Элективный курс Реклама-двигатель торговли
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Элективный курс
Реклама – двигатель торговли
9 класс
Составлен учителем математики Меньшиковой Оксаной
Александровной
г. Бийск
Реклама – двигатель торговли
Программа и дидактические материалы элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса
Меньшикова О. А.
Программа курса
Пояснительная записка
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки- выявление средствами различных предметов школьного курса направленности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы у учащегося была реальная возможность выбора , число таких курсов должно быть значительным. Содержание курсов по выбору не должно дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к осознанному выбору профиля обучения. С этой точки зрения являются интересными курсы, расширяющие кругозор учащихся и дающие реальное представление о применении полученных знаний в жизни.
Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по предмету, а так же изучение тем, выходящих за их рамки. Поэтому считаем целесообразным включение предметного элективного курса «Реклама – двигатель торговли» в систему предпрофильной подготовки учащихся по экономике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.
Независимо от того, чем каждый из нас занимается, все мы живем в мире экономики, и значит, наше экономическое образование –не дань моде, а насущная необходимость. Знать, что определяет экономическое благосостояние государства и отдельного гражданина, знать влияние процессов, протекающих в мировом экономическом пространстве, должен каждый из нас. В сложных ситуациях экономические знания помогают принять верное решение, оптимальным путем достичь поставленных целей.
Развитие рыночных отношений в России требует от руководителей фирм умения управлять не только производством товаров, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешних рынках.
Экономическая стабильность любой фирмы – производителя зависит от того, сумеет ли она реализовать произведенную продукцию на рынках сбыта. Поэтому необходима деятельность, направленная на изучение конъюнктуры рынков, выявление потенциальных потребностей, требований к потребительским свойствам и качеству товаров, изучение фирм – конкурентов.
На основе этих сведений фирма – производитель строит свою производственную политику и стратегию поведения на рынках сбыта, планирует перечень и объемы производимых товаров.
В данном элективном курсе «Реклама – двигатель торговли» раскрыта последовательность и содержание деятельности маркетолога, ее цели и виды, стратегия поведения на рынках сбыта фирм – производителей , выбор ими соответствующей требованиям рынка товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики. В работе рассмотрено влияние рекламы на психику человека – потребителя и на мотивацию его поступков, различные виды рекламы, их плюсы и минусы, а так же рекламные компании, проводимые фирмами – производителями.
Курс «Реклама – двигатель торговли» рассчитан на 8 часов + 1 час на профориентацию (знакомство с темой).
Организационно – методический раздел
Цель курса: расширить экономические представления учащихся об особенностях маркетинга при ориентации фирмы на внешние рынки сбыта товаров в системе предпрофильной подготовки.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся со средствами формирования спроса и стимулирования сбыта.
2. Показать, в чем заключается работа маркетолога.
3. Исследовать классификацию товаров на рынке.
4. Познакомить учащихся с различными видами рекламы.
5. Представить учащимся возможность проанализировать свои способности к работе в экономической сфере.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрфильную подготовку учащихся по экономике. Он углубляет базовый курс по обществоведение, является предметно –ориентированным и дает учащимся познакомиться с интересными психологическими фактами и экономическими закономерностями в работе любой фирмы – производителя.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию экономических представлений и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности и желания и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню усвоения содержания курса
Административной проверки усвоения материала курса «Реклама – двигатель торговли» не предполагается. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. . В свою очередь, учителем будут проведены обучающие самостоятельные работы, которые позволят проверить усвоение основных терминов по данной теме. Предполагаются также творческие домашние задания на опережение изучаемой темы.
Формой итогового контроля будет защита работы учащегося по вопросам данного курса (разработка различных видов рекламы для любого товара).
Распределение часов курса по темам
Данный элективный курс предполагает 8 тематических занятий. В зависимости от интереса учащихся на 1 тему можно затратить 1-3 часа.
Тематический план курса
Тема
Кол-во часов
1.
Проблема: манипулирование сознанием людей.
1
2.
История развития рекламы.
2
3.
Что такое реклама.
1
4.
Федеральный закон о рекламе.
1
4.
Различные виды рекламы.
2
5.
Теле- и радиореклама.
1
6.
Реклама в прессе.
1
7.
Печатная реклама.
1
8.
Наружная реклама.
1
9.
