Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Школа развития речи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д.КОЧКИНО
ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Школа развития речи
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: общеинтеллектуальноеАвторы: Орлова Г.Н.,
учитель начальных классов
Бекмансурова И.В.,
учитель начальных классов,
Лисецкая Н.В.,
учитель начальных классов
д.Кочкино
2014
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………..…. 3
1. Учебно-тематический план ………………………………………………… 7
1.1. Первый год обучения …………………………………………………… 7
1.2. Второй год обучения ……………………………………………………. 8
1.3. Третий год обучения …………………………………………………….. 9
1.4. Четвёртый год обучения ……………………………………………….. 10
2. Содержание программы …………………………………………………….. 11
2.1. Первый год обучения ……………………………………………………11
2.2. Второй год обучения …………………………………………………… 13
2.3. Третий год обучения ………………………..……………………….… 15
2.4. Четвёртый год обучения ……………………..……………………..…. 17
Библиографический список …………………………………...…………………….…19
Приложения
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Речь шлифует и совершенствует мысль. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Количество учащихся, у которых речевое развитие не соответствует возрасту, увеличивается ежегодно. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи;
- неразвитостью связной речи;
- неразвитостью психических процессов (как вторичные проявления речевого отставания).
В программе начальной школы представлена система занятий по развитию речи учащихся. Но время на уроке ограничено, и не всегда учитель имеет возможность организовать эту работу на должном уровне. В связи с этим появилась необходимость проведения специальных занятий по развитию речи.
Программа «Школа развития речи» составлена на основе программы курса «Речь» (авторы: Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова). Для формирования практических речевых умений и навыков включена работа по написанию сочинений и выполнению проектов (программа по русскому языку, авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий; литературному чтению, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др).
Новизна программы
Содержание программы «Школа развития речи» отличается личностной ориентацией и концентрическим расширением объема материала от класса к классу. На материале программы формируются ведущие компетенции личности: коммуникативная, социальная, информационная.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа составлена в соответствии с нормативными актами федерального уровня:
Законом «Об образовании»
Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. №03-296
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «Об изменениях, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г. №373»
При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности учащихся школы, кроме перечисленных, являются: Закон «Об образовании Кировской области», Типовое положение об образовательном учреждении, Устав школы, приказы директора, локальные акты школы.
Цель программы:
Повышать уровень языкового развития школьников.
Задачи программы:
- содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них
навыки лингвистического анализа;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития.
Основные принципы содержания программы:
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к деятельности.
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип повторения. В результате повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения заключается в использовании активных форм и методов обучения.
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года.
Формы проведения:
Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
Ролевые игры.
Конкурсы, викторины.
Защита проектов.
Диагностики и проверочные работы.
На изучение курса «Школа развития речи» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового характера. Речевое творчество.
Занимательные задания (языковые игры и др.).
Ожидаемые результаты
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к изучению курса;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.
Виды контроля:
Диагностики.
Проверочные работы.
Защита проектов.
Исследовательская работа.
