Разработка урока по информатике на тему Построение графиков функций (9 класс) 
Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel для решения математических задач»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный (информатика+математика)
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Учитель: Сарыглар Кара-Кат Конгар-ооловна  – учитель информатики  
·  категории МБОУ Бора-Тайгинской СОШ
Цели: 
Образовательные 
Отработка навыков построения графиков функций, 
закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ; 
Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач 
Развивающие 
Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях. 
Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры 
Воспитательные 
Развивать культуру общения и культуру речи. 
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. 
Научить отстаивать свою точку зрения 
Техническое обеспечение: 
Компьютеры 
Мультимедиапроектор 
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы 
Презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» (алгоритм, тест)
Структура урока.
Части, блоки
Время
Организационный момент. 
1 мин
Актуализация знаний.
3 мин
Первичное усвоение учебного материала.
7 мин
 Осознание и осмысление учебной информации
 10 мин
Применение знаний и умений.
12 мин
Информация о домашнем задании.
1 мин
Рефлексия (цветовая)
5 мин
Итоги 
1 мин
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроились на работу? Поехали.
Сегодня мы проведем с вами урок по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel  для решения математических задач»Перед нами стоит цель: научиться строить графики любых функций в  MS Excel
мотивация 
мне эти знания необходимы:
Актуализация знаний 
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Частным случаем диаграмм является график. Два графика мы вместе построили, но алгоритма не записали. Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.  Презентация (10 вопросов).
Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме. 
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это: 
ячейка
строка
столбец
формула
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице: 
18D;
К13;
34;
АВ. 
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице: 
DF;
F12;
АБ;
113. 
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице: 
11D;
F12;
АБ3;
В1А.
Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы? 
по центру;
по центру выделения;
по правому краю;
по левому краю. 
В электронной таблице невозможно удалить: 
строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки. 
Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице: 
4;
8;
9;
10. 
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1)       Какое значение появится в ячейке D2? 
6	
14 	
24	
26
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
F$15
$B4
$A$1
$C12
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2? 
=2*$B1 
=2*$A2 
=3*$A1 
=2*$A1 
Первичное усвоение учебного материала.
А теперь давайте вспомним алгоритм построения графиков функций.
Составить таблицу значений переменной у от х
Выделим таблицу
В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров (или с маркерами)
Во вкладке ряд ввести подписи оси ох, функцию
Подписать в заголовках график, оси. Нажать Готово
Переместить подписи осей, поменять ориентацию подписи оси у.
Оформить график.
Используя данный алгоритм построим несколько графиков функций, сначала все вместе, а потом каждый самостоятельно.
Займите места у  компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.Первое задание мы выполним  вместе.  За главный компьютер приглашается ученик. Задание выполняем с комментариями. 
 Осознание и осмысление учебной информации.
Задание 1.  Построить график функции с использование электронных таблиц у = х2+5   в промежутке  [-5;5] с шагом 1.
Изменить функцию: у = х2-5   в промежутке  [-5;5] с шагом 1.
Что изменилось? 
Применение знаний и умений.
А можно ли построить в системе координат сразу 2 и более графиков, чтобы проследить преобразование? Давайте попробуем.
Построить графики функций с использование электронных таблицЗадание 2.  у = х2   и у = 2х2   в промежутке  [-4;4] с шагом 0,5 
Сравните графики.
Сделайте выводы. 
Задание 3.  Построить график функции y=|x2-10| на [-6;6] c шагом 1. Воспользуемся Мастером функций. 
Задание 4 
Найти решение уравнения  5х= х2+4
Самостоятельно
Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.
В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.
В зеленых – ничего не понятно. 
Информация о домашнем задании.
Дома построить остальные графики на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу kksaruglar@mail.ru  В теме подписать свою фамилию.
Задание на урок.
Построить график функции (каждый на отдельном листе Excel): 
у = х2+5   в промежутке x  [-5;5] с шагом 1
у = х2-5   в промежутке x  [-5;5] с шагом 1
у = х2   и у = 2х2   в промежутке x  [-4;4] с шагом 0,5
y=|x2-10| в промежутке x [-6;6] c шагом 1
Найти решение уравнения  5х= х2+4
Построить график функции 
y=sin x/2 в промежутке x  [-5;5] c шагом 1
y=3*x2+4x-5 в промежутке x  [-5;5] c шагом 0,5
y=2cos x  в промежутке x  [-5;5] c шагом 0,5
y=-x2+5 в промежутке x  [-4;4] c шагом 1
Найти решение уравнения  x+2= х2
Рефлексия 
Цель
Оценка
Самооценка
Трудности
Чему научилсь
Итоги 
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результат ов удобна для восприятия. 
Продолжается век.И другой приближается век.По кремнистым ступенямВзбираясь к опасным вершинам,Никогда, никогда, никогдаНе отдаст человекСвоего превосходстваУмнейшим на свете машинам. 
Источники материалов:
http:/uchinfo.com.ua/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE  15
13PAGE  14715
15