Рабочая программа по внеурочной деятельности Удивительный мир слов (коррекционно-развивающее направление)
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников с задержкой психического развития, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников с задержкой психического развития. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся специальных коррекционных классов к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на учащихся с задержкой психического развития, имеющих смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития (задержку психического развития), и обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида, поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков, и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Практическая значимость
В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. А также постоянно иметь в виду специфические задачи:
- развивать фонематическое восприятие, звукового анализа и синтеза;
- формировать представления о языке как универсальной ценности;
— изучать исторические факты, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развивать представления о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развивать устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
Для реализации поставленных задач в программу вводится раздел «Уточнение и повторение изученного материала ». Цель раздела- привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены учащимися в на уроках в период обучения грамоте или в предыдущий учебный год.
Связь с уже существующими программами
Программа по курсу «Удивительный мир слов» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С.Г.Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.
Рабочих программ начальных специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений.1-4 классы/ сост. И.М. Узянова (и др.).- Волгоград: Учитель, 2013 год.
Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вид программы – авторскаяНовизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с историей русского языка, возникновения букв, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма.
В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
2. Коррекционные цели и задачи программы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе «Удивительный мир слов», направлена на достижение следующих коррекционных целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
и для решения коррекционных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка;
умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников специальных коррекционных классов правильной выразительной речи.
3. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Удивительный мир слов» предусматривает углубление знаний учащихся коррекционных классов, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся с задержкой психического развития они были интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности. Отобрано большое количество заданий, игр для выполнения которых используются различные способы, что позволяет учить учащихся мыслить, рассуждать, развивать речь. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников с задержкой психического развития, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Дополнительная образовательная программа «Удивительный мир слов» рассчитана на пять лет обучения и предназначена для детей, имеющих к началу обучения низкий уровень готовности.
4.Особенности возрастной группы детей 6-11 лет (0-4 специальные коррекционные классы). Задержка психического развития встречается все чаще. Речь идет не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
По мнению ученых, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений:
биологической недостаточности мозговых систем;
возникающей на этой основе функциональной недостаточности;
средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Ошибки письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает, что ни один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение в совокупности с другими. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений письма. Эти нарушения основываются на совокупности дисфункций: недостаточно сформированной речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Такое разнообразие научных толкований природы нарушений письма говорит о сложности данной проблемы.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - классная (все дети специального коррекционного класса);
Изучение курса «Удивительный мир слов» начинается с 0 и 1 класса в объёме 68 ч в год (2 ч в неделю), со 2 по 4 класс - 70 часов (2 часа в неделю). Продолжительность занятия 40 минут
Прогнозируемые результаты
Коррекционные занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
0 класс:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1-2 классов.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4 классов:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
5.Уровень результатов работы по программе:
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся в специально коррекционных классах;развитие личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник в специально коррекционных классах должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса.
Учебно – тематический план
0 класс
№П/П Тема занятия Кол-во часов Дата
Вводное занятие.
Как я говорил, когда был маленьким 1
2-3 Для чего нужна речь? 2 4. Звуки вокруг нас.
1 5-6 Фабрика речи. Виды речи.
2 7. Полоса препятствий «Будь грамотным». 1 8-9 Рисуем звуками.
2 10-11 Трудности словесного ударения.
2 12. Игровое занятие. Зачем нужна речь? 1 13. Отгадываем загадки о буквах. 1 14. Город Буквоград. 1 15-16 Буквы старые и новые.
2 17 Так считали наши предки.
1 18 Страницы древних книг.
1 19 Живая и весёлая буква алфавита.
1 20 Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах» 1 21-22 Поговорим о гласных и согласных звуках. 2 23-25 Путешествие в мир гласных звуков. 3 26-28 Путешествие в мир согласных звуков. 3 29 Игровое занятие «Я знаю звуки речи» 1 30 Рождение языка.
1 31-32 Сколько слов в языке?
2 33-34 Имена, имена, имена…
2 35 Что в имени тебе моем? 1 36 Игра-путешествие «В мире слов». 1 37-38 Словари — сокровищница языка. 2 39 Рождение языка.
1 40-41 Сколько слов в языке?
2 42-43 «Дальние родственники».
