Конспект урока на тему Дымковская игрушка «Русская барыня». Рисование с натуры.
Тема: Дымковская игрушка «Русская барыня». Рисование с натуры.
Цель: нарисовать дымковскую игрушку «Русская барыня» с натуры
Задачи:
Образовательная: узнать особенности дымковской игрушки; вспомнить и передать при практической работе элементы светотени.
Развивающая: развивать зрительное мышление; чувство цвета.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к дымковскому творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные:
Нарисовать дымковскую игрушку с натуры, показать ее особенности.
Уметь анализировать объекты, определять формы, учитывать соразмерность элементов.
Метапредметные:
Строить план действий на уроке.
Определять цель урока.
Понимать и корректировать свои ошибки.
Личностные:
Уважительно относиться к дымковскому творчеству.
Уметь самостоятельно работать.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада Вас всех видеть, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения, хорошей работы. Садитесь.
Определение темы и цели урока
На доске запись: РбУаСрСыКнАяЯРебята, что это записано на доске? Попробуйте расшифровать. (Русская барыня).
Верно, молодцы! С чем ассоциируется название, что вы представили, расшифровав название? (барыню с ведрами в деревне, барыню в народном костюме…)
Ребята, а какими способами можно получить такую барыню? (нарисовать, слепить).
Можно нарисовать, а можно и слепить.
Если ее слепить, то в качестве чего она может служить дома? (в качестве игрушки-сувенира).
Правильно, с давних времен на Руси народные мастера делали игрушки самодельные – из глины и дерева, соломы и льна. Глиняную игрушку лепили, обжигали, украшали росписью. Так появились игрушки дымковские, филимоновские, каргопольские, гжельские…о них мы узнаем на последующих уроках.
А вот дымковская игрушка «Русская барыня». Такие игрушки служили и сейчас служат для украшения нашего жилья. И мы любуемся ими, как любуемся букетом полевых цветов.
Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? (Если мы приготовили на урок бумагу, кисти, краску, то будем рисовать дымковскую игрушку).
Анализ натуры
Верно, но прежде чем приступить к рисованию мы должны определить особенности этой игрушки, чем она отличается.
Какой она формы? (Она кругленькая книзу за счет пышного платья)
Какие цвета преобладают? (яркие, веселые, нарядные).
Посмотрите на узоры, что в них особенного? (на игрушке много кружков, точек, кружки в кружках).
Главная особенность – присутствие в узоре множества разноцветных кружков, точек. Кружок, бывает, состоит из нескольких кружков разного цвета. Выбранный для украшения кружок многократно повторяется в узоре. Одинаковые кружки – одинаковые и по цвету, а кружки меньшего или большего размера – другие по цвету.
Анализ задания
(Учащиеся садятся по группам, игрушка располагается на расстоянии трех таких игрушек).
Ребята, где лучше расположить рисунок? (в центре листа).
С чего начнем рисовать? Нам нужно определить контуры, как это сделать? (легким нажимом карандаша определяем формы игрушки, они должны быть соразмерны).
Каким будет следующий шаг? (вырисовываем детали, чуть усилив нажим).
Последний шаг работы с карандашом- прорисовываем окончательно все детали. Затем приступаем к работе с красками, выполняем узоры в тех же цветах.
Вы помните, что в рисовании с натуры важно показать элементы светотени, давайте вспомним их.
Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности(гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.
Свет – освещённая поверхность предмета.
Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.
Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. Служит переходом между освещённым участком предмета и тенью.
Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.
Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета.
Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены и т.п.
Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены и т.п.
ФизминуткаВыполняют движения из видеоролика.
Самостоятельная работа учащихсяДети работают самостоятельно, учитель помогает при необходимости.
Анализ и оценка детских работ
Учитель индивидуально оценивает каждую работу, указывает на получившиеся элементы работы и на то, что получилось недостаточно хорошо.
Рефлексия, уборка рабочих мест
Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что вам было сложно? Вы все сегодня хорошо поработали, спасибо за урок, приведите в порядок свои рабочие месте и готовьтесь к следующему уроку.