Урок русского языка в технологии проблемного диалога. Причастие как часть речи

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

ТЕМА: Причастие как часть речи.
Создать условия для открытия учащимися знаний о грамматических признаках причастия и их синтаксической роли.
Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
. ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник

ХОД УРОКА

·. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: (материал для выдвижения гипотез) Рассмотрите предложения.
1) Впереди темнеет лес.
2) Мы подъехали к тёмному лесу.
3) На горизонте был виден темнеющий лес.
Учитель: (побуждение к проблеме) Что можете сказать о выделенных словах? (Однокоренные слова). Определите часть речи выделенных слов. (Глагол, тёмному, темнеющий - прилагательные)
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог: 
Учитель: (Поиск решения. Материал для выдвижения гипотез) Все согласны с высказанными гипотезами? (Нет, слово темнеющий похоже на глагол, т.к. отвечает на вопрос что делающий?)
Учитель: Какими морфологическими признаками обладает слово темнеющий? (похоже и на прилагательное, и на глагол).
Учитель: Это причастие.
Учитель: Как бы вы расшифровали это слово – причастие? (Причастный к чему-либо).
Учитель: (побуждение к проблеме) Какая будет тема урока?. (Причастие как часть речи). Записать тему на доске.
Учитель: (Поиск решения. Побуждение к гипотезам) (практическое задание по новому материалу) Выясните, какие признаки глагола и какие признаки прилагательного взяло причастие? (работа в группах) (Все ответы фиксируются на доске, проверяются высказанные гипотезы учащихся)
Получилась опорная схема:
Причастие
признаки прилагательного признаки глагола
- вопрос какой? - вопрос что делающий?
- изменяется по родам, числам, - может быть возвратным и невозвратным;
падежам; - может быть в настоящем времени
- имеет такое же окончание, как и прилагат.
- согласуется с существительным; времени (сейчас темнеет)
- в предложении является определением
Учитель: ( проверка задания. Побуждение к осознанию) Задание было одно, а как вы его выполнили? Мнения разделились. Как проверить ваши гипотезы?
А в прошедшем или будущем вре
·мени может быть причастие? (предъявление противоречивых мнений) (Может. Не может). Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Проанализировать причастия)
Учитель: (материал для выдвижения гипотез) Запишите предложения, найдите в них причастия. Определите время у причастий. Докажите.
1) Кое-где выглядывает краснеющая шляпка боровика.
2) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин.
(В 1 предложении причастие настоящего времени, во 2 – прошедшего, будущего времени у причастия нет)
Учитель: (проверка задания) Почему вы так решили? (В1предложении действие предмета происходит сейчас, а во 2 предложении – уже пожелтела листва, клёны были раскрашены).
Учитель: ( побуждение к осознанию )Что вы сказали вначале? А что оказывается на самом деле?
Учитель: Дописываем в схему: время – настоящее, прошедшее.
Учитель: (вывод) Сделайте вывод: что такое причастие? (причастие совмещает признаки двух частей речи: глагола и прилагательного).
Учитель: (учебник) где можно проверить правильность ваших выводов о причастии? (В учебнике)
Учитель: Откройте учебник стр. 24-25, прочитайте и сравните с нашими выводами.
IV. Применение нового знания
Учитель: Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему научились?
Учитель: (практическое задание на новый материал)На доске записаны слова. Придумайте к ним задание. (Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, выписать из предложенных слов только причастия, определить вид, время).
Пр_готовивший, пр_вкусный, пр_восходный, пр_открыв, пр_губивший, пр_исполненный, грязный-пр_грязный, пр_непр_ятный, пр_горевший, пр_горелый, пр_задумавшись.
Задание – ловушка: (работа в группах)
Учитель: (Побуждение к гипотезе) Подберите к существительным определения, выраженные причастиями. Выделите суффиксы причастий. Выпишите их на доску. От какой части речи образуются причастия?
Доска (висит) – висящая доска, висевшая доска;
Артист (поёт) – поющий артист, певший артист;
Стены (вымыли) – вымытые стены, вымывшие стены;
Паркет (высох) – высохший паркет;
Задача (решить) – решённая задача.
(Проверка словосочетаний.
Учитель: (предъявление противоречивых мнений) У всех получились разные словосочетания. Почему? (Не все смогли образовать словосочетания, так как не знают суффиксов причастий).
Учитель: Все суффиксы, выделенные вами в словах – это суффиксы причастий. Запишите в тетрадь-справочник:
- ущ (-ющ); -ащ (-ящ); -ом (-ем), им - настоящее время;
-вш, -ш, -нн; -енн, -т – прошедшее время.
5. Воспроизведение нового знания.
Учитель: (Вывод) Продолжите фразу: Причасти - это часть речи, которая ., которая взяла морфологически признаки .. и . Признаки - это Признаки – это..
Причастие образуется от .. с помощью суффиксов
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы ответили? Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал., я научился., мне было
VI. Домашнее задание.
Выучить записи в тетради-справочнике, составьте вопросы дл блиц-опроса по теме «Причастие как часть речи» &9, упр. 56
ЛИТЕРАТУРА .
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 7 класс, М.,«Просвещение», 2006.