2 44-45 Слова «готовые» и «сделанные».
2 46-47 Есть ли «родители» у слов? 2 48-49 Внимание, корень!
2 50 Такие разные суффиксы.
1 51-52 Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? 2 53-54 Что нам стоит слово построить?
2 55-56 Словарное богатство русского языка 2 57 Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».
1 58 Выбираем точное слово.
1 59-60 Одно или много?
2 61 Когда у слов много общего?
1 62 Когда значения спорят?
1 63 Когда значения спорят?
1 64-65 Слова одинаковые, но разные.
2 66-67 Олимпиада 1 68 Итоговое занятие. Что узнали? Чему научились? Итого: 68 Содержание программы 0 класс:
1.Вводное занятие.
Как я говорил, когда был маленьким(1ч.)
Что помогает нам говорить (губы, языг, глотка, гортань, зубы и т.д.)
2-3Для чего нужна речь?(2ч.)
Игра «Глухой телефон.»Для чего служит человеческая речь?
4.Звуки вокруг нас. (1ч.)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
5-6Фабрика речи. Виды речи. (2 ч.)
Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл?
7.Полоса препятствий «Будь грамотным». (1 ч.)
Игры на внимание «Подскажи словечко», «Какой звук он говорит?»
8-9Рисуем звуками. (2ч.)
Звукопись как приём художественной речи.
10-11Трудности словесного ударения. (2ч.)
Правильное ударение и произношение слов.
12.Игровое занятие. Зачем нужна речь?(1ч.)
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков
13.Отгадываем загадки о буквах.(1ч.)
Загадки и стихотворения про буквы Русского алфавита.
14.Город Буквоград.(1ч.)
Игра «Собери слово», «Какой звук?»
15-16Буквы старые и новые. (2ч.)
История возникновения письменности. Разновидности букв.
17Так считали наши предки. (1 ч.)
Древняя письменность. Иероглифы. «Создай свой знак-иероглиф.»
18Страницы древних книг. (1ч.)
Что можно прочитать в древних книгах? Беседа. Надпись на стенах пещеры.
19Живая и весёлая буква алфавита. (1ч.)
Мини-сочинение «Моя любимая буква.»20Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»(1ч.)
игры: «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,
«Закончи пословицы»;
21-22Поговорим о гласных и согласных звуках.(2ч.)
Волшебный мир звуков. Звуки-говорим, буквы-пишем.
23-25Путешествие в мир гласных звуков.(3ч.)
Игра «Давай «споем» букву!». Составление шуточных рассказов и стихов.
26-28Путешествие в мир согласных звуков. (3ч.)
Правильное ударение и произношение слов.
29Игровое занятие «Я знаю звуки речи»(1ч.)
Игра «Покажи звуками». Можно ли звуком написать? …описать?
30Рождение языка. (1ч.)
Как и где родился язык (История.) Какие бывают языки? Почему люди не понимают (понимают) друг друга?
31-32Сколько слов в языке? (2ч.)
Как много слов мы знаем. Динамика узнавания слов.
33-34Имена, имена, имена…(2ч.)
Мини – сочинение «Почему меня так назвали?»
35Что в имени тебе моем?(1ч.)
Для чего нужно имя? Почему нас зовут по-разному?
36Игра-путешествие «В мире слов».(1ч.)
37-38Словари — сокровищница языка.(2ч.)
Как объяснить слово? Сказка «В стране непонятных слов» (сказка о словарях.)
39Рождение языка. (1ч.)
Как появился язык? Родной язык. Какие языки бывают?
40-41Сколько слов в языке? (2)
Слова. Что обозначают.Слово-предмет. Слово-действие. Слово-признак.
42-43«Дальние родственники». (2ч.)
Часть слова. Чем похожи слова.
44-45Слова «готовые» и «сделанные». (2ч.)
Части слова. Как растут слова.
46-47Есть ли «родители» у слов?(2ч.)
Кто придумал слово, откуда оно произошло.
48-49Внимание, корень! (2ч.)
Корень- сердце слова. Однокоренные слова.
50Урок –игра «Вместе весело шагать.» (1ч.)
Повторение . «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
51-52Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?(2ч.)
«Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
53-54Что нам стоит слово построить? (2 ч.)
