Статья на тему: Ориентация на общечеловеческие ценности – важный аспект воспитания современной молодежи.


Лотарев А.С.
ТГПУ им.Л.Н. Толстого, 5М ФИиП
Научный руководитель: к.педагогич.н. Белянкова Е.И.

Ориентация на общечеловеческие ценности – важный аспект воспитания современной молодежи.
Обратной стороной достижений XX века является дефицит нравственности. Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика молодежи зачастую вследствие навязывания негативных стандартов жизни, рекламируемых некоторыми средствами массовой информации. По этой причине на современном этапе нравственное воспитание должно стать одной из важнейших забот общественности. Возрастает в этом процессе роль педагогов.
Пристальное внимание должно быть уделено сохранению и упрочению нравственных общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности в качестве идеала, символа, образца имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении.
Общечеловеческие ценности - это то, что ценится абсолютным большинством людей во всех странах мира, то, что не зависит от времени и общества. К таким ценностям, в первую очередь, относятся такие понятия как справедливость, совесть, человеческое достоинство. Я думаю, уместно сравнение их с маяками для мореплавателей. Сигналы маяка можно игнорировать, но тогда рано или поздно разобьешься о скалы.
Кроме того, в понятие «общечеловеческие ценности» вкладывается и исторический смысл. Человечество в своем развитии прошло огромный путь. С течением времени менялись социальные установки и духовные предпочтения, и, тем не менее, современному обществу свойственны мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, которые были актуальны еще в древние времена. Например, в сознании россиян такими ценностями традиционно считались духовная культура, доброта, сострадание, милосердие, мужество. Они находили отражение во многих формах общественного сознания: религии, искусстве, морали; были критериями в политике.
Духовная культура – это нематериальные элементы культуры: знания, нормы поведения, ритуалы, обычаи, традиции. В них воплощены нравственные ценности общества, понятия о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. Духовная культура пронизывает все сферы социальных отношений (классовые, национальные, межличностные, правоотношения и др.), формирует основу взаимопонимания между отдельными людьми и народами.
Доброта, сострадание, милосердие, веротерпимость – это такие ценности, которые нельзя исключать из тех же социальных (общественных) отношений. Они привносят в жизнь людей понимание необходимости солидарности и взаимопомощи, уважительного отношения к представителям разных верований, помогая избежать конфликтов и столкновений.
Существуют также общечеловеческие ценности, которые обогащают человечество, воспитывают, придают смысл человеческой жизни. К ним относятся культура, наука, образование, труд, семья.
Наука - обеспечивает прогресс человечества, создает новые возможности для людей.
Образование – от его развития во многом зависят перспективы развития человечества. В жизни каждого человека дает возможность для личного и профессионального роста, способствует высоким социальным достижениям.
Труд – первоисточник существования человека, средство самореализации. Трудовая деятельность является основополагающей в создании материальных благ при любом общественном строе.
Семья – дает человеку ощущение полноты жизни. Коллективизм, ответственность, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение, любовь к детям, любовь детей к родителям – это далеко не полный перечень основ, которые делают семью источником человеческого счастья.
И, конечно, всегда особое значение для человека имеет Родина и как место, где человек родился, и как Отечество.
В настоящее время многие общечеловеческие ценности современного общества воплощаются в программах политических партий и общественных организаций, провозглашаются как цели государственной политики. Это свобода, демократия, права человека, бережное отношение к природе. И это правильно, потому что ориентиром для нашего поведения и отношения к чему-либо и должны стать общечеловеческие ценности, которые накопило человечество – этот бесценный опыт людей. Ведь от того, как мы себя ведем, как поступаем, зависит мир и спокойствие на Земле, от этого зависит наша жизнь: или она будет разрушаться или процветать.

Список используемой литературы и источников.

1. Каган М.С. Философская теория ценности. - С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997.

2. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целост- ного учебно-воспитательного процесса. 1993. С. 2-8.

3. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. Философские науки. - 1989. - С. 89-93.

15