Способы определения достижения результатов
1 класс: проект «Сказочная страница»
2 класс: декабрь – проект «Рифма», май – «Мой любимый детский журнал»
3 класс: декабрь – проект «Зимняя» страничка», май – проверочная работа
4 класс: декабрь - проект «Похвальное слово знакам препинания», май-
проект «Они защищали Родину»
1. Учебно-тематический план
1.1.Первый год обучения
№ занятия Тема Количество часов
теория практика
1-2 Входные диагностики 2
3-4 Речь. Выразительность речи 0,5 1,5
5 Слово, его значение 0,5 0,5
6 Озорные буквы 0,5 0,5
7 Проект «Город букв» 1
8 Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова 0,5 0,5
9 Точность речи. Синонимы. 0,5 0,5
10 Точность речи. Антонимы 0,5 0,5
11 Тематические группы слов 0,5 0,5
12 Наш цветной мир 1
13 Что на что похоже 1
14 Проверочная работа 1
15-17 Загадки. Проект «Составляем сборник загадок» 1 2
18-19 Пословицы 2
20-21 Учимся рассуждать 2
22 Текст 1
23-24 Тема текста 2
25-26 Заглавие текста 2
27 Опорные слова 1
28-29 Мы строим текст 2
30 Проект «Сказочная страница» 1
31 Конкурс эрудитов 1
32 Проверочная работа 1
33 Диагностики 1
Итого 4,5 28,5
1.2.Второй год обучения
№ занятия Тема Количество часов
теория практика
1-2 Входные диагностики 2
3 Слово. Значение слова. Многозначные слова. 1
4 Омофоны, омоформы0,5 0,5
5 Синонимы, антонимы 1
6-8 Фразеологизмы 0,5 2,5
9 Пословицы 1
10 Изобразительные средства языка. Сравнение. 0,5 0,5
11 Олицетворение 0,5 0,5
12-13 Проект «Рифма» 2
14 Проверочная работа 1
15 Текст. Тема текста. Заглавие. 1
16 Текст. Опорные слова. 1
17 Связь между предложениями в тексте 1
18 Работа с деформированным текстом 1
19 Редактирование текста 1
20 План 1
21 Виды планов 1
22-23 Типы текста. Описание. 0,5 1,5
24 Текст - сравнительное описание 1
25-26 Типы текстов. Повествование. Проект «Пишем письмо» 0,5 1,5
27-28 Типы текстов. Рассуждение. 0,5 1,5
29-30 Проект «Мой любимый писатель-сказочник» 2
31 Повторение пройденного1
32-33 Проект «Мой любимый детский журнал» 2
34 Диагностика 1
Итого 3,5 30,5
1.3. Третий год обучения
№ занятия Тема Количество часов
теория практика
1 Диагностики 1
2 Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны. 1
3 Фразеологизмы 1
4 Сравнения 1
5 Олицетворение 1
6 Эпитеты 0,5 0,5
7 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные 0,5 0,5
8 Заимствованные слова 0,5 0,5
9 Этимология 0,5 0,5
10 Проект «Рассказ о слове» 1
11-12 Проект «Тайна имени» 0,5 1,5
13 Топонимы 0,5 0,5
14 Устаревшие слова 0,5 0,5
15-16 Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» 2
17-18 Типы текстов. Тема текста. Опорные слова. 0,5 1,5
19 Цепная и параллельная связь предложений в тексте 0,5 0,5
20- 21 Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Проект «Зимняя страничка» 2
22-23 Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и Лягушка-квакушка» 2
24-25 Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 2
26-27 Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 2
28-29 Сочинение по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» 2
30-31 Стили речи 0,5 1,5
32-33 Проверочная работа 1
34 Диагностика 1
Итого 5 29
1.4. Четвертый год обучения
№ занятия Тема Количество часов
теория практика
1 Диагностики 1
2-3 Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. 0,5 1,5
4 Фразеологизмы 1
5 Диалектизмы 0,5 0,5
6 Сравнение, эпитеты, олицетворение 1
7 Пословицы и поговорки. Афоризмы. Проект «Пословицы и поговорки» 1
8 Сочинение по пословице 1
9-10 Художественный стиль. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» 0,5 1,5
11-12 Художественный стиль. Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» 2
13 Диалог и монолог. Драматические импровизации 1
14-15 Композиция текста. Основные элементы композиции. 0,5 1,5
16 Проект «Похвальное слово знакам препинания» 1
17-18 Сочинение в художественном стиле по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 2
19-20 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» 2
21 Публицистический стиль 0,5 0,5
22 Газетно-публицистический стиль 0,5 0,5
23-24 Проект «Классная стенгазета» 2
25 Официально-деловой стиль 1
26-27 Тезисы. Конспект. Проект «Природа и мы» 0,5 1,5
28-29 Аннотация. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница» 0,5 1,5
30-31 Проверочная работа 1
32-33 Проект «Они защищали Родину» 2
34 Диагностика 1
Итого 4 30
2. Содержание программы
2.1.Первый год обучения
№ занятия Тема Количество часов Содержание
теория практика 1-2 Входные диагностики 2 Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки
3-4 Речь. Выразительность речи 0,5 1,5 Устная и письменная речь. Требования к дыханию и голосу. Дикция. Скороговорки.