Из чего состоит слово? Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
55-56Словарное богатство русского языка (2ч.)
«Кто больше?», «Цепочка слов».
57Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». (1ч.)
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
58Выбираем точное слово. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
59-60Одно или много? (2 ч.)
Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.
61Когда у слов много общего? (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
62Когда значения спорят? (1 ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры.
63Когда значения спорят? (1 ч.)
Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
64-65 Слова одинаковые, но разные. (2 ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
66-67 Олимпиада
68Итоговое занятие. Что узнали? Чему научились?(1ч.)
Итого:68
Учебно – тематический план
1 класс
№П/П Тема занятия Кол-во часов Дата
Вводный урок.
В мире безмолвия и неведомых звуков. 1
2-3 В страну слов. Первые встречи. 2 4. К тайнам волшебных слов. 1 5-6 Выбор друзей в Стране Слов 2 7. К несметным сокровищам Станы Слов. 1 8-9 Чудесные превращения слов. 2 10-11 В гости к Алфавиту.
2 12. К тайнам звуков и букв. 1 13. Встреча с Радугой. 1 14. В Страну Говорящих Скал. 1 15-16 В глубь веков на Машине времени. 2 17 В Королевстве ошибок. 1 18 В Страну Слогов. 1 19 Неожиданная остановка в пути. 1 20 В удивительном городе Неслове. 1 21-22 Чудеса в Стране Слов. 2 23-25 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 3 26-28 На карнавале слов. 3 29 В Театре близнецов. 1 30 Конкурс знающих. 1 31-32 Новое представление. 2 33-34 Необычный урок. 2 35 Следопыты развлекают гостей. 1 36 В Клубе весёлых человечков. 1 37-38 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2 39 Экскурсия в прошлое. 1 40-41 Полёт в будущее. 2 42-43 Речь. Виды речи. 2 44-45 Как строятся слова?
Игра «Помоги собрать слово.»2 46-47 Корень – сердце слова. 2 48-49 Вот так родственники! 2 50 Устаревшие слова. 1 51-52 Чудесные превращения слов. 2 53-54 Какое слово спряталось? 2 55-56 Умеем ли мы говорить? 2 57 Секреты правильной речи. 1 58 В царстве предложений. 1 59-60 Пословицы , поговорки , крылатые выражения 2 61 Об одном и том же-разными словами. 1 62 «Юные исследователи»
Урок- игра 1 63 Как возникают названия. 1 64-65 Речь устная и письменная. 2 66 Олимпиада.
1 67-68 Что узнали?
Чему научились? 2 Итого: 68 часов 68 Содержание программы 1 класс
1. Вводный урок.
В мире безмолвия и неведомых звуков.(1ч)
Сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
2-3В страну слов. Первые встречи.(2ч.)
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
4.К тайнам волшебных слов.(1ч)
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
5-6Выбор друзей в Стране Слов(2ч)
Игры в слова и со словами.
7.К несметным сокровищам Станы Слов.(1ч)
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
8-9Чудесные превращения слов. (2ч)
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
10-11 В гости к Алфавиту. (2ч)
Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита
12.К тайнам звуков и букв. (1ч)
Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
13.Встреча с Радугой.(1ч)
Звуки речи Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
14.В Страну Говорящих Скал.(1ч)
Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
15-16В глубь веков на Машине времени.(2ч)
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
17 В Королевстве ошибок.(1ч)
Праздничное предсталение детей «Как поссорились буквы».
18 В Страну Слогов.(1ч)
Из чего состоят слова. Почему бывают одинаковые слоги. Ударный , безударный слог.
19Неожиданная остановка в пути.(1ч)
Праздник. Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
20В удивительном городе Неслове.(1ч)
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
21-22Чудеса в Стране Слов. (2ч)
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
23-25К словам разнообразным, одинаковым, но разным.(3ч)
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
26-28На карнавале слов.(3ч)
Разгадываем кроссворд.
29В Театре близнецов.(1ч)
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
30Конкурс знающих.(1ч)
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
31-32Новое представление. (2ч)
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
33-34Необычный урок.(2ч)
Урок-путешествие. Конкурс загадок и стихотворений про родной язык .
35Следопыты развлекают гостей.(1ч)
Откуда пришли названия некоторых растений.
