Здоровьесберегающие технологии при формировании основных базовых компетенций

Здоровьесберегающие технологии при формировании основных базовых компетенций

Учитель ЧУ ЦО « Русская школа» Гущина М. И.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием,
социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):
Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. Очень хорошо данная проблема раскрывается в работах старшего преподавателя кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья М. В. Аносовой и кандидата биологических наук, доцента кафедры управления развитием школ МПГУ Галеевой Н. Л.
Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько простых принципов, которых можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах:
Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.
Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7  видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.
Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно. Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года. Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять.
Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).
Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье. Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов. Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления.
В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены.
10.При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах 2002 года.
11.Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах 2002г.
12.Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума.
13.Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
14.Планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.
Главное – результат:
Снижение утомляемости.
Повышение продуктивности, работоспособности.
Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Учителям рекомендуется на своих уроках максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. Рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру урока. Учитель следит за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
На уроках биологии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.
Большое внимание на уроках биологии уделяется изучению действия алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табачного дыма на здоровье человека, на его эмбриональное развитие и последующие поколения.
Установление межпредметных связей в процессе преподавания является необходимым условием для повышения производительности труда учащихся и устранения перегрузки. Реализация данного способа в учебном процессе позволяет, с одной стороны, избежать механического использования знаний из других школьных дисциплин, а с другой, - убедить учащихся в том, что сущность многообразия окружающего мира заключается в его единстве, что многие процессы и явления, изучаемые различными предметами, едины по своей природе.
Большое внимание уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя должны обращать особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Учителя не имеют вредных привычек, стараются разнообразить свой пищевой рацион, планируют свой рабочий день и отдых для того, чтобы не допускать перегрузок организма.

В 6 классе при изучении растений уделяется большое внимание влиянию растений на здоровье человека. Это:
- кислород, без которого невозможна жизнь;
- пища, которая сейчас не является экологически чистой;
- фитонциды, убивающие микробы;
- витамины, необходимые человеку;
- значение растений в очищении воздуха;
- растения – доноры;
- лекарственные и ядовитые растения.
В теме «Бактерии» «Грибы» формируются навыки борьбы с паразитическими бактериями и грибами.

В 7 классе при изучении животных большое внимание уделяется профилактике глистных заболевания и заражению одноклеточными простейшими. Формируются навыки поведения при встрече с ядовитыми и опасными животными.

Очень замечателен в плане здоровьесберегающих технологий курс 8 класса. При изучении анатомии и физиологии человека в конце каждой темы есть раздел «Гигиена». В рамках этого раздела идет формирование навыков сохранения здоровья и профилактика вредных привычек.
В теме «Опорно-двигательная система» - профилактика гиподинамии, коррекция осанки и плоскостопия. Профилактика и первая помощь при травмах скелета.
В теме «Кровеносная система» - профилактика сердечнососудистых заболеваний, профилактика иммунодифицита, необходимость вакцинации, правила оказания помощи при кровотечениях.
В теме «Дыхательная система» - профилактика курения, туберкулеза, рака легких, правила оказания первой помощи при остановке дыхания
В теме «Пищеварительная система» - профилактика кишечных инфекций, желчнокаменной болезни, заболеваний зубов, желудка, печени, правила приема пищи и пищевой рацион, диетология и вегетарианство, проблемы раздельного питания.
В теме «Витамины» - профилактика авитоминозов, правила употребления витаминов, содержание витаминов в продуктах питания.
В теме «Кожа» - профилактика кожных заболеваний, ожогов и обморожений и первая помощь при них. Профилактика тепловых и солнечных ударов. Способы закаливания. Правила гигиены одежды и обуви.
В теме «Выделительная система» - профилактика почечных заболеваний
В теме «Нервная и эндокринная система» - профилактика травм головного и спинного мозга, переутомлений и перегрузок. Влияние алкоголя, наркотиков и токсических веществ на нервную систему.
В теме «Органы чувств» - профилактика расстройства зрения и слуха. Рекомендации по восстановлению зрения при помощи специальных упражнений. Обучение элементам точечного массажа. Его можно использовать во время физкультминуток. Каждая точка на ладони отвечает за определенный орган. Массируя ее, можно добиться улучшения состояния, и даже излечение данного органа.

