Презентация к мастер-классу Этажи заботы по формированию коммуникативных компетенций
Этажи заботыМастер – класс учителя ИЗО и МХК МБОУ «Гимназия» Кайдаш Т.Л.
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, жителей одного города, одной страны.Проследите жизнь человека.Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца.Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем городе и стране...Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.Забота — объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Д.С.Лихачёв
СЕМЬЯ - ЯСЕМЬЯ, ШКОЛА - ЯСЕМЬЯ, КОЛЛЕДЖ, ИНСТИТУТ-ЯЯ - СЕМЬЯ
Зачем людям украшения
Выражение представления о красотеОберег и талисманЭлемент ритуала и обрядаЗнак национальной и племенной принадлежностиЗнак социального различияЗнак индивидуального самовыраженияСоответствие моде времени
Первый археолог земли тамбовскойИванов Пётр Петрович родился в семье слесаря, с детства увлекался коллекционированием старинных вещей, археологией и краеведением. В 1918г. он предложил организовать в Моршанске городской музей. Его инициатива была поддержана, и в здании бывшего магазина купцов Кавереных был открыт Моршанский краеведческий музей, основу которого составила коллекция Иванова. Это был первый в России провинциальный музей, открытый после Октябрьской революции. Своим археологическим поискам Петр Петрович посвятил всю свою жизнь. Находя удивительные вещицы, он тут же отправлял их в музей, на обозрение людям. За свой огромный труд Иванов не требовал никакого материального обеспечения, он считал раскопки делом своей жизни. Редко можно встретить такого человека особенно в наши дни. Музей регулярно пополнялся картинами, скульптурами, иконами, фарфором, мебелью, что позволило этим произведениям искусства дойти до наших дней. Находки Петра Петровича составляли уникальную коллекцию по истории цнинской мордвы, а материалы раскопок включены в широкий научный круг.
Исследователю удалось сделать ряд интересных наблюдений, которые до него как-то выпадали из поля внимания археологов. Особенно много дают его записи для характеристики древне-мордовского костюма. Пожалуй, ни одни археологические раскопки не давали такой благоприятной почвы для восстановления костюма и головных уборов
Цель научно-просветительной деятельности моршанского музея была сформулирована в прошлом столетии его создателем – П.П.Ивановым: «…На поверхности земли памятники природы и культуры видоизменяются в наше время, более быстрым темпом; теряют свой первоначальный вид, исчезают и заменяются новыми, деятельностью человека. Древних памятников природы и человека осталось немного… наука отстает от темпов хозяйственной работы на земле. Науке ещё не все известно, много еще скрыто от глаз человека, не изучено, но хозяйственный темп не терпит промедления – идет к тому, что лицо земли быстро изменяется и с этим фактом надо считаться... Нужно сделать так, чтобы всё наше население поняло ценность охраны памятников природы и помогло делу науки…»
Кто такие финно– угры и как связаны с ними мордва, мокшане, эрзяне?Мордва относится к финно – угорской языковой группе народов. Мордва – народ, состоящий из двух основных этнических групп.Западная группа, живущая в районе реки Мокши, которую и называют мокша, и восточная в долине реки Суры - эрзя. Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Мордва говорит на двух мордовских языках: мокшанском и эрзянском. Оба эти языка относятся к волжской языковой группе уральской языковой семьи.На территории моршанского района обитали мокшане.
Традиционный женский костюм в преставлении мордвыВ понятие красивая женщина волжские финны вкладывали не физические параметры, оно было равнозначно понятию «красиво одетая женщина». Женщину ценили как мать, работницу, хорошую хозяйку, внешняя красота женщины была менее важной по сравнению со здоровьем. Поэтому костюм нередко затмевал свою обладательницу, женщина, одетая в соответствии с традицией в полный комплект украшений, а значит максимально защищенная, представлялась красивой.
Мифология и костюм. Зооморфный стиль.
Бусы из коллекции музея
Наши этнофутуристические бусыПуть первый – маркером нанести узор на заготовку бусины из глиныПуть второй – скатать бусину и украсить цветными вставками пластилина контрастного цветаПуть третий расплющить пластилиновые шарики до формы таблетки и сформировать разноцветную бусинуПуть четвёртый - смешать несколько цветов и сформировать радужную бусинуПуть пятый- свой, неповторимыйОбщий путь - палочкой проделать в бусине отверстие и нанизать изделие на нить. При желании добавить бубенчики
«Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Дом наш! Но ведь Земля — дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев! И снова Лихачёв!Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. Это нечто невообразимое по ценности.И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!
Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и Государственные («ответные акции»)!Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!»Из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» Письмо сорок пятое
В презентации использована бессмертная музыка:Рахманинова- «Вокализ»Гуно – «Аве Мария»Понкьелли - «Джоконда»Бетховена – «Лунная соната», «Аллегретто» Моцарта – «Маленькая ночная серенада», «Времена года. Лето. Гроза»