Технологическая карта урока по технологии 5 кл. Дымковская игрушка. Барыня


Конспект урока трудового обучения в 5 классе по теме "Лепка Дымковской игрушки «Барышня»"
Урок 1.
Тема урока: Лепка Дымковской игрушки «Барышня».
Цели: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
1.познакомить детей с произведениями народного творчества мастеров с. Дымково;
2.дать понятие о народной игрушке;
3.показать последовательность ее изготовления;
4.воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Планируемые достижения:
Предметные:
- представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- содействовать совершенствованию приемов лепки сложной фигуры из соленого теста (от деталей к общему овладению пластическим методом лепки). Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;
Метапредметные (УУД):
- определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развивать умение создавать новые образы в лепке, умение выражать своё мнение и свою точку зрения.
Оборудование:
- дымковская игрушка;
- компьютер;
- экран для презентации;
- соленое тесто (инструмент для лепки).
Ход урока
Эпиграф:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
УУД
1. Организационный момент.
Активизация учащихся. Проводит инструктаж. Настраивает детей на работу. Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.
Умение мобилизовать внимание, уважение к окружающим; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний.
Показать многообразие народных игрушек. Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.
А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину.А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть.
Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы ... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские.
Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
3. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента. (Презентация 1)
Далеко шагнула слава российской расписной дымковской игрушки. На широком берегу Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревня Дымково.
С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков, всадников, барынь. Давно, когда не было совсем игрушек, мамы, чтобы радовать своих детей, начали лепить игрушки из глины. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц  Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг за то, что внесли в игрушку новые бытовые и сказочные сюжеты. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Беседа о приемах работы с глиной. Игрушки, о которых мы говорим, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.
Для производства Дымковских игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами.
Методы лепки:
1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки.
2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
3. Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.
Извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; давать определения новым понятиям темы, называть приемы работы с глиной и методы лепки.
4. Проверка домашнего задания. Сформировать мотивацию к обучению и познанию.
На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Дымково и дымковских игрушках. Вы прослушали и рассмотрели материал о Дымково, о дымковских игрушках. А теперь, ребята, вы должны ответить на вопрос: "Что нового, интересного о Дымково и дымковских игрушках вы узнали"?
Активно обсуждают выступление, добавляют свои находки: репродукции, открытки, игрушки, сообщения и т.д.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Физкультминутка. По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой,
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)
И любо мне, и весело, 
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким 
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
6. Практическая работа.
Уметь лепить элементы игрушки и прилепить их на место. (Презентация 2). Сегодня вы подробнее узнали о происхождении дымковской игрушки, о Дымково. И вам предстоит слепить сегодня барыню для последующей росписи. Для лепки мы берем обычную пластиковую бутылку. Нам нужна будет верхняя часть бутылки. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы соленое тесто не проваливался внутрь.
В зависимости, какая форма у бутылки, такая форма будет и у нашей барыни. Крышка служит шеей, ее прокалываем шилом, вставляем туда спичку или зубочистку для укрепления, и лепим голову. Начинаем облепливать форму бутылки. Барыню можно одеть в красивые платья, в юбку с оборками, безрукавки, в сарафаны, в роскошные шубы с воротниками. На голову можно одеть красивые кокошники, шляпки, платки. Завязать волосы в красивый узел, заплести косу. Тут можно дать волю своим фантазиям. В руках она может держать корзинку, муфту, и даже ребенка.
Напоминаю правила техники безопасности: стек держать перед собой, не размахивать ими; соленое тесто держать на специальной подложке.
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
7. Итог урока.
Рефлексия деятельности. - С каким материалом мы сегодня работали?
- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
- На какой реке находится село Дымково?
- Материал, из которого изготавливают игрушку?
- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?
- Каким узором украшены дымковские игрушки?
Выставка-обсуждение работ. Оценка работ. Уборка рабочих мест.
Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознавать успешность своей деятельности.
8. Домашнее задание. Подобрать материал о росписи дымковских игрушек. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
Урок 2.
Тема: Дымковская игрушка. Барыня. Роспись.
Цель: формирование у учащихся навыков работы по росписи, расширение теоретических знаний о дымковских игрушках, узорах, орнаментах. Продолжить творческий проект.
Задачи:
- развитие у учащихся творческого подхода при росписи – дымковской барыни и при работе над творческим проектом;
- воспитание любви к Родине, ее истории и культуре;
- умения работать в паре.
Планируемые достижения:
Предметные:
- выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки;
- создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;
- выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Метапредметные (УУД):
- определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
Материалы: вылепленная барыня, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка.
Оборудование:
- компьютер;
- экран для презентации;
- репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек;
-работы учащихся предыдущих лет.
Ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
УУД
1. Организационный момент.
Активизация учащихся. Проводит инструктаж. Настраивает детей на работу. Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.
Умение мобилизовать внимание, уважение к окружающим; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента. Сегодня мы продолжаем работать над темой “Дымковская игрушка. Барыня” и приступаем к росписи. Для этого мы прослушаем необходимый вам материал. (Презентация 3).
Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные тряпкой. А сейчас используют колонковые, беличьи кисти. Гамма красок очень разнообразна. Любят мастера брать яркие цвета: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый. Иногда некоторый контур обводят черным цветом. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно.
Роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками– глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.
Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей.
Извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; давать определения новым понятиям темы, называть основные и составные цвета орнамента и приемы раскраски.
3. Проверка домашнего задания. Сформировать мотивацию к обучению и познанию На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Дымково и дымковских игрушках, росписи, узорах, орнаментах. Вы заслушали сообщения и рассмотрели материал, а теперь, ребята, вы должны ответить на вопрос:
1.«Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?»
2. «Какие цвета любят мастера Дымково?»
Дети активно обсуждают выступление, добавляют свои находки: репродукции, открытки, игрушки, сообщения и т.д.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
4. Физкультминутка. По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой,
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)
И любо мне, и весело, 
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким 
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
5. Практическая работа.
Уметь подбирать цвета и расписывать игрушку. Сегодня вы подробнее узнали о росписи дымковской игрушки – барыне. И вам предстоит расписать барыню.
Для росписи мы берем гуашевые краски, кисти № 1, 2, 3. Аккуратно наносим карандашом рисунок, затем приступаем к росписи. У каждого на парте лежат образцы узоров. Могут воспользоваться учебниками. Краски берут самые яркие: красный цвет, желтый, зеленый, синий, и т. д.
Элементы берем – полоски, кружки, колечки, точки, волнистые линии. Обратите внимание, что цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Работы должны быть аккуратными, для этого не надо набирать много краски на кисть, а лишнюю воду с кисточки промокнуть о салфетку.(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции.)
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы в паре?
а) Аккуратность.
б) Выразительность.
в) Композиция.
Напоминаю правила техники безопасности: кисть держать перед собой, не размахивать ей; краски разводить на специальной палитре.
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
6. Итог урока.
Рефлексия деятельности. Сейчас мы аккуратно поставим наши работы на стол и полюбуемся ими.– Какая игрушка получилась самой праздничной, нарядной?- На какой реке находится село Дымково?
– Почему игрушки называются дымковскими?
- Каким узором украшены дымковские игрушки?
- Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?
- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?
- Чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?
– Все вы, дети, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости. Спасибо за урок! Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и выбирают лучшие работы.
Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознавать успешность своей деятельности.