Проект по технологии изготовления сувенира из глины Кубанский сувенир
Муниципальный этап краевого конкурса
учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани
Секция «Технология прикладного творчества»
«Изготовление кубанского сувенира из глины. Современные художественно-технологические возможности его создания».
Автор:
Декет Арина Ивановна, 13 лет
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного
образования муниципального
образования Динской район
«Центр творчества»
творческое объединение
«Народный умелец»
Научный руководитель:
Ткаченко Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного
образования муниципального
образования Динской район
«Центр творчества»
творческое объединение
«Народный умелец»
Станица Динская
2016г.
«Изготовление кубанского сувенира из глины.
Современные художественно-технологические возможности его создания».
Декет Арина Ивановна, 13 лет
Краснодарский край, Динской район, станица Динская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район «Центр творчества», творческое объединение «Народный умелец», второй год обучения, по программе «Керамика».
Краткая аннотация:
Моя работа направлена на создание и изготовление сувениров из глины кубанской направленности, с изучением и применением современных художественно-технологических возможностей. Глина - удивительный природный материал, который давно вдохновляет мастеров и художников на создание сувениров. Лепка сувениров из глины на Кубани – один из ярких и самобытных видов декоративного творчества. Интерес к данной теме у меня возник не случайно. Современная традиция привозить из путешествий сувениры сегодня очень актуальна. Поток гостей, посещающих Кубань, постоянно увеличивается, и именно сувениры, на мой взгляд, должны знакомить наших гостей с культурой казачества Кубани.
Производство керамических изделий является наиболее древним занятием человека. В силу исторических особенностей центры сувенирного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства сувенирной продукции в нашем регионе.
«Изготовление кубанского сувенира из глины.
Современные художественно-технологические возможности его создания».
Декет Арина Ивановна, 13 лет
Краснодарский край, Динской район, станица Динская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район «Центр творчества», творческое объединение «Народный умелец», второй год обучения, по программе «Керамика».
Аннотация:
Цель проекта : разработать и изготовить коллекцию сувениров из глины для использования её в качестве наглядного пособия в тематических мероприятиях и декоративного украшения интерьера.
Замысел проекта:
- изучить технологию изготовления сувениров из глины;
- придумать и опробовать на практике образы своих сувениров;
- через поделки передать особенность культуры Кубани, возрождать старые традиции и создавать новые.
Объект исследования работы: кубанский сувенир из глины как вид декоративного творчества.
Предмет исследования: технология изготовления и декорирования кубанского сувенира.
Гипотеза: приобретая сувениры, туристы смогут больше узнать об истории края, запечатлеть его образ на долгую память.
Актуальность работы очевидна: сувениры, имеющие оригинальное исполнение, интересны как для посещающих наш край туристов, так и для местного населения. Изображение символов Кубани на изделии подчеркивает их принадлежность к культурно-исторической тематике. Кубанский сувенир может стать прекрасным украшением любого дома, а также подарком родным и друзьям.
Методы и приемы, используемые в работе:
- посещение художественной мастерской по созданию и росписи кубанских сувениров;
- общение с работниками фабрики и мастерами по росписи;
- изучение литературы по выбранной теме;
- использование интернет-ресурсов для получения необходимой информации;
- анализ полученных результатов.
«Изготовление кубанского сувенира из глины.
Современные художественно-технологические возможности его создания».
Декет Арина Ивановна, 13 лет
Краснодарский край, Динской район, станица Динская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район «Центр творчества», творческое объединение «Народный умелец», второй год обучения, по программе «Керамика».
В Краснодарский край моя семья переехала не так давно. Событием для меня стало то, что я попала в творческое объединение «Народный умелец». Знания и умения, приобретённые на занятиях, позволяют воплощать замыслы и идеи на практике, лепить из глины красивые поделки, а потом дарить их родным и друзьям. Одним из видов декоративной лепки является кубанский сувенир из глины. Он мне очень нравится. Основным принципом его создания является ориентация на местные художественные традиции.
В последние годы в крае активно развивается туризм. Поток гостей, посещающих Кубань, постоянно увеличивается. Одним из реальных действий в русле распространения культуры Кубани может, на мой взгляд, стать то, что гости нашего края будут увозить с собой сувениры из глины с кубанской тематикой.
Я решила принять участие в научно-практической конференции в секции «Технология прикладного творчества» по представленной теме, чтобы более широко изучить данный вид творчества.
