Исследовательский проект по технологии Волшебная шкатулка 3 класс
Автор: Малышина Алина 3 класс Моя мама увлекается вышивкой шелковыми лентами. Меня заинтересовала и привлекла эта техника. Тема исследования, несомненно, актуальна. Во- первых, в настоящее время этот вид вышивки становится более популярным. Вышивка лентами позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере. Во - вторых, вышивка доступна, ведь ленточки можно приобрести в любом магазине. В- третьих, освоив эту технику, можно украшать швейные трикотажные изделия, создавать предметы интерьера, домашний текстиль. Цели: изучить историю возникновения вышивки шёлковыми лентами; изучить опыт применения вышивки в современном творчестве; научить одноклассниц вышивать несложные рисунки. Задачи проекта: Сплотить одноклассниц через общее интересное дело; Перенять опыт у старшего поколения. С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы ткани. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетали в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда. В Средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев, а также подвязывали тяжёлые занавеси. Настоящая слава декоративных лент началась во Франции в XIV веке. Началась мода на роскошные камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами. При дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета – от обуви до панталон. На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный стол всевозможными бантами. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. «Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку, получая объемный эффект. Достоинство вышивки в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. Мнения учителей: Почему бы не возобновить традиции этого искусства вышивания. Научить всех простейшей технике вышивания шелковыми лентами в третьих и четвёртых классах; Овладев основной технологией вышивки шелковыми лентами, можно превратить моток шелковых лент в самые разнообразные вещи: от оригинальной открытки до большого красивого панно; Этот вид рукоделия успокаивает. Мнения одноклассниц: Такие занятия интересные и увлекательные; Научившись вышивать, мы сможем сделать подарки своими руками. Мнения родителей: Это хорошо, что девочки интересуются и увлекаются рукоделием. Это занятие объединяет людей с разными интересами и отношением к жизни. 96% 4% 44% 28% 28% Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? 2. 13% 87% 56% 10% 48% Ваши бабушки или мамы когда – то занимались вышивкой шелковыми лентами? 1. нет да не знаю нет да учителя учащиеся вопросы № Вывод: из таблицы видно, что знают об увлечениях бабушек и мам среди учащихся 48%, 56% не знают. Значит, новое поколение не поддерживает связь со старшим поколением. А среди учителей порадовал результат: все учителя знают и помнят интересы бабушек, мам. Старшее поколение занималось вышивкой 87% , 13% не занимались этим видом рукоделия. В наше время это редкость, бабушки и мамы увлекаются вышивкой только 4%. Анкетирование учителей и учащихся показало: 30% 70% 47% 53% Хотите ли вы научиться вышивать шелковыми лентами? 3 90% 10% 76% 24% Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас? 2. 50% 50% 60% 40% Умеете ли вы вышивать шелковыми лентами? 1. нет да нет да учителя учащихся вопросы № Из этой таблицы видно, что большинство учащихся и учителей не умеют вышивать лентами и не занимаются этим, но хотели бы научиться. Схема работы Материалы,инструменты себестоимость технология охрана труда модель оборудование шкатулка В работе понадобится: ткань, ленты, нитки, стеклянная баночка.Инструменты и приспособления: ножницы, игла штопальная, наперсток и др. Организация рабочего места. До начала работы подготовить рабочее место; Быть внимательной, не отвлекаться во время работы; Свет должен падать с левой стороны; Положение тела при работе должно быть удобным; Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями; Хранить иглу в игольнице; Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец. Правила техники безопасности при работе с иглой.Иголки и булавки хранить в специальном месте (игольницы, подушечки)Нельзя пользоваться изогнутыми и ржавыми иголками.Нельзя брать в рот или втыкать в одежду.Если игла упадёт. Её обязательно нужно найти.После работы желательно оставлять небольшую ниточку в игле.По окончании работы убедиться, что все иголки и булавки на месте. Правила техники безопасности при работе с ножницами.Передавать кольцами вперёд.Не класть на край стола.Не делать резких движений.Не держать остриём вверх.В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты.По окончании работы убрать на место. Санитарно – гигиенические требования. Перед началом работы необходимо вымыть руки Источник света должен находиться слева. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины, шеи Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, дёсны и язык. Технология изготовления шкатулки.1. Подготовка материалов; 2. Подготовить выкройку для шкатулки и опалить края; 3. Сшить чехол для шкатулки; 4. Подготовить выкройку для крышки шкатулки и опалить; 5. Обклеить крышку материалом 6. Сшить розочки из ленты; 7. Вырезать листья для роз и опалить их; 8. Приклеить розы и листья к крышке шкатулки. Контроль испытания.Подарок готов, я проверяю работу еще раз. Показываю её учительнице, подругам, папе. Им всем очень понравилось. Экономический расчетСтоимость изделия невелика, так как я использовала запасы материалов (ниток),остатки ткани, которые были дома. 17 Итого 7 7 1 Клей ПВА 2 10 5 2 м. Ленты (широкие) 1 Итого (в руб.) Цена (в руб.) Кол-во Наименование № п/п Мы считаем, что этот проект нам обошелся недорого. Деньги потребовались лишь для покупки лент. Создав проект, мы надеемся, что пригодится он не только нам, но и другим, которые могут использовать его при необходимости. В результате исследования проведены мастер – классы среди детей начальной школы. Занимаясь этим видом рукоделия, выделим положительные качества: красота готовых работ;эстетичность;прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие;подарить подарок, сделанный своими руками;можно заработать.Отрицательные качества:усталость;при вечернем свете нитки меняют цвет;много затрачивается времени для выполнения больших изделий. Таким образом, на основе проведённых исследований и мастер – класса в МОУ «Атемарская СОШ», можно судить о том, что вышивка шелковыми лентами у нас в селе возрождается. Учителя и девочки учатся вышивать. И эта творческая работа воодушевила их на создание своих, неповторимых работ.