Исследовательский проект по технологии Волшебная шкатулка 3 класс
Лямбирский муниципальный район
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ «Первые шаги»
«Волшебная шкатулка»
(начальная школа)
Автор: Малышина Алина
3 класс
Руководитель: Запорожец
Ирина Анатольевна
Атемар, 2013
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Директор школы: Баулина Галина Петровна.
Почтовый адрес:
РМ, Лямбирский район, с. Атемар, ул Центральная, дом 71.
Телефоны школы: 8(241) 3-52-33
8(241) 3-52-77
8(241) 3-41-02
Факс: 8(241) 3-52-33 E-mail: atemarschool@mail.ru
Автор работы:
Малышина Алина Евгеньевна
РМ, Лямбирский р-он, с. Атемар, ул. Центральная, д. 23, кв. 18.
Руководитель работы:
учитель первой категории Запорожец Ирина Анатольевна
Аннотация
Проектно - исследовательская работа «Волшебная шкатулка», выполненная Малышиной Алиной, состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении формулируется цель работы и её задачи. В первой главе излагаются теоретические основы происхождения вышивки шелковыми лентами. Во второй главе исследование проблемы, выбор идеи, подбор материалов, организация рабочего места. В третьей главе рассказывается о технике безопасности. В четвертой главе рассказывается технология изготовления шкатулки.
Малышина Алина глубоко разобралась в данном вопросе, излагает свои мысли четко и эмоционально. Ей удалось собрать обширный теоретический и практический материал, а также провести мастер-класс своим одноклассницам и научить их работе с шелковыми лентами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение5
1.ЛЕНТА И ТЕСЬМА В ИСТОРИИ...8
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ...11
2.1. Выбор и разработка идеи.13
2.2. Подбор материалов..14
2.3. Подбор материалов..14
2.4. Организация рабочего места...15
3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ...15
3.1. Правила техники безопасности при работе с иглой.16
3.2. Правила техники безопасности при работе с ножницами16
3.3. Санитарно – гигиенические нормы16
4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ...17
4.1.Контроль испытания.17
4.2. Экономический расчет.17
4.3. Применение...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.27
Введение
Скоро наступит всеми любимый и долгожданный праздник – 8 марта. Передо мной возникла проблема: что подарить любимой мамочке на праздник? Конечно же, этот подарок должен быть сделан своими руками, приятным и запоминающим.
Многое влечет нас к рукоделию, но, наверное, сильнее всего – это жажда творчества.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию её создателя, излучает тепло наших рук, несет положительную энергетику. Лица людей добреют, когда они берут в руки такие изделия.
Моя мама увлекается вышивкой шелковыми лентами. Меня заинтересовала и привлекла эта техника. Решила самостоятельно глубже изучить интересующий меня вопрос. Тема исследования, несомненно, актуальна.
Во- первых, в настоящее время этот вид вышивки становится более популярным. Вышивка лентами позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере.
Во - вторых, вышивка доступна, ведь ленточки можно приобрести в любом магазине.
В- третьих, освоив эту технику, можно украшать швейные трикотажные изделия, создавать предметы интерьера, домашний текстиль.
Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Необычная выпуклость ленточной вышивки преображает рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще. Возможности ленточного рукоделия огромны и разнообразны: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и т. п.
Надеюсь, что данный проект позволит по – новому взглянуть на декоративно- прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Цели:
изучить историю возникновения вышивки шёлковыми лентами;
изучить опыт применения вышивки в современном творчестве;
научить одноклассниц вышивать несложные рисунки.
Задачи проекта:
Сплотить одноклассниц через общее интересное дело;
Перенять опыт у старшего поколения.
Для достижения цели наметила выполнение следующих задач:
исследовать источники информации литературных данных об истории создания вышивки лентами;
освоить технические условия и приёмы выполнения вышивки шёлковыми лентами;
овладеть приёмами и способами работы по технологии вышивки шёлковыми лентами;
описать материалы и инструменты, которые понадобятся для выполнения данной работы;
аргументировать достоинства вышивки;
разработать и провести мастер-класс среди обучающихся начальных классов
провести беседы и анкетирование;
практическая работа, изготовление изделий.
Гипотеза: если глубже изучу технику и приемы работы с шелковыми лентами, то смогу научить сверстников этому рукоделию.
Методы:
поисковый: побор литературы;
исследовательский: изучение литературы по данной теме;
практический: изготовление изделий, проведение мастер – класса.
Объект исследования: занятие рукоделием.
Предмет: вышивание шелковыми лентами.
Проектный продукт: мастер – класс
Ресурсы:
Книги, журналы;
Интернет (сайты);
Анкеты участников.
1. Лента и тесьма в истории
С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей.