Эпиграфом к проекту я выбрала слова: «Знания, которые не используются, в конечном счете, устаревают и становятся бесполезными. Знания, которые распространяются и которыми обмениваются, наоборот, генерируют новые знания».
Слово «сувенир» имеет французское происхождение. Souvenir - воспоминание, память. И действительно, основная функция сувенира – хранить память о каком-то событии, месте.
Я распределила свою работу над проектом на три этапа.
Первый этап: поиск информации по проекту.
1. Поездка на фарфорофаянсовою фабрику «Чайка» в г. Краснодар.
2.Посещение художественной мастерской по созданию и росписи кубанских сувениров.
Второй этап: лепка и оформление сувениров.
Третий этап: обработка материала и защита проекта.
1. Историко-аналитическая часть.
Промысел: Кубанский сувенир
История сувениров берет своё начало с возникновения человеческого общества. Издревле люди делали сувениры из природных материалов, обрабатывая их так умело и утонченно.
У Кубани богатое историческое прошлое. И народные художественные промыслы — неотъемлемая часть ее яркой самобытной культуры. Вообще, по словам краеведов, можно выделить четыре главных района, где гончарное дело развивалось масштабнее прочих: станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Лучшие залежи гончарной глины на Кубани - в станицах Пашковской и Елизаветинской. Упор мастера делали на посуду и игрушки для детей.
Сами формы кубанской керамики всегда были просты, орнамент яркий, чаще растительный. Используемые в быту кувшины, так называемые «глэчики», «макитры», миски, ситечки, кружки, корчаги для теста и рукомойники обрабатывали темно-зеленой и коричневой глазурью – «поливой». А вот выделить какие-либо особенности, характерные только для керамики края, достаточно сложно. Связано это с тем, что ремеслом занимались в основном иногородние и переселенцы. Получалась, своего рода, солянка из опыта и традиций разных районов. Увидеть можно было мотивы не только русской, но и украинской и кавказской керамик.
Возрождение народного декоративно-прикладного искусства, создание сувенирной продукции занимает важное место в социально-культурной жизни Кубани. Одним из основных принципов его развития является ориентация на местные художественные традиции. Сейчас например, в посёлке Мезмай Апшеронского района существует школа народных ремесел Кубани. Здесь дети обучаются кузнечному, гончарному и ювелирному делу, резьбе по дереву, ткачеству. В школе-интернате для детей-сирот станицы Березанской Выселковского района занятия воспитанников основаны на обучении ремеслам и прикладному творчеству. А станица Холмская Абинского района по праву считается центром гончарного, керамического искусства. Экспериментальной учебно-творческой мастерской руководит Алексей Максименко [фото №1, в приложении]. Художник поддерживает традиции кубанских мастеров, учит детей понимать исконно казачий быт. Лепит из глины глэчики, макитры, кувшины, горшки и сувениры на кубанскую тематику.
Проанализировав и изучив исторический путь сувенирного творчества на Кубани, я сделала вывод: для данной работы необходимо выбрать образы, которые отождествят как его историческую и культурную составляющую, так и духовную. Кубань – край уникальный и хлебосольный. Числу его достопримечательностей практически нет конца, следовательно, можно создать серию сувениров с надписью Кубань, ориентируясь на местные художественные традиции.
2. Изучение современных технологий изготовления сувениров из глины.
Сувениры на Кубани делают художники, имеющие профессиональное образование, народные мастера, ремесленники. В Краснодаре сувениры на кубанскую тему продают более 10 магазинов и арт–салонов. А ещё кубанские сувениры изготавливают в творческой дизайн-мастерской при фарфорофаянсовой фабрике «Чайка». С целью ознакомления с современными технологиями изготовления сувениров из глины, мы с педагогом Татьяной Юрьевной отправились в город Краснодар на фарфорофаянсовою фабрику «Чайка». Посетили художественную дизайн – мастерскую по созданию и росписи кубанских сувениров. Общались с работниками фабрики и мастерами по росписи. Заведующая мастерской провела нас по производственным помещениям. Показала формы для литья, камеры для окрашивания изделий глазурями с помощью аэрографов, сушильные стеллажи, муфельную печь, где осуществляется обжиг изделий. Рассказала о том, что сейчас художники - дизайнеры их мастерской разрабатывают новые эскизы и делают пробные экспонаты сувенирной продукции на тему самобытной кубанской культуры. Секретов, правда, раскрывать не стала, но провела по экспериментальному сувенирному цеху и рассказала, что на сегодняшний день ими разработано и производится более 100 видов сувениров: вазы, декоративные тарелки, кружки, чайники, подковы, колокольчики с надписью "Кубань" и с фигурками казаков и казачек.