36В Клубе весёлых человечков.(1ч)
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
37-38К словам – родственникам. Почему их так назвали?(2ч)
Образование родственных слов. Особенности устаревших слов
39Экскурсия в прошлое.(1ч)
Откуда пришли названия животных.
40-41Полёт в будущее.(2ч)
Придумай название и нарисуй свое животное или птицу. Мини –сочинение «Животное будущего.»
42-43Речь. Виды речи.(2ч)
Познакомить с речью письменной и устной. Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление УСТНОГО рассказа и рисование любимой игрушки.).44-45Как строятся слова? Игра «Помоги собрать слово.»(2ч)
Из букв и слогов дети составляют слова. Из слова составляют новые слова.
46-47Корень – сердце слова.(2ч)
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
48-49Вот так родственники! (2ч)
Все про родственные слова. Что у них общего?
50Устаревшие слова.(1ч)
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
51-52Чудесные превращения слов.(2ч)
Как появляются новые слова. Как могут соединяться слова?
53-54Какое слово спряталось?(2ч)
Игра «Найди слово.»55-56 Умеем ли мы говорить?(2ч)
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).57Секреты правильной речи.(1ч)
Праздничное представление детей, исполняющих сценку «для чего нужно правильно говорить?»
58В царстве предложений.(1ч)
Игра «Составь предложение из слов».
59-60 Пословицы , поговорки , крылатые выражения(2ч)
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Как правильно объяснит смысл пословицы и поговорки.
61Об одном и том же-разными словами.(1ч)
«Перефразируй», «скажи по-другому».
62«Юные исследователи» .Урок- игра( 1ч)
Дети отгадывают кроссворд «Люблю учиться.»63Как возникают названия.(1ч)
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
64-65 Речь устная и письменная.(2ч)
Обобщение знаний о речи.
66Олимпиада. (1 ч.)
67-68 Что узнали? Чему научились?(2ч)
Итоговое занятие.
Учебно – тематический план
2 класс
№П/П Тема занятия Кол-во часов Дата
Вводный урок.
Как обходились без письма? 1
2-3 Древние письмена. 2 4. Как возникла наша письменность? 1 5-6 Меня зовут Фонема. 2 7. Для всех ли фонем есть буквы? 1 8-9 «Ошибкоопасные» места 2 10-11 Тайны фонемы 2 12. Опасные согласные 1 13. На сцене гласные 1 14. «Фонемы повелевают буквами» 1 15-16 Когда ь пишется, а когда не пишется? 2 17 Ваши старые знакомые 1 18 Правила о непроизносимых согласных 1 19 Волшебное средство – «самоинструкция» 1 20 Строительная работа морфем 1 21-22 Где же хранятся слова? 2 23-25 Поговорим о всех приставках сразу 3 26-28 Слова – «родственники» 3 29 Кто командует корнями? 1 30 «Не лезьте за словом в карман!» 1 31-32 «Пересаженные» корни 2 33-34 В мире безмолвия и неведомых звуков. 2 35 В страну слов. Первые встречи. 1 36 К тайнам волшебных слов. 1 37-38 Выбор друзей в Стране Слов 2 39 К несметным сокровищам Станы Слов. 1 40-41 Чудесные превращения слов. 2 42-43 В гости к Алфавиту. 2 44-45 К тайнам звуков и букв. 2 46-47 Встреча с Радугой. 2 48-49 В Страну Говорящих Скал. 2 50 В глубь веков на Машине времени. 1 51-52 В Королевстве ошибок. 2 53-54 В Страну Слогов. 2 55-56 Неожиданная остановка в пути. 2 57 В удивительном городе Неслове. 1 58 Чудеса в Стране Слов. 1 59-60 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 2 61 На карнавале слов. 1 62 В Театре близнецов. 1 63 Конкурс знающих. 1 64-65 Новое представление. 2 66 Олимпиада
1 67-68
Что узнали?
Чему научились? 2 69-70 Итоговое занятие 2 Итого: 70 часов 70 Содержание занятий 2 класс.
1. Вводный урок.
Как обходились без письма?(1 ч.) Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Древние письмена.(2 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
4 Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
5-6. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
7. Для всех ли фонем есть буквы?(1 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
8-9 «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
10-11. Тайны фонемы.(2 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
12 . Опасные согласные. (1ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
13. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
14 «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
15-16 «Когда ь пишется, а когда не пишется?» (2ч.)
Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
17 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
18. Правила о непроизносимых согласных.(1 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
19 . Волшебное средство – «самоинструкция».(1ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
20. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
21-22. Где же хранятся слова?(2ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
23 – 25. Поговорим обо всех приставках сразу.(3ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
26-28. Слова – «родственники».(3ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
29 . Кто командует корнями?(1ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
30. «Не лезьте за словом в карман!»(1ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
31-32 «Пересаженные» корни.(2ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
33-34. В мире безмолвия и неведомых звуков. (2ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
35. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
36 . К тайнам волшебных слов. (1ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
37-38. Выбор друзей в Стране Слов. (2ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
39. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
40-41 Чудесные превращения слов.(2ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
42-43. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
44-45. К тайнам звуков и букв. (2ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
46-47. Встреча с Радугой.(2ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
48-49. В Страну Говорящих Скал. (2ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
50. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
51-52. В Королевстве Ошибок.(2ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
53-54. В Страну Слогов. (2ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
55-56. Неожиданная остановка в пути. (2ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
57. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
58. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
59-60. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (2ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
61. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
62. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
63. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
64-65. Новое представление. (2ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
66. Олимпиада.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
67-68 Что узнали?
Чему научились? (2ч.)
69-70 Итоговое занятие.
Учебно – тематический план
3 класс
№п,п Тема занятий Количество часов
«Путешествие в мир слов » 1 Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов 1ч
2-3 Чудесные превращения слов. 2ч
4-5 Многозначность слова 2ч
6-7 Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» 2ч
8-9 Путешествие по прошлому . Устаревшие слова. 2ч
10 Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке. 1ч
11-12 По страницам русской истории. 2ч
В мире «Лексики» 13 Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» 1ч
14-15 В театре близнецов. Слова -братья 2ч
16 Слова- омонимы 1ч
17 КВН «В мире слов» 1ч
18-19 Крылатые слова 2ч
20 Кроссворды, ребусы, чайнворды 1ч
21-22 В стране Сочинителей. 2ч
23-24 Учимся говорить красиво (составление словарика) 2ч
25-26 Празднуем, творим и играем. 2ч
27-28 Трудные слова. 2ч
29 Анаграммы и метаграммы. 1ч
30-31 Интересные шарады и логогрифы. 2ч
32-33 Как возникли имена, фамилии и отчества людей? 2ч
34 Занимательное словообразование. 1ч
35 КВН по русскому языку. 1ч
36 Слова пришедшие из других стран. 1ч
Орфография и орфоэпия. 37 Стоп! Опасные согласные. 1ч
38 Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. 1ч
39-40 Вспомним правила о непроизносимых согласных
Игра «Запомни и напиши»
Тема 41.Игра «Наоборот» (1ч)
Тема 42.Олимпиада по русскому языку.(1ч)
Тема 43-44 Удвоенные согласные»(2ч)
Тема 45-46.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч)
Тема 47-48 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч)
Тема 49-50 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч)
Тема 51 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч)
Тема 52.Волшебник Ударение(1ч)
Тема 53.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)
Тема 54-55 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч)
56 Суффикс-консультант(1ч)
Тема 57 «Пересаженные корни» (1ч)
.
Тема 58 Трудные случаи правописания корней(1ч)
Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.
Тема 59 -60 Новые друзья корней(приставки) (2ч)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.)Слова -части речи
Тема 60 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч)
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда.
Тема 61 Прилагается ли прилагательное?(1ч)
Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».
Тема 62 Его величество – Глагол!(2ч)
Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»
Тема 63-64 Роль местоимений в нашей речи.(2ч)
«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»
Тема 65 Служебные части речи(2ч)
Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг
Тема 66 Ссора предлогов со всеми словами(1ч)
Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад.
Тема 67 «Память и грамотность.(1ч.)
Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 68 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч)
Проверка знаний по русскому языку.
