (2 ч.). Белинский и Лермонтов о творчестве Купера.
Эдгар По. (2 ч.) Биография. Мировоззрение. Консервативный романтизм и последующий декаданс. Баллада Э. По «Ворон» в переводах русских символистов.
Аболиционизм (2 ч.).
Борьба Севера и Юга. Гарриет Бичер-Стоу, биография. «Хижина дяди Тома». Значение романа для Америки. Русские писатели о романе (2 ч.).
Реализм 19 века (3 ч.)
Марк Твен. (3 ч.) Биография. Наблюдательность реалиста. Лаконизм и выразительность стиля, юмор. Художественное мастерство писателя. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Раннее средневековье и буржуазная цивилизация 19 века. «Фабрика вранья» Рыцарей Круглого стола. К/ф.
Литература первой половины 20 века (13 ч.)
Д. Лондон. (2 ч.) Жизнь и творчество. Воля человека и любовь к жизни в рассказах Лондона. Критика буржуазного мира. Демократизм Лондона.
О. Генри. (2 ч.) Биография (французская мастерская). Рассказы писателя (проблемное чтение). Синквейн.
Англия первой половины 20 века. Общая характеристика литературы. Р.Киплинг. (1 ч.) Биография. Поэзия Киплинга, её особенности. Анализ стихотворений.
Б. Шоу (3 ч.). Биография. Общественные и литературные взгляды. Драматургический метод. «Пигмалион». Анализ сцен.
Т. Драйзер (3 ч.) Биография. Заслуга Драйзера – обобщение достижений реалистов, предшественников и современников. «Американская трагедия». Правда за фасадом показного благополучия. Национальная болезнь. Клайд Грифитс и его судьба. Психология героя. Внутренний монолог. Золотой мираж. Американское «Преступление и наказание».
Эрнест Хемингуэй (2 ч.) Жизнь писателя. Стиль и своеобразие произведений. Драматизированная проза, роль диалогов, ассоциативность речи. Безвременье и моменты действия в произведениях Хемингуэя.
Война и любовь, личное счастье. Полые люди. Фатализм писателя. Жизнь-западня. Рассказ «Кошка под дождем».
Литература второй половины 20 века (9 ч.)
У. Голдинг. (3 ч.) Биография. Традиции Диккенса в творчестве писателя. Мифология, иносказание, философия экзистенциализма в произведениях Голдинга.
Повесть-притча о современности. «Робинзонада» Голдинга. Прошлое взрослых как будущее детей. «Повелитель мух». Символы в романе. Возможен просмотр спектакля в МДТ и его обсуждение.
Дж. Д. Сэлинджер. (3 ч.) Биография. Центральная тема творчества – мир подростка. Повесть «Над пропастью во ржи». Образ Холдена Колфилда. Мастерство писателя. Смысл названия романа.
Рей Брэдбери. (3 ч.) Биография. Проблемы современности в фантастических рассказах писателя.
Викторина по курсу 10-11 класса. Зачёт по итогам работы года и результатам викторины.
Информационное обеспечение образовательной программы.
Литература.
1. Аникист А.А. История английской литературы, М., 1976.
2. Гиленсон Б.А. История литературы США, М., 2009.
3. Зарубежная литература, М., 1997.
4. История зарубежной литературы 19 века, под ред. Н.А. Соловьёвой, М., 2010.
5. Курс лекций по истории зарубежной литературы 20 века, под ред. М.Е. Елизаровой и Н.П. Михальской, М., 1975.
6. Мендельсон М.О. Роман США сегодня, М., 1977.
7. Практические занятия по зарубежной литературе, под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева, М., 1981.
Перечень материалов, используемых при проведении занятий.
1. Видеофильмы и телеспектакли: «Рыцари Круглого стола», «Двенадцатая ночь», «Записки Пиквикского клуба», «Король Лир», «Робинзон Крузо», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (на русском языке).
2. Иллюстрации по темам: англо-саксонские войны (гравюры и копии рукописей 11 века – например, «Паломники в Кентерберри»), Круглый стол Короля Артура, виды городов и замков средневековой Англии и др.
3. Портреты английских писателей (Д. Чосер, В. Шекспир, Д. Мильтон, Д. Дефо, Д. Свифт, Дж. Байрон, В. Скотт, Ч. Диккенс и др.).
4. Распечатки отдельных глав и частей произведений по всему курсу: «Беовульф», истории о сэре Ланселоте, пролог «Кентерберийских рассказов», английские баллады, 66-й сонет В. Шекспира (в переводах С. Маршака, Б. Пастернака, Н. Голя, В. Бенедиктова, П. Карпа) и др.
13PAGE 15
13PAGE 141915
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315