После общения с технологом по производству сувениров я выстроила технологическую последовательность изготовления сувенирных изделий на производстве:
- создание эскиза сувенира художниками- дизайнерами;
- утверждение эскиза на заседании худсовета;
- экспериментальное изготовление сувенира с использованием разных материалов, выбор сырья: фаянс или фарфор;
- утверждение технологического процесса изготовления сувенира;
- литье изделий в гипсовые формы;
- после изготовления изделия сушатся в сушильных шкафах для удаления влаги;
- первый обжиг осуществляется при температуре 1000 градусов, для этого используют электрические муфельные печи;
- после обжига художники расписывают изделия глазурями или ангобами.
- второй обжиг: температура будет зависеть от материалов, которыми расписаны изделия от 1200 до 1500 градусов.
- возможен и третий обжиг, если изделие задумывалось покрывать позолотой.
И только после такого длинного пути на производстве сувенирные изделия попадают в салоны сувенирной продукции.
Из всего вышеизложенного я сделала вывод, что производство сувениров - дело не простое и очень затратное, но интересное, приносит прибыль и отображает местные художественные традиции.
3. Поиск композиционного решения путем исполнения предварительных эскизов средствами стилизации и трансформации.
Так как сувенир — это небольшая вещь, я решила создать коллекцию сувениров в технике мелкая пластика, которая требует от автора усидчивости и знания основ технологии лепки. В создании творческой работы очень важно отыскать выразительный и соответствующий художественному замыслу ракурс передачи изобразительной формы, наиболее выгодную точку ее зрительного восприятия, которая так же облегчит создание объемной композиции и даст убедительную раскадровку «кусочка действительности», чтобы затем она предстала целостной картиной окружающего мира, в миниатюрных размерах. Только после этого можно приступать к заключительному исполнению изображения и прорабатывать детали видимой формы: ракурсы, масштабы, характер перспективного решения, принцип тоновой моделировки и обобщения форм и текстуру.
Учитывая вышеизложенное, я разработала эскизы сувениров из глины с кубанской тематикой в виде колокольчиков, свистулек, магнита, подковы, хатки – подсвечника, объёмной композиции «Встреча», декоративного панно в венке и тарелки. На мой взгляд, данные виды сувениров могут в полной мере отобразить яркий колорит кубанского края.
После окончательного утверждения эскизов начинается самый ответственный этап работы - изготовление непосредственно готовой художественной композиции.
4. Последовательность выполнения изделий
Подготовка глины к работе
Приступая к выполнению поставленной задачи, следует уделить особое внимание процессу подготовки глины. Перед использованием заготовленную глину нужно тщательно перебрать. Главное - исключить содержание в составе глиняной массы инородных тел: корней растений, мелких камней и т.д. Именно от тщательности подготовки глины зависит судьба и качество будущего изделия, иначе от присутствия камешек или воздуха поделки может в печи разорвать, так как при обжиге воздух будет расширяться. К тому же с «правильной» глиной работать гораздо удобнее и приятнее.
Основой для выполнения моих поделок стала глина с оптимальной жирностью. Небольшое количество глины нужно промять руками, расплющивая кусочки на тонкие пластины и исключая посторонние фрагменты, которые распознаются пальцами. Большие объемы проминали в былые времена в специальных «топанца̀х» босыми ногами, причем эту трудоемкую работу порой выполнял не только сам мастер, но и его семья. Считается даже, что глине от ног придается какое-то дополнительно свойство, утерянное при машинной обработке и влияющее на качество изделия. Промятая глина собирается в большой комок и еще не раз мнется и перебивается.
Инструменты и материалы.
Инструментами для лепки из глины являются руки. В дополнение можно использовать различные средства для облегчения труда и детализации поделок. Это специальные инструменты различной формы для декорирования изделий и работы с мелкими элементами в труднодоступных местах - стеки. Стеки, чаще всего двухсторонние, оба конца стека являются рабочими. Применяются стеки в качестве ножа, лопаточки, черенка кисточки. На готовое сырое изделие наносят рисунок в виде оттисков торцом стека. Также для придания изделию фактурности я использовала различные подручные материалы, имеющие характерный отпечатки: колпачки, фактурные ткани и др.
Технология изготовления сувениров
Для осуществления проекта, я выбрала две техники изготовления поделок: лепка и литьё с использованием гипсовых форм.