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетали в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.
В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжёлые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Когда мы говорим о лентах, то, прежде всего, подразумеваем шёлковые ленты. Искусство производить шёлк родилось в Китае. Существует множество легенд о том, с чего началось, разведение гусениц шёлкопряда и как появилась шёлковая ткань. Одна из легенд повествует, что тайну создания шёлка открыла «Богиня шёлковых червей»
Си – Лин – Чи, жена китайского императора Хуан – цзы, в 2640 году до нашей эры. По этой легенде, во время одной из прогулок к ногам Си – Лин – Чи упали несколько плодов тутового дерева с коконами шёлкопряда, из которых выпорхнули бабочки. Императрица обнаружила, что гусеницы шёлкопряда выпускают очень тонкую нить и из неё плетут свой кокон. Си – Лин – Чи пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из неё полотно. Что она и сделала. Ткань получилась достойная императора – тонкая, лёгкая, красивая. Вот так и появился шёлк, вернее, зародилось искусство его производства.
В течение многих веков китайцы хранили секрет получения шёлка, и тайна его изготовления очень долго оставалась неразгаданной. Корейцы, например, познакомились с шёлководством только во II веке н. э., а от них о шёлке узнали японцы, индийцы и другие соседние народы. Однако, несмотря на распространение шёлководства по миру, Китай ещё долгое время владел монополией на торговлю шёлком, а многочисленные китайские караваны снабжали повелителей многих стран, преодолевая Малую и Среднюю Азию. Долгое время европейцы не имели абсолютно никакого понятия о производстве шёлка.
Цена шёлковой ткани в то время была равна весу золота, поэтому шёлк по – прежнему был доступен только очень богатым вельможам. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус.
Настоящая слава декоративных лент началась во Франции в XIV веке, когда в Европе стали производить драгоценную шёлковую нить. Началась мода на роскошные камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, спрос на галантерейный товар неуклонно рос. Вместе с модой рос и спрос на вычурные позументы и галуны. При дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета – от обуви до панталон. Вышивка лентами стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, привлекательного в первую очередь тем, что рисунок такой вышивки получается объёмным и очень реалистичным. Поначалу крошечными шёлковыми бутончиками и листиками украшали лифы дамских платьев, вплетали в петельки лент граненый хрусталь, жемчуг и сверкающие драгоценности. Вышивка на одежде мелкими цветами получила название «а ля рококо». Из Франции этот вид вышивки перекочевал в Англию. А оттуда разошелся по всем странам. Расцвет этого искусства пришелся на 70 – е годы XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир.
В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года.
У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку получая объемный эффект
Достоинство вышивки в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.
К началу XX века интерес к вышивке лентами постепенно ослабевает. Этот вид рукоделия “живет” только в деревнях и селах, а в городах его сменила одежда фабричного производства. В основном, используется шитье нитями. Вышивка лентами практически не встречается
В настоящее время декорирование предметов быта и одежды шелковыми лентами снова стало модным. Сегодня в ручной ленточной вышивке используется весь богатейший опыт наших предков: и различные технологии шитья, и орнаменты, и сочетания материалов.
Одно из самых больших преимуществ вышивки лентами в том, что она выполняется значительно быстрее, чем другие вышивки.
В отличие от многих других вышивальных техник, вышивка лентами предоставляет полную свободу в выборе стиля и не требует высокой точности. К тому же вышивать можно практически на любой ткани: на хлопке, льне, шелке, бархате и даже на трикотаже (всем знакомы китайские шерстяные шапочки, вышитые лентами). Благодаря объёму, создаваемому при вышивке, изделия приобретают неповторимый вид. А универсальность позволяет оформить практически любую вещь, будь то скатерть, полотенца, вечерняя сумочка, шляпка или шапка, джинсы, одежда детей и взрослых.
2. Исследование проблемы
Мнения учителей:
Почему бы не возобновить традиции этого искусства вышивания. И ввести как обязательный урок трудового обучения. Научить всех простейшей технике вышивания шелковыми лентами в третьих и четвёртых классах;
Овладев основной технологией вышивки шелковыми лентами, можно превратить моток шелковых лент в самые разнообразные вещи: от оригинальной открытки до большого красивого панно;
Этот вид рукоделия успокаивает.
Мнения одноклассниц:
Такие занятия интересные и увлекательные;
Научившись вышивать, мы сможем сделать подарки своими руками. Мнения родителей:
Это хорошо, что девочки интересуются и увлекаются рукоделием.
Это занятие объединяет людей с разными интересами и отношением к жизни.
Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
№
вопросы
учащиеся
учителя
да
нет
не знаю
да
нет
1.
Ваши бабушки или мамы
когда – то занимались вышивкой шелковыми лентами?
