Презентация по теме: Педагогика- как наука
План: Возникновение и развитие педагогики.Объект, предмет и функции педагогики.Основные педагогические категории.Система педагогических наук. Практика воспитания и образованияСпартанское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.) 1. Возникновение и развитие педагогики Э. Дега «Юные спартанцы» (1861) Цель воспитания: формирование воинов, выносливых, способных к выживанию в тяжелых условиях, готовых к беспрекословному послушанию.Мальчики 7-15 лет воспитывались вне родительской семьи, в агеллах (специальных школах). Физическое воспитание: бег, прыжки, метание копья, борьба, тренировочные бои и сражения, военные песни и танцы. Нравственное воспитание: цель – подчинение личности интересам социальной группы. Умственное воспитание: основы чтения и письма. Цель: воспитание гармонически развитого человека Афинское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.) Мусическое воспитание Умственное Нравственное Эстетическое Гимнастическое воспитание Физическое Этапы воспитания мальчиков:До 7 лет – семейное воспитание.С 7 лет – посещение школы грамматиста (обучение чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка, декламация стихов).С 13-14 лет – переход в палестру (школу борьбы) (физические упражнения – пятиборье, беседы по политическим и нравственным вопросам). С 16-18 лет обеспеченная молодежь обучалась в гимнасиях (философия, полемика, литература, сочинительство, гимнастика).С 18-20 – переход в эфебию (военное и политическое воспитание) В Академии обучались чистокровные афиняне-аристократы. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Основным методом обучения была диалектика (диалог). Платон Педагогическая мысль античности Аристотель (384 –322 гг. до н. э.).Идеи о воспитании:Ввел возрастную периодизацию.Обосновал связь семейного и общественного воспитания как двух частей единого целого.Рассматривал воспитание как средство укрепления государства. Считал, что школы д.б. государственными, все свободные граждане должны получать одинаковое образование.Сформулировал принцип природосообразности: воспитание должно соответствовать природе, возрасту, происходить постепенно, без перегрузок.Говорил о необходимости нравственного воспитания, добродетели.О миссии воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.)Его произведение «Об образовании оратора» - первая работа, тесно связанная с практикой школы. Основные идеи:Воспитание ребенка должно осуществляться в школе.Учитель должен подходить к воспитаннику осторожно и внимательно.Учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать.Нужно развивать речь ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки способствует выработке хорошего произношения, делает речь более выразительной.Изучение математики (арифметики и геометрии) способствует стройности и последовательности мысли.Основа обучения – наставления, подражание и упражнения.Чтобы знания были прочными, их нужно закладывать не спеша. Практика воспитания и образования в средние века (V-XIV вв.) в Европе Цель воспитания – самосовершенствование человека в духе морали Христианства. Монастырские школыГотовили мальчиков, в основном, будущих приходских священников и монахов. Изучение основ католического вероучения, молитв, псалмов, церковные песнопения. Обучение на латыни чтению, грамматике, письму, счету. Кафедральные (соборные) школыВоспитание также носило богословский характер.Изучали латинскую грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Рыцарское воспитание (XI-XII века) Воспитание сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы. Семь рыцарских добродетелей: 1 - верховая езда, 2 - фехтование, 3 -владение копьём, 4 - плавание, 5 -соколиная охота, 6 - сложение стихов в честь сюзерена и дамы сердца, 7 - игра в шахматы. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) Гуманитстический идеал – человек образованный и просвещенный, высоко нравственный, физически развитый и душевно стойкий. Витторино да Фельтре, Италия Франсуа Рабле, Франция Томас Мор, Англия Мишель Монтень, Франция Основные идеи педагогов-гуманистов: Возрождение идеи гармоничного развития, связи умственного, нравственного и физического воспитания.Всеобщее, равное общественного воспитания (независимо от сословия, религиозной принадлежности, материального достатка).Гуманное отношение к детям (принцип «мягкой руки»).Обучение на добровольных, сознательных началах.Необходимость морального поощрения, похвалы учеников.Соединение обучения с жизнью и трудом.О личности учителя: учитель должен быть не только образованным, эрудированным, но и высоконравственным человеком, примером для детей. Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку связано с именем Яна Амоса Коменского.Его «Великая дидактика» (1633-1638) – одна из первых научно-педагогических книг.Разработал основные вопросы обучения, научно обосновал классно-урочную систему. 28 марта 1592 г. – 15 ноября 1670 г. Педагогическая мысль эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) Джон Локк (1632-1704) – британский педагог и философ. Основной труд «Мысли о воспитании» (1693). Педагогические идеи:Ребенок рождается «чистой доской» и становится тем, кто он есть, только благодаря воспитанию. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении.Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Система воспитания джентльмена
. Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения Трудовое воспитаниезаключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности Педагогическая мысль в России К.Д. Ушинский (1824-18 70 гг.) – основоположник русской педагогики и педагогической психологии. Основные произведения: «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Некоторые идеи:Доказывал влияние социально-экономических условий на воспитание.Выдвинул идею народности в воспитании.Боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке, много внес в разработку методики обучения родному языку. 4. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове.5. Сформулировал антропологический принцип в педагогике.6. Выступал против односторонности классического воспитания в гимназиях. 2. Объект, предмет и функции педагогики Каждая наука существует для того, чтобы давать описание, объяснение, прогнозирование изучаемых ею процессов и явлений на основании законов, открытых этой наукой имеет свой предмет, объект, задачи и функции Объект – это та область реальной действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это те процессы и явления, которые описывает, исследует, объясняет, прогнозирует наука на основании своих законов. Р Д Объект Предмет 1 Предмет 2 Предмет – наиболее существенная часть объекта Предмет n Объектом педагогики ученые считают образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предмет педагогики – педагогический процесс как организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников в специально созданных для этого учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, профессионального или дополнительного образования). Функции педагогики Общетеорети-ческая Практическая (прикладная) Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании педагогич. фактов, процессов, объяснении, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают На основе теоретических знаний совершенствуется практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, которые применяются в учреждениях образования Обоснованное предвидение развития пед. реальности (например, школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п). На основе научного прогноза более успешно планирование Единство всех функций позволяет более полно решать задачи педагогического процесса в различных типах ОУ Прогности- ческая 3. Основные педагогические категории В широком социальном смысле, воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим с целью подготовки к жизни и труду. В узком социальном смысле, воспитание – направленное воздействие на человека со стороны различных социальных институтов (учреждения образования, культуры, религии, СМИ и др.) с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки человека к жизни. Воспитание!!! Воспитание!!!В широком педагогическом смысле, воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в специальных образовательных учреждениях в результате взаимодействия воспитателя и воспитанников. В узком педагогическом смысле, воспитание – специальная воспитательная деятельность, направленная на формирование определенных качеств, свойств и отношений воспитанников. Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия между учителем и учащимися с целью формирования у последних системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Это двусторонняя деятельность, включающая преподавание (руководство учением) и учение (усвоение содержания обучения).Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Формирование – это процесс становления человека как существа социального под влиянием различных факторов (наследственности, среды, воспитания и собственной активности личности).Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовой сферах человека.Социализация – процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок). 4. Система педагогических наук Общая педагогика является базовой, изучает общие закономерности воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.Содержит 4 больших раздела:общие основы педагогики;теория обучения (дидактика);теория воспитания;управление педагогическими системами. Возрастная педагогика изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:преддошкольная (ясельная) педагогика;дошкольная педагогика;школьная педагогика; педагогика профессионального образования;андрагогика – теория обучения взрослых людей. В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:военную,инженерную,пенитенциарную,спортивную, театральную,музыкальную педагогику и др. К педагогическим дисциплинам также относятся:история педагогики;сравнительная педагогика;этнопедагогика;социальная педагогика;специальная педагогика. Специальная педагогика:сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;тифлопедагогика – слепых и слабовидящих;олигофренопедагогика – умственно отсталых;логопедия – детей с нарушениями речи. Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин: методика обучения русскому языку; методика обучения математике; методика обучения технологии и другие. за внимание!