Реклама на транспорте.
1
10.
Интернет-реклама.
1
11.
Особенности рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
1
12.
Социальная реклама. Особенности финансовой и социальной рекламы.
1
13.
Рекламные агентства и их функции.
1
14.
Рекламные кампании. Цели рекламной кампании.
1
15.
«Ярмарка рекламы»
1
Итого
18
2.Содержание курса
Тема 1. Проблема: манипулирование сознанием людей.
Психологические основы рекламы. Манипулирование. Манипулирование сознанием людей.
Тема 2. История развития рекламы.
Реклама в государствах Древнего мира. Реклама в Средние века. Реклама в Новое и Новейшее время. Развитие рекламы в России.
Тема 3. Что такое реклама.
Реклама. Определение и основная цель рекламы. Задачи рекламы.
Тема 4. Федеральный закон «О рекламе».
Краткая характеристика Закона. Основные понятия Закона. Основные требования к рекламе в РФ.
Тема 4(2 часа). Разновидности рекламы.
Классификация видов рекламы по различным признакам.
Тема 5 -10.
Характеристика каждого из данных видов рекламы. Особенности, ограничения в применении каждого вида.
Тема 11. Особенности рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Ограничения в рекламе алкоголя и табачной продукции. Ограничения в рекламе пива. Федеральные законы.
Тема 12. Социальная реклама. Особенности финансовой и социальной рекламы.
Социальная реклама. Особенности социальной рекламы. Особенности финансовой рекламы. Федеральные законы.
Тема 13. Рекламные агентства и их функции.
Рекламное агентство. Функции рекламного агентства.
Тема 14. Рекламные кампании. Цели рекламной кампании.
Тема 7. «Ярмарка рекламы».
На этом занятии каждый учащийся должен представить свой проект, а именно представить рекламу на любой товар или услугу.
Результаты.
Критерии оценивания работы учащихся.
Качество работы учащегося может быть оценено следующим образом:
прослушан курс;
защищен реферат;
выполнен творческий проект.
Ожидаемые результаты.
После изучения данного курса учащиеся должны:
иметь представление о том, что такое реклама;
знать, в каких видах существуют реклама, и в чем их положительные и отрицательные стороны каждого вида;
осознавать, что применение рекламы обосновывается особенностями психики человека;
знать, что существует стратегия применения рекламы;
знать, что такое рекламное агентство, и в чем заключаются его функции.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Работа с рекомендованной литературой.
Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией.
Самостоятельный анализ своих знаний.
Выполнение творческого проекта: придумать рекламное объявление (в различных видах) для любого привлекательного товара.
Темы рефератов.
Профессия «Маркетолог».
Реклама – как стимулятор сбыта товаров.
Виды рекламы. Разновидности рекламы.
Рекламные агентства и их роль в жизни.
Что такое жизненный цикл товара.
Что такое рекламная акция? В чем заключаются ее функции.
3. Учебно – методическое обеспечение курса.
Литература:
1. Автономов В. С. Введение в экономику Учебник для 9, 10 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита –Пресс, 1998.
Липсиц И. В. Экономика история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита – Пресс, 2001.
Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось – 89», 2000.
Огилви Дэвид, «Огилви о рекламе (Ogilvy on Advertising)» : М: Эксмо, 2003 г. – 232 с.
Чарльз Сэндидж, «Реклама: Теория и практика», (Advertising: Theory and Practice by C.H. Sandage) - М.: Сирин, 2001, 620 с.
Г. Хардинг, П. Уолтон. Вы знаток маркетинга. Как убедить в этом окружающих. – М. : Эксмо, 2008. – 96 с.
Клод Хопкинс «Моя жизнь в рекламе» 1922 г.
Хопкинс Клод «Научная реклама» 1923 г.
Вальтер Шёнерт "Грядущая реклама" (Werbung, die ankommt, Walter Schoenert) М.: Интерэксперт, 1999 – 302 с.,
Джон Стил «Правда, ложь и реклама (Truth, Lies and Advertising. The Art of Account Planning, Jon Steel)» М.: ИД «Секрет фирмы», 2006 448 с.
Вит Ценёв. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр) – М.: Бератор, 2003. – 200 с
Джек Траут, Эл Райс "Маркетинговые войны (Marketing Warfare)" 2008год - 304ст.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315