В технике «лепка» я решила исполнить такие сувениры, как колокольчики, свистульки, магнит, подсвечник, объёмную композицию «Встреча», панно в венке. При создании сувениров «тарелка» и «подкова», я применила технику литья с использованием гипсовых форм.
Изготовление поделок в технике лепка:
Лепка магнита.
Магниты обычно имеют небольшую форму, поэтому я вылепила поделку из небольшого кусочка глины, раскатанного в виде лепёшки. По эскизу наметила рисунок на глиняной поверхности и проработала мелкие детали. На своём магните сделала надпись - Атамань, так как данный этнографический комплекс является неотъемлемым и очень популярным местом туризма на Кубани.
Лепка колокольчиков.
При создании колокольчиков я применила комбинированный способ лепки и лепку «от куска». Колокольчик – чайник вылеплен комбинированным способом. Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Фигурка самого чайника лепится из целого куска в виде купола, потом из его внутренней части выбирается глина. Необходимо добиться, чтобы толщина стенок стала одинаковой по всему периметру окружности колокольчика. Затем к основе – куполу крепятся детали: носик, ручка, декор и надпись «Кубань».
Второй колокольчик, я решила сделать лаконичным, с росписью без лепных деталей, поэтому лепила его «от куска».
Лепка свистулек.
В основе своей кубанская глиняная игрушка – свистулька имеет устройство, характерное для всех центров народной игрушки России. Оно состоит из воздушной камеры и канала воздушного потока {см. рисунок № 3}.
Для проекта я выбрала два характерных образа кубанской свистульки, это свистулька- лошадка и свистулька- вареник.
Свистулька- лошадка вылеплена скульптурным способом: сначала формируется туловище яйцевидной формы, где размещается камера свистульки, а потом голова и более мелкие части. Все соединения выравниваются с помощью рук и стека. Места соединения деталей уплотняются, по мере необходимости, шликером.
Способ изготовления камеры свистульки в народе называется «с пальчика». Берём кусок глины такого размера, чтоб он умещался в ладони, скатываем шар яйцевидной формы. Большим пальцем делаем прокол в глубину, образуя тем самым пустоту в нашей заготовке. Проверяем, чтобы стенки камеры по толщине были одинаковы по всему периметру. Поворачиваем работу рюмочкой вверх и залепливаем выход. Получается камера - основа нашей будущей свистульки - лошадки. Узкая часть фигуры для хвоста, широкая для груди, а верхняя - для шеи и головы нашей лошадки. Из куска глины формируем конусную фигуру и верхнюю её часть загинаем, это будет шея с головой. Крепим к основе. Оформляем голову, вытягиваем ножки по сторонам. Крепим гриву и хвост. Осталось изготовить свисток. Прокалываем камеру в определённых местах, добиваемся нужного нам звучания. Свистулька – лошадка готова.
Свистулька-вареник лепится из небольшого кусочка глины, раскатанного в виде лепёшки. Края защипываем таким образом, чтобы получился вареник, внутри полый. Чем больше камера свистульки - тем ниже звук, и наоборот. Декорируем нашу поделку по желанию: налепами или процарапываем. Когда глина «подсушится», можно прокалывать свисток. Для музыкальности свистульки делаем дополнительные игровые отверстия.
Лепка сувенира панно в венке.
При создании панно в венке я применила работу с шаблонами. По эскизу сделала шаблон хатки и раскатала пласт глины, вырезала заготовку. Декорировала налепами и процарапыванием рисунка.
Лепка хаток – подсвечников.
Для лепки хаток я использовала каркасные основы. Конструктивный способ лепки, на мой взгляд, является оптимальным. Берем глиняную массу и скалкой раскатываем пласты шириной 0,7-1 см. Используя шаблон, вырезаем из глиняного пласта основу и стены домика. Каркас оборачивает подготовленным глиняным пластом, соединяем его края. По шаблону – эскизу вырезаем окна, двери домика, декорируем стены, придавая им кубанский колорит: лепим плетень с крынками, подсолнухи, кочета, котика на лавке. Используя шаблон, вырезаем из глиняного пласта крышу хатки. Крепим на хатке. Стеком декорируем крышу под фактуру соломы. В изготовлении маленького подсвечника на крышу крепим декоративный жгут, завязанный узлом, а в композиции «Встреча» на крыше хатки выкладываем из глиняных жгутиков надпись «Кубань».
После того, как лепка закончена, поделки ставим на сушку.
Создание сувениров в технике литья с использованием гипсовых форм
Сувенир подкова.
