Сценарий внеклассного мероприятия с использованием технологии французская мастерская
Тема внеклассного мероприятия: Какая осень бывает? Осенние посиделки.
Цель: вызвать интерес к русским народным традициям, приметам, обычаям
Задачи:
- вызвать интерес к творчеству
- обогащать словарный запас обучающихся- развивать умения анализировать текст
- формировать умения самостоятельно собирать информацию
- развивать УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные через выполнение заданий
- познакомить с разными народными приметами, праздниками, пословицами, загадками, вызвать интерес к русской народной культуре
Используемая технология: французская мастерская
Оборудование: для учителя: мультимедийное оборудование; инвентарь для конкурсов: картофель, яблоки, ведра, ложки, кленовые листья; для обучающихся: творческие тетради.
Предварительная подготовка к празднику:
на уроках технологии и изобразительного искусства выполняются различные осенние зарисовки (например, пластилиновые картины осенних деревьев, осенний пейзаж);
во внеурочное время готовится стенгазета «Осень»;
класс украшается в осенней тематике: разноцветными листьями;
разучить народные песни, хороводную, частушки
домашнее задание детям:
наблюдать за природой, погодой, найти взаимосвязь и составить приметы осени
придумать «осенние игры»
Ход праздника – мастерской:
1. Орг.момент.
Введение в предварительную тему.
- Здравствуйте, гости званые и желанные.
Гость на гость – хозяину радость.
- Сегодня наш праздник необычный. Мы станем мастерами. А кто такие мастера? Это те, кто творит. Творить можно разное: и конкретные вещи, и образы, и даже игры. Мы не забудем про развлечения, а наш праздник посвящен тому времени года, которое сейчас на дворе. О чем же мы сегодня будем говорить, петь? (Об осени). Но не только. Мы будем говорить о народных праздниках осени, ее приметах.
2. Индукция.
Конкретизация темы.
- В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
- Ребята, а как вы считаете, осень – это грустное или веселое время года? Вот это нам сегодня и предстоит сделать – выяснить, какая же осень – печальная или радостная, грустная или веселая.
3. Самоконструкция.
Метод смысловых ассоциаций.
- Напишите в своей творческой тетради слово «осень». Допишите к нему слова – ассоциации, что вам приходит в голову, когда вы слышите слово «осень». Слова могут быть разными частями речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Составьте словосочетания.
4. Социоконструкция. Работа в парах.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом. Допишите свои слова и словосочетания соседу. Обсудите, может быть, вы добавите что-то еще, а может быть, наоборот, уберете, что-то лишнее.
5. Социализация. Работа в малых группах.
- А теперь поработаем в командах. Рассмотрите все работы участников и попробуйте составить общее сочинение-миниатюру об осени. Не забывайте, что нужно передать настроение, чтобы было понятно, веселое или грустное это время года.
6. Афиширование.
Каждая команда зачитывает свое сочинение, высказывает свою версию ответа на вопрос.
7. Разрыв. Сбор информации.
- Так какое время года – осень? (Как правило, дети говорят о том, что осень – грустная пора).
1) Работа с текстом.
- А вот давайте послушаем, что об этом говорят настоящие мастера слова – русские поэты. А ваша задача – записать в тетради слова или словосочетания, более всего вам понравившиеся. (с.2 творческой тетради) Потом они нам пригодятся.
Во время чтения стихов показывается на экране музыкальный клип с осенними картинами.
1)Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный.
И лучезарны вечера.
2)Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
3)Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
4)И арбуз увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:
Хором: Здравствуй, осени пора!
- Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам.
Очень, очень просим.
5)Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждем тебя.
Осень золотая!
Звучит музыка, выходит Осень.
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
-Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам муки.
- Значит, будут пироги!
Осень:
А уж яблоки, как мед!
-На варенье, на компот!
Осень:
Принесла я меду полную колоду!
- Ты и яблок, ты и хлеба.
Ты и меду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, Осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
- Не хотим, не надо!
Осень:
- Я пришла не одна.
Выходят поочередно 3 месяца под соответствующую музыку из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Сентябрь: (Чайковский. Отрывок из альбома «Времена года». «Сентябрь. Охота».)Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)
Октябрь: (Чайковский. Отрывок из альбома «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»)Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь).
Ноябрь: (Чайковский. Отрывок из альбома «Времена года». «Ноябрь. На тройке»)Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
6) Бродит в роще листопад
По кустам, по кленам,
Вот и заглянул он в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
Танец листьев под музыку Шопена «Осенний вальс»
2) Работа с пословицами.
- А какой месяц сейчас? (Октябрь)
- Десятый месяц года – октябрь – в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником. Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс. Я буду назвать первую половину пословицы, а вы должны ее продолжить.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь…(капустой).
В октябре до обеда осень, а после обеда…(зима).
Октябрь – месяц ненастья – начало семейного (счастья).
В октябре на одном часу и дождь и …(снег).
В октябре только и ягод, что …(рябина).
- Осень – удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас, родители, – литературная викторина. Вам нужно отгадать автора прочитанных мною стихов об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Люблю я пышное природы увяданье… (Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный
И лучезарны вечера… (Тютчев)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком… (Есенин)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист)
Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он погоняет. (Ветер)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
3) Работа с приметами
- Осень отмечена не только поговорками, пословицами, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зима и даже весна. Вы получали задание – понаблюдать за природой, за погодой. Увидев какую-нибудь взаимосвязь, вам нужно было составить приметы осени.
- Составьте и запишите свои приметы в творческую тетрадь.
Афиширование.