5 Слово, его значение 0,5 0,5 Значение слова. Толковый словарь
6 Озорные буквы 0,5 0,5 Важность сохранения позиции каждой буквы в слове. Анаграммы. Шарады
7 Проект «Город букв» 1 Создание портрета выбранной буквы, определение её характера. Рассказ о букве, создание текста для экскурсии по музею «Город букв» (Как она появилась в музее? Из чего сделана? Кого изображает?) 8 Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова 0,5 0,5 Понятие о прямом и переносном значении слов. Определение значений многозначных слов. Конструирование образных выражений
9 Точность речи. Синонимы. 0,5 0,5 Значение синонимов в речи. Подбор синонимов. Редактирование текста.
10 Точность речи. Антонимы 0,5 0,5 Антонимы в поговорках, пословицах, загадках, сказках. Подбор антонимов к словам.
11 Тематические группы слов 0,5 0,5 Объединение слов в группы по темам.
12 Наш цветной мир 1 Представление об образности.
13 Что на что похоже 1 Сравнение. Загадки. Языковые игры
14 Проверочная работа 1 См. тетрадь «Школа развития речи» ч.1 стр.57
15-17 Загадки. Проект «Составляем сборник загадок» 1 2 Отгадывание загадок. Омонимы, синонимы, антонимы в загадках. Шарады. Умение находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывание загадки на основе ключевых слов загадки. Умение работать в паре, договариваться друг с другом. Искать загадки в книгах. Делать к загадкам рисунки-отгадки. Сочинять загадки
18-19 Пословицы 2 Образные выражения в речи. Объяснение и составление пословиц.
20-21 Учимся рассуждать 2 Редактирование предложений.
Определение порядка расположения предложений.
22 Текст 1 Найти текст среди записей.
Разделить текст на предложения. Составить текст из данных предложений.
23-24 Тема текста 2 Сравнение текстов. Определение темы текстов. Составление текстов на определенную тему.
25-26 Заглавие текста 2 Определение основной мысли текста. Озаглавливание текстов. Определение содержания текста по заглавию.
27 Опорные слова 1 Выделение опорных слов в тексте. Составление текста по опорным словам.
28-29 Мы строим текст 2 Коллективное и самостоятельное составление текста по опорным словам, по началу текста. Определение порядка частей текста.
30 Проект «Сказочная страница» 1 Создание собственной иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке
30 Конкурс эрудитов 1 31 Проверочная работа 1 См. тетрадь «Школа развития речи» ч.2 стр.48
33 Диагностики 1 Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки
Итого 4,5 28,5
1.2.Второй год обучения
№ занятия Тема Количество часов Содержание
теория практика 1-2 Входные диагностики 2 Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, навыка чтения.
3 Слово. Значение слова. Многозначные слова. 1 Ненормативная лексика. Метаграммы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
4 Омофоны, омоформы 0,5 0,5 Омонимы и их разновидности. Составление предложений с омофонами и загадок с омоформами.
5 Синонимы, антонимы 1 Нахождение синонимов и антонимов в сказках. Подбор синонимов и антонимов к данным словам
6-8 Фразеологизмы 0,5 2,5 Словарь фразеологизмов. Объяснение значений фразеологизмов. Дополнение фразеологизмов недостающими словами. Замена иноязычных фразеологизмов русскими. Составление рисунка по фразеологизму и фразеологизма по рисунку.
9 Пословицы 1 Антонимы в пословицах. Объяснение пословиц. Замена иноязычных пословиц русскими.
10 Изобразительные средства языка. Сравнение. 0,5 0,5 Сравнения в стихах, загадках. Составление загадок.
11 Олицетворение 0,5 0,5 Олицетворение в стихах, загадках, сказках. Игра «Оживи предметы».
12-13 Проект «Рифма» 2 Индивидуальная работа под руководством учителя и родителей. Умение находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы
14 Проверочная работа 1 См. тетрадь «Школа развития речи» ч.1 стр.54
15 Текст. Тема текста. Заглавие. 1 Признаки текста. Определение темы текста.
16 Текст. Опорные слова. 1 Выделение опорных слов в тексте. Составление текста по опорным словам.
17 Связь между предложениями в тексте 1 Работа с деформированным текстом. Параллельная связь между частями текста. Составление текста по его началу.
