Технологическая карта теоретического занятия (лекции) №5 по теме: Развитие античной философии

Технологическая карта теоретического занятия (лекции) №5

Дисциплина (профессиональный модуль): Философия
Специальность: Ст/ орт, Лаб/ д, Ф, л/ д, с/ д
Курс: 1, 2 Семестр: 1____
Тема: Развитие античной философии
Группы: А, Б, В, Г
Преподаватель: Астапеева Елена Викторовна
Продолжительность: 90 мин. Место проведения: 212 аудитория
Цели учебного занятия:
Образовательная: Освоение систематизированных знаний по истории развития античной философии
Развивающая: Формирование логического мышления и философского мировоззрения
Воспитательная: Воспитание патриотизма, гражданственности, национальной идентичности
Требования к знаниям и умениям:
Знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Уметь: ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Тип лекции (информационная, проблемная, лекция-пресс-конференция и др.): информационная
Образовательные технологии: коллективной мыслительной деятельности, личностно ориентированного обучения, критического мышления
Методы и приемы обучения: словесно-репродуктивные (рассказ, лекция, беседа), объяснительно-репродуктивные, логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий), метод рефлексии (осознание деятельности)
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: тесты
Технические средства обучения: мультимедийные презентации
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие): мультимедийные презентации
Литература:
Основные учебные издания:
Волкогонова О.Д. Основы философии. – М., 2008;
Горелов А.А. Основы философии. - М., 2007;
3. Кохановский В.П. Основы философии. – Ростов-на-Дону, 2008;
4. Философия. Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009;
5. Хрусталев Ю.М. Основы философии./ Ю.М Хрусталев. - М., 2008.
Дополнительная литература:
Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М., 2007;
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. - М., 2009;
Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.,2010.

Межпредметные и внутрипредметные связи: Взаимосвязь философии с историей, религиоведением, психологией, культурологией

Хронологическая карта занятия


Этапы учебного занятия
Время (минуты)

1.
Организационный момент.
2

2.
Вступление, мотивация изучения темы:
- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;
- постановка целей;
- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;
- характеристика рекомендуемой литературы.
4

3.
Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).
5

4.
Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).
70

5.
Обобщение и систематизация изученного материала.
5

6.
Подведение итогов.
4


Вступление, мотивация изучения темы:
Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления и стала предшественницей других форм теоретического знания, например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы являлись одновременно основателями таких наук о природе как физика, математика, ботаника, зоология.
План:
Особенности античной философии.
Периодизация философии античности. Характеристика периодов.
Значение античной философии.
Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:
Первая попытка выделения философии как особой области знаний была сделана античным мыслителем Аристотелем.
Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.
Основная часть лекции:
Античная философия возникла в условиях античной демократии в 6-5 вв. до н.э. Начало – Фалес (625-547 гг. до н.э.), конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г.н.э.) Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе. По их мнению, именно в Космосе все течет, все изменяется.
Античная философия в своем развитии делится на несколько этапов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:
- «Из чего все возникает?»
- «К чему все возвращается?»
Периодизация философии античности:
I этап. Досократовская (эллинская) философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.
II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)
IV этап. Римская философия (1 в. до н.э.-5-6 вв. н.э.)
Характеристика этапов.
I этап. Досократовская философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.
На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:
Натурфилософы. (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит; Эмпедокл.)
Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.
Элеаты (Зенон, Ксенофан).
Противопоставляя друг другу мышление и материальный мир, утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие, по их мнению, это единственное, что открыто чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.
Пифагорийцы (Пифагор и др.).
Были убеждены в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.
Атомисты (Демокрит, Эпикур).
По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые частицы, их – бесчисленное множество. Пустота же между ними представляет собой небытие. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи. И поэтому бытие познаваемо.
II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Совершил в философии коренной переворот. Сократ не физику, а этику ставит на первое место, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души.
Платон (427 -347 гг. до н.э.)
Настоящее имя Аристокл. Ученик Сократа, развивал его идеи. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей. Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, идею (сущность). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей. Мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир. Для объяснения чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие «материи». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, т.е. идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Платон создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах.
Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)
Ученик Платона, наставник Александра Македонского. Пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи, т.к. только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля – это не только перводвигатель, но еще и ум. Утверждает, что в душе человека самое важное – ум, а следовательно и Бог. Аристотель впервые систематично изложил логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это совпадение добродетели человека (мудрость, рассудительность, умеренность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество) с внешней средой. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Критически относился к демократии.
III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)
IV этап. Римская философия (1 в. до н.э.-5-6 вв. н.э.)
Обобщение и систематизация изученного материала:
Древние греки называли себя эллинами. Александр Македонский создал империю, присоединив к ней Грецию, в которой произошло уравнение греков с завоеванными племенами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую. Получили расцвет четыре школы:
Кинизм (цинизм)
Эпикуреизм
Скептицизм
Стоицизм
Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).
Кинизм (цинизм).
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.
Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).
Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.
Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).
Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.
Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).
Основателем является Зенон из Кития. Его учеников называли стоиками. По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.
Подведение итогов: Значение античной философии:
Античная философия космоцентрична: т.е. она охватывает весь космос, в том числе и человека.
Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.
Она функциональна, т.е. помогает людям в решении жизненных проблем.
Античная философия актуальна: по сей день сохраняет свое значение.





15