Урок литературы в 7 классе на тему Устное народное творчество. Предания
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе по теме «Предания»
Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.
Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)
- Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
- Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).
- История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.
- А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.
- Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.
- Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.
— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.
1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)
(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)
- Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)
- Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)
- Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)
- В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.
3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)
— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7—8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
- Что нового узнали из статьи?
- Кто чаще всего является героями преданий?
- Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
- Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
- Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
- Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.
- Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».
- Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.
- Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
- Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
V. Домашнее задание (слайд 12):
Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,
Инд.задание: рассказ о собирателе былин.