48%
10%
56%
87%
13%
2.
Занимаются ли вышивкой ваши
бабушки или мамы сейчас?
28%
28%
44%
4%
96%
Вывод: из таблицы видно, что знают об увлечениях бабушек и мам среди учащихся 48%, 56% не знают и не интересуются этим вопросом. Значит, новое поколение не поддерживает связь со старшим поколением. А среди учителей порадовал результат: все учителя знают и помнят интересы бабушек, мам. Старшее поколение занималось вышивкой 87% , 13% не занимались этим видом рукоделия. В наше время это редкость, бабушки и мамы увлекаются вышивкой 4%.
Анкетирование учителей и учащихся показало:
№
вопросы
учащихся
учителя
да
нет
да
нет
1.
Умеете ли вы вышивать шелковыми лентами?
25%
75%
50%
50%
2.
Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас?
24%
76%
10%
90%
3
Хотите ли вы научиться вышивать шелковыми лентами?
53%
47%
70%
30%
Из этой таблицы видно, что большинство учащихся и учителей не умеют вышивать лентами и не занимаются этим, но хотели бы научиться.
2.1. Выбор и разработка идеи.
Когда в первый раз мне на глаза попались подушки вышитые лентами, завороженная их невероятной красотой, я долго ходила под впечатлением с одной мыслью в голове: «Люди, которые создают ТАКОЕ, должны быть волшебниками». А вы хотите ненадолго прикоснуться к сказке и стать волшебниками?
Выполняя данную работу мне было очень интересно, технология выполнения не сложна.
Чтобы ничего не упустить в работе, составляем схему работы. Это поможет мне сосредоточиться и успешнее выполнить творческий проект.
Технология Модель
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
шкатулка
Охрана труда Оборудование
Себестоимость Материалы,
инструменты,
приспособления
2.2 Подбор материалов.
В работе понадобится: ткань, ленты, нитки, стеклянная баночка.
Инструменты и приспособления: ножницы, пяльцы, игла штопальная, наперсток и др.
Теперь я показываю эскизы узоров в нескольких вариантах, чтобы быть уверенной в том, что замысел хорош. Если нужно, внесу изменения.
2.3.Материалы и приспособления
Для выполнения работы потребуются:
Иглы
Для вышивания применяются разные иглы: тонкие для легких тканей и толстые для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.
Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы № 18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24.
Ленты.
Для вышивания используют шёлковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 10мм. Ленты, используемые в вышивке, должны быть прочными, малорастяжимыми и достаточно тонкими. Им должен быть присущ характерный шёлковый блеск. Окраска должна быть стойкой. Перед вышиванием проверьте ленты на стойкость цвета – выстирайте их или прогладьте через влажную ткань. Для работы используют ленты длиной не более 50 – 70 см.
Ткань.
Для освоения техники можно использовать обычную канву Aida и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна. Вышивка лентами прекрасно получится и на шёлке, и на бархате. Так как работа чаще всего дополняется другими видами вышивки, ткань должна быть достаточно плотной, но с относительно свободным переплетением, чтобы лента свободно проходила и её край не растрёпывался.
Пяльцы.
Для того чтобы ткань была хорошо натянута, рекомендуется использовать обычные круглые и рамочные пяльцы, как и при вышивке крестиком. Если ткань натягивается плохо, то пяльцы можно обмотать тонкими полосками ткани. На натянутой ткани стежки лягут ровнее и не стянут основу изделия.
Нитки.
Вышивальные нитки необходимы для основы, или контура, для некоторых швов. Нитки мулине, хлопчатобумажные нитки, капроновые нитки.
Дополнительно понадобятся портновские булавки, мелки, карандаши и маркеры для ткани, маленькие ножницы с острыми концами для обрезания лент, напёрсток, линейка и сантиметровая лента.
Можно использовать бисер, бусины и пайетки, так как вышивка очень часто дополняется этими декоративными элементами.
2.4. Организация рабочего места.
До начала работы подготовить рабочее место.
Быть внимательной, не отвлекаться во время работы.
Свет должен падать с левой стороны.
Положение тела при работе должно быть удобным.
Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями.
Хранить иглу в игольнице.
Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец
3. Техника безопасности.
3.1. Правила техники безопасности при работе с иглой.
Иголки и булавки хранить в специальном месте (игольницы, подушечки)
Нельзя пользоваться изогнутыми и ржавыми иголками.
Нельзя брать в рот или втыкать в одежду.
Если игла упадёт. Её обязательно нужно найти.
После работы желательно оставлять небольшую ниточку в игле.
По окончании работы убедиться, что все иголки и булавки на месте.
3.2.Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Передавать кольцами вперёд.
Не класть на край стола.