18 Работа с деформированным текстом 1 Установление связи событий в тексте.
19 Редактирование текста 1 Учиться редактировать текст
20 План 1 Деление текста на части. Составление плана.
21 Виды планов 1 Составление картинного и цитатного плана.
22-23 Типы текста. Описание. 0,5 1,5 Особенности текста-описания. Составление текста-описания по картине.
24 Текст - сравнительное описание 1 Дополнение описаний – сравнений двух предметов.
25 Типы текстов. Повествование. Проект «Пишем письмо» 1 Составление рассказа по опорным словам. Составление рассказа по плану. Письмо, его части. Составление письма по данному началу
27-28 Типы текстов. Рассуждение. 0,5 1,5 Составление текстов –рассуждений. Сравнение типов текстов.
29-30 Проект «Мой любимый писатель-сказочник» 2 Умение находить книги со сказками выбранного писателя-сказочника в библиотеке. Составление списка книг для выставки. Написание отзыва-рассуждения на сказку. Презентация своего выступления. Инсценирование понравившихся эпизодов из книги
31 Повторение пройденного 1 Повторить основные понятия, с которыми познакомились в течение учебного года
32-33 Проект «Мой любимый детский журнал» 2 Индивидуальная работа под руководством учителя и родителей. Умение отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить и обрабатывать информацию в журнале в соответствии с заявленной темой, создавать собственный журнал устно и описывать его оформление
34 Диагностика 1 Итого 3,5 30,5 1.3.Третий год обучения
№ занятия Тема Количество часов Содержание
теория практика 1 Диагностики 1 Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, навыка чтения.
2 Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны. 1 Повторение изученного. Нахождение данных слов в текстах, составление загадок, предложений.
3 Фразеологизмы 1 Повторение изученного. Нахождение и объяснение фразеологизмов в текстах.
4 Сравнения 1 Подбор и употребление сравнений в устной и письменной речи
5 Олицетворение 1 Употребление олицетворений в устной и письменной речи
6 Эпитеты 0,5 0,5 Назначение эпитетов. Нахождение эпитетов в текстах. Употребление эпитетов в речи.
7 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные 0,5 0,5 Эмоционально окрашенная лексика. Нахождение эмоционально окрашенных слов в текстах. Замена нейтральных слов эмоционально окрашенными.
8 Заимствованные слова 0,5 0,5 Словарь иностранных слов. Признаки иностранных слов. Нахождение иностранных слов среди предложенных.
9 Этимология 0,5 0,5 Работа по этимологическому словарю
10 Проект «Рассказ о слове» 1 Подбор из разных источников информации о слове и его окружении
11-12 Проект «Тайна имени» 0,5 1,5 Составление с помощью взрослых рассказа о своём имени, наблюдение над толкованием значения некоторых имён
13 Топонимы 0,5 0,5 Работа по этимологическим и толковым словарям
14 Устаревшие слова 0,5 0,5 Нахождение и объяснение устаревших слов в текстах.
15-16 Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» 1 Сочинение – описание картины с использованием устаревших слов
17-18 Типы текстов. Тема текста. Опорные слова. 2 Повторение изученного. Признаки текста. Определение темы текста. Выделение опорных слов. Определение типа текста.
19 Цепная и параллельная связь предложений в тексте 0,5 0,5 Способы цепной и параллельной связи предложений в тексте.
20- 21 Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Проект «Зимняя страничка» 2 Составление текста с использованием цепной и параллельной связи предложений.
22-23 Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и Лягушка-квакушка» 2 Сочинение – описание картины. Определение и употребление связи между предложениями. Редактирование текста. Работа над речевыми и орфографическими ошибками.
24-25 Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 2 Сочинение – описание картины. Определение и употребление связи между предложениями. Редактирование текста. Работа над речевыми и орфографическими ошибками.
26-27 Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 2 Умение составлять текст по репродукции картины, пользуясь опорными словами под руководством учителя
28-29 Сочинение по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» 2 Сочинение – описание картины. Определение и употребление связи между предложениями. Редактирование текста. Работа над речевыми и орфографическими ошибками.
30-31 Стили речи 0,5 1,5 Виды стилей речи. Разговорный стиль. Диалог. Монолог.
