Сценарий игровой программы Тимуровские заботы
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр этнографической культуры
с/п «Село Верхняя Эконь»
Комсомольского муниципального района
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«Тимуровские заботы»
Автор: Черепанова Ольга Аркадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦЭК
с/п «Село Верхняя Эконь» 2015
Игровая программа «Тимуровские заботы»
Цель: посредством игры познакомить детей с основными направлениями деятельности тимуровского отряда, описанного в книге А.Гайдара «Тимур и его команда»
Участники игры:
две команды (до 10 человек в каждой), состоящие из детей 6-12 лет, во главе с командирами.
Победа в конкурсе приносит команде победный балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считается победительницей игры.
Оборудование:
листы картона 2-х оттенков красного цвета, 10-20 игрушек «яблоко», игрушка «коза», набор кубиков, 2 косынки, 2 корзинки, 2 веревочных аркана, 2 стула, 2 стакана, 2 ложки, таз, карточки с изображением цветов, набор предметов для шумового оркестра, 10 значков с надписью «Взялся сделать – сделай хорошо!».
Перед началом каждого конкурса с помощью компьютера и проектора демонстрируются отрывки из к/ф «Тимур и его команда»
В ХХ веке было распространено тимуровское движение, получившее свое название по имени героя книги А.Гайдара «Тимур и его команда».
Конкурс 1. «Красная звезда»
- Тимуровцы помогали детям красноармейцев. В знак того, что их дома находятся под защитой, на воротах рисовали красные звезды. Если красноармеец погибал, звезда обводилась черной краской.
Каждой из команд даны картон и ножницы. Какая из команд быстрее вырежет себе знаки отличия – красные звезды? Начинайте, но помните слова Тимура: «Взялся сделать – сделай хорошо!» Это девиз героев Гайдара. Когда закончите выполнять задание, придумайте девизы для своих команд.
- Тимуровцы внимательно следили за нуждами и заботами жителей домов с красными звездами на воротах. Сейчас мы с вами окажемся в тех же обстоятельствах, что и ребята 30-х годов.
Конкурс 2. «Яблоневый сад»
- Когда мальчики собрались на совет, один из них – Коля Колокольчиков – сказал, что в саду дома №34 неизвестные обтрясли яблоню и сломали на ней 2 ветки. С виновными, конечно, надо разобраться, но прежде давайте соберем опавшие яблоки в корзины. Если будем это делать все вместе, то яблоки потопчем (нас много). Поэтому собирать яблоки будут командиры команд.
Командирам завязывают глаза косынками, в руки дают по корзине. Включается музыка. Пока она звучит, командиры команд собирают в корзины яблоки, лежащие на полу. Кто больше соберет, тот и принесет победу команде.
Конкурс 3. «Пропавшая коза»
- А вот в доме №54 по Пушкаревой улице пропала коза, Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
В этой комнате спрятана игрушка «Коза». Найдите ее. После того, как коза найдена, ее нужно поймать и вернуть хозяевам.
Каждой команде выдается по веревочному аркану. У каждого члена команды по одной попытке. Они должны накинуть аркан на стоящий перед ними в 3-х метрах стул и подтянуть его к себе. Сколько раз это удалось сделать – столько победных баллов получает команда.
Конкурс 4. «Поленница»
- В этом же доме №54 по Пушкаревой улице тимуровцы помогли бабке сложить дрова в поленницу.
Сделаем это и мы. Но поленница у нас будет общей. Дрова – это кубики. Необходимо поставить их друг на друга, сложив в «поленницу». Та команда, по чьей вине «поленница» рухнет, будет считаться проигравшей.
Конкурс 5. «Водоносы»
- В соседнем доме тимуровцы наполнили водой пустую кадку, облегчив труд старой женщины. 5 мальчуганов споро бегали от колодца к дубовой кадке, обливая босые ноги холодной водой.
Ваша задача проще. Вы будете наполнять водой не бочки, а стаканы. Вместо ведер у вас имеются столовые ложки. На расстоянии 5 метров от каждой команды стоит таз с водой. Черпая из него, члены команды, один за другим, носят воду ложкой в стакан. Стакан находится в руках капитана команды. Посмотрим какая команда наполнит свой стакан быстрее.
Конкурс 6. «Грустная девочка»
- Все то, что вы делали до этого, требовало от вас привычных физических усилий. Сейчас вам предстоит задача посложнее. В доме лейтенанта Павлова плачет маленькая девочка. Тот, кто вызовет на ее лице улыбку, принесет победу команде.
Перед членами команд стоит ребенок. Его задача – сохранить серьезное выражение лица. Игроки поочередно пытаются рассмешить грустного человека. Дозволено все, кроме физического контакта.
Конкурс 7. «Букет»
- Чтобы мать маленькой девочки не плакала, тимуровцы ночью на ее крыльцо положили букет цветов.
Перед вами карточки с изображениями цветов. Если вы правильно назвали цветок, можете забрать его в свой букет. Посмотрим, чей букет получится больше, а значит и красивее.
Конкурс 8. «Колыбельная»
- Случалось, что тимуровцы не только помогали пожилым людям и развлекали детей, но и нянчились. Одной из жительниц поселка понадобилось срочно уехать, и она оставила своего ребенка с подругой Тимура - Женей. И Женя следила за тем, чтобы малыш спокойно спал. Если бы ребенок проснулся, пришлось бы Жене колыбельную ему петь.
Задача команд – спеть колыбельную. Одно условие – нужно использовать шумовой оркестр из банок, бутылок и металлических предметов. Если вы объясните почему именно эти предметы мы включили в игру, то получите дополнительный балл.
Их мы используем потому, что бутылки, банки и железки команда Тимура привязала к веревкам, ведущим от штурвала в «штабе» к домам тимуровцев. Штурвал крутился – веревки гремели, и тимуровцы, слыша «сигнализацию», спешили на общий сбор.
Конкурс 8. «Ультиматум хулигану»
- Помните, в начале игры мы говорили о том, что хулиганов надо наказывать. Хулигану Квакину тимуровцы отправили ультиматум, предупреждающий о том, что любой его плохой поступок по отношению к жителям дачного поселка, будет наказан.
Напишите свой ультиматум. Но обратиться вы в нем должны к хулиганам своего времени, своего поселка. И не забудьте сказать о том, какое наказание грозит хулиганам в случае неподчинения.
А теперь подсчитаем баллы, набранные командами. За одержанные победы. Члены команды-победителя получают значки с надписью «Взялся сделать – сделай хорошо!».
15