Не делать резких движений.
Не держать остриём вверх.
В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты.
По окончании работы убрать на место.
3.3. Санитарно – гигиенические требования.
Перед началом работы необходимо вымыть руки
Источник света должен находиться слева.
Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины, шеи (см. Приложение 7).
Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, дёсны и язык.
4. Технология изготовления шкатулки.
Подготовка материалов;
Подготовить выкройку для шкатулки и опалить края;
Сшить чехол для шкатулки;
Подготовить выкройку для крышки шкатулки и опалить;
Обклеить крышку материалом;
Сшить розочки из ленты;
Вырезать листья для роз и опалить их;
Приклеить розы и листья к крышке шкатулки.
4.1. Контроль испытания.
Подарок готов, я проверяю работу еще раз. Показываю её учительнице, подругам, папе. Им всем очень понравилось.
4.2. Экономический расчет
Стоимость изделия невелика, так как я использовала запасы материалов (ниток),остатки ткани, которые были дома.
№ п/п
Наименование
Кол-во
Цена (в руб.)
Итого (в руб.)
1
Ленты (широкие)
2 м.
5
10
2
Клей ПВА
1
7
7
Итого
17
Мы считаем, что этот проект нам обошелся недорого. Деньги потребовались лишь для покупки лент. Создавая проект, мы надеемся, что пригодится он не только нам, но и другим, которые могут использовать его при необходимости.
4.3. Применение
С занятным рукодельем жизнь намного краше,
Лишь надо приложить к нему терпенье.
И мастерство становится выше,
Когда тобой владеет вдохновенье.
Если изучить пошаговое описание различных видов швов, без труда можно их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, можно отделать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек. При помощи лент легко вышить декоративные панно, картины, закладки для книг, сувенирные обложки.
Многообразие возможностей шелковой ленты безгранично.
Самооценка.
Девочки из класса видели мою работу. Некоторые попросили помочь им сделать подарок. Я довольна своей работой, которую сделала для мамы. Надеюсь, ей тоже понравится.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, узнала историю возникновения вышивки шёлковыми лентами. Выяснила, что этот вид искусства положительно влияет на развитие человека: воспитывает эстетически. Широко применяется в жизни.
Работая над данной темой, расширила свои знания. Освоила разнообразные виды швов и научилась составлять свои композиции, которые применяю для оформления интерьера.
Проектно - исследовательская работа может иметь практическое применение на уроках технологии.
В результате исследования разработан и проведен мастер – класс среди детей начальной школы. Занимаясь этим видом рукоделия, выделим положительные качества:
красота готовых работ;
эстетичность;
прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
подарить подарок, сделанный своими руками;
можно заработать.
Отрицательные качества:
усталость;
при вечернем свете нитки меняют цвет;
много затрачивается времени для выполнения больших изделий.
Таким образом, на основе проведённых исследований и мастер – класса в МОУ «Атемарская СОШ», можно судить о том, что вышивка шелковыми лентами у нас в селе возрождается. Учителя и девочки учатся вышивать. И эта творческая работа воодушевила их на создание своих, неповторимых работ.
Список использованных источников.
Доброва, Е.В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами./Е.В. Доброва,- Издательство Мир книги.- 2006
Мелиса, Уильямс. Шелковая лента./Уильямс Мелиса,- М.: Эскимо, -2007
Хэлен, Дафтер. Фантазия из шёлковых ленточек. Континент.- 2005
Чотти, Д. Вышивка шёлковыми лентами./Д.Чотти,- АСТ-ПРЕСС КНИГА,- 2006
Величко, Н. Росписи: техники. Приемы. Изделия./ Н.Величко, -М.: АСТ-ПРЕСС, - 1999.
Киреева, Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в./ Е.В. Киреева, - М.: Просвещение, - 1976.
Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства./Е.П.Мальцева,- М,: Легпромбытиздат, - 1986.
Некрасова, М.Л. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности./ М.Л. Некрасова, - М,: Советская Россия, - 1983.
Рукоделие: Популярная энциклопедия /Гл. ред. И.А. Андреева. М.: Большая Российская энциклопедия, - 1993.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М,: Советская энциклопедия, - 1988.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 58 кл. Основы композиции. - Обнинск: Титул,- 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технология изготовления шкатулки.
1.Подготовка материалов;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Подготовить выкройку для шкатулки и опалить края;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сшить чехол для шкатулки;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подготовить выкройку для крышки шкатулки и опалить;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обклеить крышку материалом;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сшить розочки из ленты;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вырезать листья для роз и опалить их;
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приклеить розы и листья к крышке шкатулки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
9. Шкатулка готова.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведение мастер-класса среди одноклассников.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Заголовок 2Заголовок 315