32-33 Проверочная работа 1 См. тетрадь «Школа развития речи» ч.2 стр.44.
34 Диагностика 1 Итого 5 29 1.4.Четвертый год обучения
№ занятия Тема Количество часов Содержание
теория практика 1 Диагностики 1 Уровень развития речи
2 Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. 0,5 0,5 Различие омонимов, омофонов, омоформ. Сочинение каламбуров.
3-4 Фразеологизмы 2 Объяснение фразеологизмов с помощью фразеологического словаря. Восстановление фразеологизмов. Составление и редактирование рассказа по фразеологизму.
5 Диалектизмы 0,5 0,5 Сравнение устаревших слов и диалектизмов. Работа по «Словарю современного русского литературного языка»
6 Сравнение, эпитеты, олицетворение 1 Нахождение сравнений, эпитетов, олицетворений в тексте. Распространение предложений в тексте эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Работа по «Словарю эпитетов русского литературного языка».
7 Пословицы и поговорки. Афоризмы. Проект «Пословицы и поговорки» 1 Составление и объяснение значений пословиц. Сравнение афоризмов и пословиц. Придумывание ситуаций по афоризму. Уточнение понятия. Составление текста с пословицами и поговорками. Составление текста по пословице или поговорке
8 Сочинение по пословице 2 Анализ литературных произведений, созданных на основе пословиц. Письмо сочинения по пословице. Редактирование сочинения.
9-10 Художественный стиль. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» 0,5 1,5 Сравнение научного и художественного стиля. Составление рассказа в художественном стиле. Составление рассказа по репродукции картины и данному плану
11-12 Художественный стиль. Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» 2 Составление текста по репродукции картины под руководством учителя
13 Диалог и монолог. Драматические импровизации 1 Отличие диалога и монолога. Нахождение диалогов в тексте. Составление диалогов. Пьеса. Инсценировки по отрывкам из литературных произведений.
14-15 Композиция текста. Основные элементы композиции. 0,5 1,5 Составление плана текста. Работа с деформированным текстом. Составление текста по его началу или концу.
16 Проект «Похвальное слово знакам препинания» 1 Составление рассказа от имени какого-либо знака препинания
17-18 Сочинение в художественном стиле по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 2 Составление письменного отзыва о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины
19-20 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» 2 Умение находить в сказке имена прилагательные и определять их роль, проводить лексический анализ слов - имён прилагательных
21 Публицистический стиль 0,5 0,5 Стили речи(сравнение). Типы текстов(повторение). Сочинение-миниатюра в публицистическом стиле.
22 Газетно-публицистический стиль 0,5 0,5 Термины: газета, корреспонденция, репортаж, интервью, статья, очерк.
23-24 Проект «Классная стенгазета» 2 Определить тему. Взять интервью. Написать очерк, статью. Составить репортаж. Верстка газеты.
25 Официально-деловой стиль 1 Письмо заявления, объяснительной записки, справки, докладной.
26-27 Тезисы. Конспект. Проект «Природа и мы» 2 Составление конспектов учебных статей. Составление тезисов для устных ответов. Составление самостоятельно текста для энциклопедического словаря, с опорой на различные источники
28 Аннотация. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница» 1 Составление аннотации к любимой книге. Читательский дневник. Умение составлять текст-отзыв по репродукции картины
30-31 Проверочная работа 1 Лингвистический турнир
32-33 Проект «Они защищали Родину» 2 Умение составлять рассказы о защитниках Родины, передавая свои чувства и свое отношение к ним. Находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой
34 Диагностика 1 Итого 4 30 Библиографический список
Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1класс. – М.: ВАКО, 2010.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2класс. – М.: ВАКО, 2010.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3класс. – М.: ВАКО, 2010.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 4класс. – М.: ВАКО, 2010.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В. 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В. 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Канакина В.П., горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В. 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 (Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.) – М.: Просвещение, 2012
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 (Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.) – М.: Просвещение, 2012
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 (Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.) – М.: Просвещение, 2012
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1класс. – Пенза, 1995.
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 2класс. – Пенза, 1995.
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 3класс. – Пенза, 1995.
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 4класс. – Пенза, 1995.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 3класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 7-8лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8-9лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.