Техника литья с использованием гипсовых форм применяется в тех случаях, когда необходимо изготовить не одну поделку, а много. Я применяю данную технику с целью изучить современные технологии.
Итак, перед нами гипсовая форма с изображением подковы. Необходимо заполнить гипсовую форму шликером. При высыхании глина уменьшается в объеме примерно на 15-20% и легко отделяется от гипса. Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму необходимо промыть чистой водой и окончательно просушить. А глиняную заготовку надо вначале просушить, а затем продекорировать элементами в соответствии с эскизом.
Декоративная тарелка «Кубань».
Аналогично сувениру «подкова» в технике литья я выполнила декоративную тарелку. Декорировала тарелку в технике барельеф. Вылепленные детали предметов композиции крепила к тарелке шликером. Отверстия для подвешивания делала в конце работы.
Сушка изделий. Обжиг
Процесс сушки поделок должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие деформируется. Степень влажности и усадки глины достаточно высокая, 20-30%.
Хорошая среда для сушки сырых глиняных изделий - это ровная поверхность, желательно деревянная, на которой и располагаются изделия. Отсутствие сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, а также отсутствие вблизи места сушки отопительных приборов является залогом правильной качественной сушки изделия. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится 7 – 10 дней.
Высушенные поделки подлежат обжигу в муфельной печи. Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной. Мои работы успешно прошли все стадии сушки и обжига.
Цветовое решение и оформление поделок.
В соответствии с кубанскими традициями необходимо расписывать поделки из глины фрагментарно, не покрывая краской всю поделку, и я решила сделать акцент на терракоте. Частичная роспись поделок акриловыми красками, на мой взгляд, очень современный подход. Акриловые краски прекрасно ложатся на черепок. Они помогают добиваться интересных цветовых эффектов и хорошо декорируют керамику. Нарядности и праздничности придаёт работам акриловая краска золотой металлик. В оформлении работ мне также помогло народное кубанское творчество: плетение венков из хмеля и плетение шкатулки из талаша, а также крепление плакеток на пеньковый шпагат.
5. Заключение
В настоящей работе мной были изучены различные качества и свойства глины, освоены современные технологии изготовления и декорирования художественной керамики и проведено исследование истории развития кубанского сувенира из глины. Через создание коллекции сувениров я попыталась передать особенность культуры Кубани.
На основе проделанной исследовательской работы я делаю вывод: современные художественно-технологические возможности создания сувениров из глины находят применение и развитие в условиях детского творчества. Традиции народного творчества сохраняются и продолжают развитие в бытовом декоративном искусстве.
В результате положительным моментом в ходе проекта для меня стало:
систематизация и расширение знаний и представлений о развитии сувенирного ремесла на Кубани;
расширение кругозора, повышение уровня представления об изготовлении сувениров, уважение к творцам прекрасного и гордость за наш край;
пополнение словаря терминов в области керамики.
Я надеюсь, что мои работы смогут послужить в качестве наглядного пособия в тематических мероприятиях, а также стать декоративным украшением интерьера, что поспособствует популяризации культуры казачества Кубани.
Список используемой литературы:
1. Акунова, Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий [Текст]/Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивина. - М., 1983.
2. Иманов Г.М. Производство художественной керамики. [Текст] / Г.М. Иманов, В.М Косов, Г.В. Смирнов. - М., 1985
3. Маклашевский А.И. Технология художественной керамики. [Текст] / А.И. Маклашевский. - С-П., 1971.
4. Федотов Г.Я. Послушная глина. [Текст] / Г.Я. Федотов. - М., 1997.
5. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. [Текст] / Е.Н. Хохлова - М., 1978.
6. Барадулин В.А. “ Основы художественного ремесла”.
7. Вакуленко Е.Г. “ Народное декоративно-прикладное творчество” Ростов-на-Дону 2007.
Ресурсы Интернета:
Кубанские вести
Декоративно-прикладное искусство
http://glina.teploruk
Приложения
А.М.Максименко в мастерской по керамике:
Фото №1 ученик А.М.Максименко за работой на гончарном круге
фото№ 2 Образцы кубанской глиняной игрушки
Рисунок № 2 Устройство кубанской свистульки
Рисунок № 3 Схема камеры свистульки и порядок прокалывания отвестий для извлечения свиста.
Фото отчёт о создании коллекции сувениров кубанской направленности.
Эскиз идеи:
Процесс создания свистулек, колокольчиков и магнита:
Процесс создания хатки подсвечника:
Создание объёмной композиции «Встреча»:
Результат моей работы