Пример физкультминутки.
1.Подготовка. Выпрямились, спина чувствует спинку стула, ноги вместе, руки соединили перед собой, потерли ладошки друг о друга. Корректируем биополе. Наши ладони обладают большим количеством биологически активных точек, активизируя которые, можно воздействовать на внутренние органы.
2.Указательными пальцами, снизу вверх, от бровей к линии волос, от центра лба к вискам, слегка надавливая, растираем лоб.
Снимаем усталость с коры головного мозга, выполняя упражнение «умница». 3Массируем ушные раковины, вспоминая, что форма ушной раковины соответствует положению плода ребёнка в утробе матери. А значит, на ушной раковине, много биологически активных точек, активизируя которые, можно воздействовать на ряд систем органов.
4.Упражнение «чебурашка». Растянули ушные раковины в стороны, завернули в трубочку, растянули опять. Снимается напряжение с опорно-двигательной системы, расслабляется мускулатура спины.
5.Расправили руки в стороны. Напрягли дельтовидные мышцы и трапецевидную мышцу спины. Представили, что вы маленькие самолётики. Наклоняясь в стороны, можно пожужжать, совершите свой маленький полёт.
6.Опять корректируем своё биополе, потирая ладони.
7.Упражнение «колечки». Надо соединить все пальцы руки с большим, при этом слегка надавливая подушечками пальцев друг на друга. Сначала в одном направлении, затем в другом.
8.Возьмём ребристую ручку, покатаем между ладонями, пока они не разогреются. Затем погладим ими друг друга.
9.Упражнение «стадо мамонтят». Выпрямились, спина чувствует спинку стула, ноги вместе, потопали ногами. Выполняется 10 секунд.
10.Руку подняли вверх, положили на макушку головы, погладили себя со словами: «Я умница, я молодец, я всё запомнил!».
11.Упражнение «священная корова». Соединить руки перед собой, а теперь также за спиной и удержать в течение 5 секунд.
Все упражнения выполняются в положении сидя. Рекомендуется выполнение в быстром темпе. Между упражнениями интервал 1-2 секунды.
Проведение физкульт - минуток должно быть на высоком эмоциональном уровне. Упражнения можно варьировать, порядок выполнения не важен. Учитель решает, какие упражнения выполнять, учитывая при этом состояние класса и время проведения
Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение такой актуальной задачи, как оздоровление семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей т подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.
«Симптомы распознавания употребления детьми наркотиков»,
«Моя семья – моя радость».
«Комфортные отношения в семье»
В заключении остается добавить, что здоровьесберегающие технологии формируют следующие компетенции:
- ценносно-смысловые,
- общекультурные,
- учебно-познавательные,
- информационные,
- коммуникативные.
(Некоторые презентации учащихся 8 классов)
Литература.
Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Под ред. Д. В. Колесова. - М., 2001.
Антропова М.В. Школьная гигиена.- М. 1970.
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М., 1982.
Белецкая В.И. Школьная гигиена.- Спб., 2003.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 2002.
Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека /возрастные особенности с основами школьной гигиены/.-М., 1974.
Гигиена детей и подростков; Учебник. /Под редакцией Г.Н. Скрдюковской. – М., 2000.
Деннисон П. Гимнастика для развития умственных способностей. /Пер. с англ. А.В. Малушиной. – М., 2000.
Зайцев Г.К. Валеология в школе. – Спб., 2001
Карташев Н.Н. Методические рекомендации по физиолого – гигиеническому исследованию режима дня. – Волгоград, 1997.
Карташев Н.Н. Общая и возрастная физиология высшей нервной деятельности. – М., 1999.
Ковалева Е.Л. Учится легко и весело. – Волгоград, 1996.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма /опорно-двигательный аппарат/. – М.. 1986.
Мочалова П.П. Физиология и школьная гигиена. – М., 2003.
Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка: Учебник. /Под ред. К.П. Дорожновой. – М., 2003.
Рыкунов С.Д. Общая и возрастная физиология. – Спб. . 2002.
Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. – Волгоград, 2002.
Фролов В.И. Валеология. – М., 2003.
Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1998.
Чумаков Б.Н. Режим дня. – М., 2001.











13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 415