Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка ««Эрудит
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программакурса внеурочной деятельности кружка «Эрудит»
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч.
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель: Сузрюков С.В.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся начальных классов по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах.
Общее количество часов -270 ч.
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики. Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в
нестандартных ситуациях.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:
I раздел. Математика. Информатика.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п
Раздел
Тема
Количество часов
Дата
ф
к
Аудиторных
Внеаудиторных
всего
1
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
2
2
Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
3
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
4
2
Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
5
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
6
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
7
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
8
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
9
1
Решение задач по математике для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
10
2
Выполнение заданий по литературному чтению для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
11
1
Решение задач для 1 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».
2
2
4
12
2
Выполнение заданий по окружающему миру для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
13
1
Решение задач по информатике для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
14
1,2
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.
2
2
4
15
1
Анализ олимпиады по математике текущего года.
1
1
2
16
1
Анализ олимпиад по информатике текущего года.
1
1
2
17
2
Анализ олимпиады по русскому языку текущего года.
1
1
2
18
2
Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.
1
1
2
19
2
Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.
1
1
2
Итого
33
33
66
2 класс (68 часа)
№ п/п
Раздел
Тема
Количество часов
Дата
ф
к
аудиторных
внеаудиторных
всего
1
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
2
2
Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
3
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
4
2
Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
5
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
6
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
7
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
8
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
9
1
Решение задач по математике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
10
2
Выполнение заданий по литературному чтению для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
11
1
Решение задач для 2 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».
2
2
4
12
2
Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
13
1
Решение задач по информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
14
1,2
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.
2
2
4
15
1
Анализ олимпиады по математике текущего года.
1
1
2
16
1
Анализ олимпиад по информатике текущего года.
1
1
2
17
2
Анализ олимпиады по русскому языку текущего года.
1
1
2
18
2
Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.
1
1
2
19
2
Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.
1
1
2
20
Итоги проделанной работы. Планы на будующий учебный год.
1
1
2
Итого
34
34
68
3 класс (68 часа)
№ п/п
Раздел
Тема
Количество часов
Дата
ф
к
аудиторных
внеаудиторных
всего
1
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
2
2
Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
3
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
4
2
Выполнение заданий по русскому языку для 3класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
5
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
6
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
7
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
8
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
9
1
Решение задач по математике для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
10
2
Выполнение заданий по литературному чтению для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
11
1
Решение задач для 3 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».
2
2
4
12
2
Выполнение заданий по окружающему миру для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
13
1
Решение задач по информатике для 3 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
14
1,2
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.
2
2
4
15
1
Анализ олимпиады по математике текущего года.
1
1
2
16
1
Анализ олимпиад по информатике текущего года.
1
1
2
17
2
Анализ олимпиады по русскому языку текущего года.
1
1
2
18
2
Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.
1
1
2
19
2
Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.
1
1
2
20
Итоги проделанной работы. Планы на будующий учебный год.
1
1
2
Итого
34
34
68
4 класс (68 часа)
№ п/п
Раздел
Тема
Количество часов
Дата
ф
к
аудиторных
внеаудиторных
всего
1
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
2
2
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
3
1
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
2
2
4
4
2
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
5
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
6
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
7
1
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».
2
2
4
8
2
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
2
2
4
9
1
Решение задач по математике для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
10
2
Выполнение заданий по литературному чтению для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
11
1
Решение задач для 4 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».
2
2
4
12
2
Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
13
1
Решение задач по информатике для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
2
2
4
14
1,2
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.
2
2
4
15
1
Анализ олимпиады по математике текущего года.
1
1
2
16
1
Анализ олимпиад по информатике текущего года.
1
1
2
17
2
Анализ олимпиады по русскому языку текущего года.
1
1
2
18
2
Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.
1
1
2
19
2
Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.
1
1
2
20
Итоги проделанной работы. Планы на будующий учебный год.
1
1
2
Итого
34
34
68
Список рекомендуемой литературы:
1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
6. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
Заголовок 415