-А теперь давайте познакомимся с народными приметами. Я раздам кленовые листья с началом приметы и окончанием, а вам нужно найти себе пару, собрав примету.
Если журавли осенью летят высоко – осень будет долгой.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. (Сентябрь)
Октябрьский гром – зима бесснежная.
Осенний иней – к сухой солнечной погоде, к теплу.
Если много орехов, а грибов мало – зима будет снежная и суровая.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме. (Октябрь)
4) Народные праздники.
Осенью очень много праздников.
11 сентября – Иван – полетний.
Полетний Ванька гонит птиц
В далекие края.
А гуси зимушку за хвост
Ведут опять в поля.
14 сентября – Семен-летопроводец. Как вы думаете, почему это праздник так называется?
Летопроводец Семен
Загадками богат.
А ну, попробуй, отгадай
Семен ты или нет?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист)
Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он погоняет. (Ветер)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
- И на октябрь приходилось много обычаев и обрядов. Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.
7)Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка ее мне усолить.
Клип с народным танцем «Хороводом».
- Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? На голову. По латыни «голова» называется капут. Отсюда и произошло название капусты. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки «Щи да каша – пища наша», «Где щи, там и нас ищи». А ведь родина капусты – берега Средиземного моря. Почему же эта иностранка прижилась у нас? Привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет подведра воды.
8)Из капусты варят щи,
А какие вкусные
Пирожки капустные!
А ребята – шалунишки
Любят кочерыжки.
Конкурс загадок о капусте. Приз – кочан капусты. Работа в группе.
- А вот и наше следующее задание.
Сочините загадки о капусте.
Афиширование загадок. Приз достается той группе, которая сочинила наибольшее количество загадок.
- Ну вот, загадками побаловались, самое время – поиграть.
- Какие игры вы придумали дома? Условие: игры должны быть связаны как-то с осенью.
Дети рассказывают об играх, придуманных ими в ходе подготовки к празднику, проигрывают их.
Вариант игры: эстафета «Бег с картошкой» (картошка в ложке).
- А вот 14 октября на Руси с давних пор празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка, убирались все овощи с огорода. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печь, чинили крыши, конопатили стены. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб. Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, пироги, угощали гостей, пели песни, играли. Веселье было немыслимым без частушек под гармонь, балалайку.
Исполняется песня-игра «Ой, блины мои, блины…»
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. На поднос она кладет И сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Исполняется хороводная «Со вьюном я хожу»
Со вьюном я хожу.
С золотым я хожу.
Я не знаю, куда вьюн положить.
Я не знаю, куда вьюн положить. (за руки в хороводе)
Положу я вьюн, положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо. (правую руку на правое плечо впереди стоящего, а свою левую на свое правое плечо).
А со правого, а со правого,
А со правого на лево положу.
А со правого на лево положу. (все наоборот, в другую сторону, в левую)
Со вьюном я хожу.
С золотым я хожу.
Я не знаю, куда вьюн положить.
Я не знаю, куда вьюн положить. (за руки в хороводе)
- На столе у нас осенние пирожки – с капустой да с яблоками. Давайте поиграем в старинную русскую присказку. Я буду спрашивать «Пироги хороши?», а вы отвечайте «Пироги хороши!»
Шли семеро стариков,
Говорили старики про пироги.
Первый говорит: «Пироги хороши?»
Второй говорит: «Пироги хороши?»
И т.д. до седьмого.
Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник не обходился и не обходится до сих пор без пирогов. Давайте же и мы полакомимся пирогами.
На столе у нас пироги,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
Частушки.
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чаю,
В чае я души не чаю.
В пляске тож не подкачаю.
В пляске не жалей ботинок.
Подавай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Я чай пила.
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
- А вот сейчас, ребята, мы узнаем, кто из вас самый ловкий.
Игра.
Яблоко в центр положи,
Себя в пляске покажи!
Кончит музыка играть,
Быстро яблоко надо взять!
Игра «Поймай хвост»
Игра «Соберем урожай» (закинуть картошку в ведро)
- Но именно в ноябре больше всего народных примет-праздников. 4 ноября – Казанская, 8 ноября – Дмитрий Солунский, 14 ноября – Яков, 19 ноября – Павел, 21 ноября – Михайлов день.
До Казанской – не зима, с Казанской – не осень. Дмитрий на снегу – весна поздняя. Коли на Михайлов день – да иней – ожидай больших снегов, коли день зачнется туманом – ростепели быть.
8. Творческая работа с использованием нового собранного материала.
- Ребята, мы с вами много веселились. И вот теперь вы с полной уверенностью можете сказать, какая же осень – грустная или веселая. А теперь, как настоящие мастера, мы можем вновь сочинить миниатюру об осени. Для этого вам пригодятся ваши записи в тетради.
Работа в группах.
9. Афиширование новых творческих работ.
Прием панель.
Кто-то из группы выходит и читает первое предложение группового сочинения. К нему выходит участник другой группы и читает свое предложение. И так участники всех групп (только желающие). Если предложение повторяется, то оно опускается. Т.о., создается коллективный проект.
10. Рефлексия.
- Ребята, понравился вам наш праздник? Считаете ли вы, что сегодня у вас получилось быть Мастером? Что вам больше всего понравилось? А что у вас вызвало затруднения? Что вас удивило? А что запомнилось?
Список литературы:
Осенины, Рождество/ Масленица…Сценарии праздников. – Йошкар-Ола:Редакция журнала «Марий Эл учитель», 1999.
Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах/Н.Ф.Дик. – Изд. 6-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.