«Подводим итоги»
Тема 69 Викторина « Умники и умницы» (1ч)
Проверка знаний по русскому языку
Тема 70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)
Проверка знаний по русскому языку
2ч
42 Игра «Наоборот» 1ч
43 Олимпиада по русскому языку 1ч
44-45 Удвоенные согласные
2ч
46-47 В стране ошибии или Ошибкоопасные»места 2ч
48-49 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши 2ч
50-51 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ2ч
52 Рисование и составление рассказа на тему: «Я…… …..люблю…(1ч
53 Волшебник Ударение 1ч
Из чего состоят слова илиСловообразование»
54 Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»
Слова – «родственники». Как они образовались 1ч
55-56 Слова – «родственники». Как они образовались 2ч
57 Суффикс-консультант 1ч
58 Пересаженные корни 1ч
59 Трудные случаи правописания корней 1ч
60-61 Новые друзья корней(приставки 2ч
Слова -части речи
62-63 Имя Существительное- часть страны речи 2ч
64 Прилагается ли прилагательное? 1ч
65-66 Его величество – Глагол 2ч
67-68 Роль местоимений в нашей речи 2ч
69 Служебные части речи 2ч
70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык 1ч
Итого 70ч
Содержание занятий. 3 класс
1 «Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов» (1 ч)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
2-3. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Буква заблудилась». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 4-5 Многозначность слова (2ч)
Знакомство с многозначностью слов. Умение работать с Толковым словарём. Прямое и переносное значение слов. Определять значение многозначных слов с помощью Толкового словаря.
6-7. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе у. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (2ч.)
8-9. Путешествие по прошлому . Устаревшие слова.(2ч)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
10. Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке.(1ч)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
11-12. По страницам русской истории. (2ч.)
Знакомство с фразеологизмами. Как они возникли. Для чего они служат. Умение находить их в тексте.
В мире «Лексики»
13. Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа с рассказом-шуткой «Сотрудник института Синоимов», стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
14-15. В театре близнецов. Слова -братья (2ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
16. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
17. КВН «В мире слов» (1ч)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку
18-19 Крылатые слова (2ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
20. Кроссворды, ребусы, чайнворды (1ч)
Беседа об истории возникновения. Значения этих слов «кроссвордов, ребусов и чайнвордов» Игры со словами (разгадывания мини-кроссвордов, ребусов и чайнвордов).
21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
23-24. Учимся говорить красиво (составление словарика) ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и стихов, их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Составление словарика со словами.
25-26. Празднуем, творим и играем. (2ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
27.-28 Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
29. Анаграммы и метаграммы. (1ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами ( карп –парк, цапля-капля).
30-31. Интересные шарады и логогрифы. (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
32-33 . Как возникли имена, фамилии и отчества людей?.(2ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
34. Занимательное словообразование. (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
35. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
36. Слова пришедшие из других стран.(1ч)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Орфография и орфоэпия.
37. Стоп! Опасные согласные.(1ч)
Беседа о парных по звонкости - глухости согласные, формулировка правил написания, слов исключений. Тестирование по теме.
38. Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. (1ч)
Повторять изученные орфограммы, знать случаи правописания разделительные ъ и ь знаки. Работа со сказками и рассказами о ь и ъ знаках. Составление весёлых рифмов.
39-40. Вспомним правила о непроизносимых согласных.(2ч)
Беседа о непроизносимых согласных. Игра «Определите, нужны ли в предложенных вам словах буквы Л или В.» Игра ”Запоминай, не зевай”
41. Игра «Запомни и напиши» (1ч)
Тренировочные упражнения.
42.Игра «Наоборот» (1ч)
Тренировочные упражнения.
43.Олимпиада по русскому языку.(1ч)
Проверка знаний по русскому языку
44-45 Удвоенные согласные»(2ч)
Повторение о правописании удвоенных согласных.Игра « Зоркий глаз». Тренировочные упражнения.
46-47.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч)
«Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
48-49 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч)
Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща,. Тренировочные упражнения.
50-51 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч)
Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
52 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч)
Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
53 .Волшебник Ударение(1ч)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Беседа из-за чего поссорились гласные.
Из чего состоят слова или « Словообразование»
54.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)
Беседа об окончаниях. Какую роль они играют в жизни слов. Разгадывание загадок, шарад и кроссвордов.
55-56 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч)
Беседа о словах- « родственниках». Почему их так назвали. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
57 Суффикс-консультант(1ч)
Беседа о суффиксах, их значении. Рассказ учителем сказки о суффиксе- ся. Тренировочные упражнения .58 «Пересаженные корни» (1ч)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.» Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».
Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста.
Тренировочные упражнения.
59 Трудные случаи правописания корней(1ч)
Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.
60 -61 Новые друзья корней(приставки) (2ч)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.)Слова -части речи
62-63 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч)
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда и ребусов.
65 Прилагается ли прилагательное?(1ч)
Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».
66 Его величество – Глагол!(2ч)
Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»
67-68 Роль местоимений в нашей речи.(2ч)
«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»
69 Служебные части речи(2ч)
Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг
70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)
Проверка знаний по русскому языку
Учебно – тематический план
4 класс
№ п.пТема занятий Количество часов
1 Что такое орфоэпия? 1ч
2 Сказочное царство слов. 1ч
3-4 Слова. Лексическое значение слов.- 2ч
5 Заимствованные слова 1ч
6-7 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова 2ч
8-9 Многозначные слова 2ч
10 Где живут слова? 1ч
11 Прямое и переносное значение слова. 1ч
12-13 Что мы знаем о приставках 2ч
14 Что такое фонография или звукозапись? 1ч
15 Звуки и буквы 1ч
16-17 Пословицы и поговорки 2ч
18-19 Как возникли имена, фамилии и отчества людей 2ч
20 Об одном и том же- разными словами 1ч
21 Как появились имена? 1ч
22 Как появились наши отчества и фамилии? 1ч
23-24 Продолжаем путешествовать по страницам русской истории. 2ч
25 Учебные предметы школьника. 1ч
26-27 Учимся составлять «Словарь- грамотеи 2ч
28 Поиграем в слова 1ч
29 «Иностранные » слова 1ч
30-31 Ссора предлогов со всеми словами 2ч
33 Память и грамотность 1ч
33 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны 1ч
34 Связь слов в предложениях 1ч
35 Викторина « Умники и умницы» 1ч
36 Звуки и буквы и их «секреты». Удивительная буква русской азбуки 1ч
37-38 Однородные члены предложения и их добросердечные отноше2ч
39 В доме Творчества. Сочиняем сказку « Моя любимая ……» 1ч
40 Олимпиада по русскому языку 1ч
41 Удивительный мир растений. Растения- почему их так называют. 1ч
42 Почему птиц и зверей - так называют 1ч
43-43 Проектная деятельность. Защита проектов по правописанию 2ч
45 Конкурс « Что написано пером, не вырубишь топором» 1ч
46-48 Всё о частях речи 3ч
49 Сочинение на свободную тему ( в парах или группах) 1ч
50-51 Добрые слова ведут к добрым поступкам 2ч
52-53 У каждой вещи есть своё имя Имена вещей. 2ч
54-55 Энциклопедические и лингвистические словари 2ч
56 «Умники и умницы 1ч
57-58 Учимся писать без ошибок. Какой словарь нам может в этом помочь 2ч
59 Научная этимология 1ч
60 Рыцарский турнир 1ч
61-63 Текст – описание и повествование. Текст рассуждение 3ч
64 Игра- конкурса «Русский медвежонок» 1ч
65 Четыре времени года. Зима. Весна. Осень. Лето. 1ч
66-67 Празднуем, творим и играем. 2ч
68-69 Анаграммы и метаграммы. 2ч
70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык
1ч
Содержание курса. 4класс
1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
2 Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
3-4 Слова. Лексическое значение слов.-(2ч)
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
5. Заимствованные слова (1ч)
Беседа о заимствованных словах. Применение их в нашей речи. Игра –анимация «Угадай слово»
6-7 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова (2ч)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи
8-9. Многозначные слова(2ч)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
10 .Где живут слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
11 Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
12-13. Что мы знаем о приставках.(2ч.)
Беседа о приставках. Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
14. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Беседа и знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
15. Звуки и буквы (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя « Как звуки научились превращаться в буквы». Составление транскрипций. Игра –фонетический чайнворд
16-17 Пословицы и поговорки.(2 ч.)
Пословица – это мудрое народное изречение. Чему учат пословицы? Роль пословиц в речи. Подготовка и проведение устного журнала «Пословица – всем углам помощница».. 18-19. Как возникли имена, фамилии и отчества людей (2ч)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
20.Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
21 Как появились имена?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
22 Как появились наши отчества и фамилии? -1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
23-24 Продолжаем путешествовать по страницам русской истории. (2ч.)
Знакомство с фразеологизмами. Как они возникли. Для чего они служат. Умение находить их в тексте.
25 Учебные предметы школьника. (1ч)
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
26-27 Учимся составлять «Словарь- грамотеи». (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
28 Поиграем в слова (1ч).
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами и шарадами.
29 «Иностранные » слова (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
30-31 Ссора предлогов со всеми словами(2ч)
Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад.
32 «Память и грамотность.(1ч.)
Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
33 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч)
Проверка знаний по русскому языку.
34 Связь слов в предложениях (1ч)
Беседа о роли слов в предложениях. Формулировка правил. Разгадывание кроссворда « Повторим все правила»
35 Викторина « Умники и умницы» (1ч)
Проверка знаний по русскому языку
36 Звуки и буквы и их «секреты». Удивительная буква русской азбуки.(1ч)
Работа со стихотворением А. С. Пушкина "Сквозь волнистые туманы..." «Песнь о вещем Олеге». Посчитаем, сколько раз и какие буквы нам встречаются в этих произведениях, а какие нет.
37-38 Однородные члены предложения и их добросердечные отношения.(2ч)
Беседа о связи в предложениях. Почему их так назвали. Тренировочные упражнения.
39. В доме Творчества. Сочиняем сказку « Моя любимая ……» (1ч)
Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами.
40 Олимпиада по русскому языку.(1ч)
Проверка знаний по русскому языку
41 Удивительный мир растений. Растения- почему их так называют? (1ч)
Составление словарика на тему: «Растения».Откуда пришли названия некоторых растений.
42 Почему птиц и зверей - так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
43-44 Проектная деятельность. Защита проектов по правописанию.(2ч)
Презентация и защита проектов.
45 Конкурс « Что написано пером, не вырубишь топором»(1ч)
Проверяем знания по русскому языку.
46-48 Всё о частях речи.(3ч)
Распознавать частей среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение частей речи. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда и ребусов.
49 Сочинение на свободную тему ( в парах или группах )(1ч)
Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры.
50-51 Добрые слова ведут к добрым поступкам.(2ч)
Беседа о добрых словах. Чем они славятся. Применение их в жизненных ситуациях. Игра «Собери пословицу». Работа с понятиями «добрые поступки», «дружба», «вежливые слова» «Доброта». Составление памятки.
52-53У каждой вещи есть своё имя Имена вещей. (2ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
54-55 Энциклопедические и лингвистические словари. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
56 «Умники и умницы» (1ч)
Интеллектуальная игра.
57-58 Учимся писать без ошибок. Какой словарь нам может в этом помочь.? (2ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
59 Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
60 Рыцарский турнир(1ч)
Знакомство и разгадывание метаграмм. Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад.
61-63 Текст – описание и повествование. Текст рассуждение (3ч)
Беседа о разновидностях текстов. Работа с текстами. Умение нахождить описания и повествования и рассуждения в тексте. (В.Драгунский - рассказы)
64 Игра- конкурса «Русский медвежонок» (1ч).
Конкурс
65 Четыре времени года. Зима. Весна. Осень. Лето.(1ч)
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси. О.Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника». Загадки, пословицы, поговорки.
66-67 Празднуем, творим и играем (2ч)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
68-69. Анаграммы и метаграммы. (1ч.)
Продолжаем знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами ( карп –парк, цапля- капля).
70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык (1ч)
Итоговое занятие
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Диски DVD «История русской письменности»
Список литературы для учителя:
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Список литературы для обучающихся:
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Орфографический словарь.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.
Этимологический словарь.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
совете Директор МБОУ СОШ № 42
Протокол № г. Ульяновска
«____»_____________2014 г.. _________ О.Ю. Куликов
«____»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ: коррекционно-развивающее
«Математика вокруг нас»
Возраст детей –6-11лет ( 0-4 классы)
Срок реализации программы - 5 лет
Автор программы: Рдюкова Г.В.
Город Ульяновск
Год создания программы – 2014г.
Согласовано
заместитель директора
МБОУ СОШ № 42 по ВР
___________Т.В. Евстигнеева
«____»_____________2014 г.