Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Рукоделие. Народное искусство и художественное творчество»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 -МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора №619
от «29» августа 2014 г
_____________Н.К. Мартина
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Рукоделие. Народное искусство и художественное творчество»
для обучающихся 4 класса
(34 часа)
Разработчик-составитель:
Набиева С.Т.
Нижневартовск -2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: технология(1-4 классы).
Постижение обучающимся феномена народного искусства позволяет ему включиться в процесс художественно-творческой, проектной и исследовательской деятельности на основе мотивированной потребности, новых операционных действий, эмоциональной окрашенности, вскрыть родники родовой, генетической памяти, ощутить себя обладателем макрокосмических тайн народного искусства, раскрывает новые стороны универсальных учебных действий, ценностных ориентиров и духовно-нравственных начал, коммуникативных связей в системе межкультурного диалога и этнокультурного образования.Включение в методическое обеспечение внеурочной деятельности региональных особенностей функционирования этнокультуры позволяет педагогу и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность народного искусства, бережно относиться к культуре большой и малой Родины.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным. Программа «Рукоделие» - художественное творчество 1-4 класс построено на основе новационных дидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.
Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.
Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.
Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.
Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.
Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.
Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.
Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.
Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.
Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.
Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.
Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.
Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:
1.Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
2.Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
3.Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
4.Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
Проектная деятельность
Проблемно-поисковая деятельность.
3.Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
6.Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
7.Деятельность по реконструкции (творческая, практическая реконструкция и т.д.).
В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:
1.Ценности народного искусства: народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
2.Художественная эстетика народного искусства (экстерьере, интерьере, костюме,).
3.Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.
Цель программы «Рукоделие. Народное искусство и художественное творчество. 4 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи:
- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификации и самоэстетизации личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Рукоделие”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа из ткани: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и дрПрограмма “ рукоделие” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Группа состоит из детей в возрасте 8 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, творческие мастерские, игры, конкурсы, выставки.А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
1.3 Требования к уровню подготовки учащихся по итогам работы занятий:
Познавательные УУД:
• научатся различным приемам работы с тканью;
•будут знать основные виды ручных стежков: вперёд иголку, назад иголку, тамбурный, петельный, шов «простой крест»;
• научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике вышивки, аппликации, пользуясь инструкционными картами и схемами;
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике вышивки ручными стежками и аппликации;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с искусством вышивки;
Регулятивные УУД:
•– овладеют навыками культуры труда;
•научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
•концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
•– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
•научатся договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности.
•научатся осуществлять взаимный контроль и распределять функции в совместной деятельности
Формы подведения итогов
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся
Тематический план. Начальное основное образование.
4 класс
№ Виды и направления деятельности Содержание темы Количество часов
1.
Художественное творчество 1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.
2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.
3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле
4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и Нижне Тагильский поднос. 4
4
2
4
2. Фольклор 1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма.
2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.
3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.
4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.4
2
2
2
3. Игра 1). Хоровод. Что нам осень принесла.
2). Колядочные игры и костюмированные представления.
3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.
4). Карусель. Жнивка. Веночек. 2
2
1
1
4. Экспедиция. Проект 1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.
2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр
3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина и др.
4). Мой школьный историко-этнографический музей. 1
1
1
1
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
Художественное творчество
2.Вырезание из бумаги
1.труд как творчество: художественный образ вещи. Вырезание из бумаги. Материалы и инструменты. Способы вырезания. Создание мотива орнамента объединяющего в себе традиции двух народов – ханты и русские, тесно ведущих хозяйство, живущих на одной территории. Изготовление герба Нижневартовского района. В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой- либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.
На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени
Русский традиционный праздник «Пасха». Изготовление сувениров в технике вырезания из бумаги.
Вышивка
Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.).
Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.
Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.
По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.
Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией.
Птица – счастье. Орнамент. Вышивка. Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Панно из лоскутков ткани с элементами вышивки.
Аппликация птицы – образ вороны в древнем эпосе народов ханты, праздник вороны.
Орнамент. Символика орнамента в жизни ханты. Зарисовка символов.
Выполнение орнамента на предметах быта народов ханты простейшими швами (вперёд иголку, назад иголку, стебельчатый, тамбурный) - игольница – намт Выполнение орнамента на предметах быта народов ханты простейшими швами (вперёд иголку, назад иголку, стебельчатый, тамбурный) - сумка из сукна (тучан хир)
Вышивка «простой крест» орнаменты «оленьи рога», «соболь»,
Вышивка «простой крест» «лисьи ушки»
Вышивка бисером, защитная функция предметов одежды народов ханты
Выполнение нашейного украшения - турлопас (горла лоскуток);
Вышивка бисером. .Творческий проект Работа по собственному замыслу.
4.Изготовление мягкой игрушки
В настоящее время идет активный процесс возрождения национальной культуры обских угров. У ханты и манси сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, возрождение обычаев и обрядов.
Игрушка в культуре, игрушка для ребенка – всегда нечто большее, нежели просто предметный носитель некоторой общественно необходимой суммы знаний, умений и навыков, в целях которого она и создается взрослым сообществом. В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Действительно, использование детьми северных народов простейших игрушек позволяет им присваивать ряд общих сенсомоторных способностей, необходимых затем для овладения конкретными трудовыми умениями и навыками.
2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.НародныеКуклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.
В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.
В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.
Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага.
Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель.
Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
Кукла «Столбушка».
Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и
магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому
куклу делали - «Без глаз - чтобы не увидела.
Без ног - чтобы не догнала. Без рук - чтобы не схватила».
Безликие и безглазые куклы встречаются во всех странах мира.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
.Кукла АканьВ традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Обско-угорская народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Ее мотивы разнообразны, а пропорции четко соблюдены. Цветовая гамма узоров, орнаментация соответствует декору народной аппликации обско-угорских народов.Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. У обских угров существует два традиционных типа кукол:1.кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались вертикальные цветные полоски сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую;2.кукла, головка и одежда которой делались из ткани, "лицо состояло из целого ряда цветных полос, концы которых завертывались, чтобы удлинить тело куклы.Игрушки девочек тесно связаны с семейно-хозяйственным бытом. Игрушки подготавливают девочку к роли хозяйки. Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Для матерчатых акань девочки шили одежду, предметы быта, изготавливали миниатюрные сумочки из лоскутков меха с орнаментацией из белого и темного меха, сукна и бисера, игрушечные кузова из бересты, посуду.Ханты делали куклу чаще всего из суконного лоскутка; "головой" такой куклы служил клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой. Спереди на лоскуток нашивали вертикальные полоски из цветного сукна . Кукол старались украсить ленточками, бусами, бисером, а их одежду сделать во всем похожей на настоящую женщину. Хантыйская кукла акань могла представлять собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. Кукла всегда сопровождала ребенка на правах "настоящего" члена семьи. Куклы ходили в гости вместе со своими обладателями, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань – родственницам и сами получали подарки. Не удивительно, что, согласно поверью, кукла может ожить, особенно если она имеет лицо, и тем более, если на ее лице изображены глаза. "Поэтому, от греха подальше, детские куклы не имеют лиц…"
Кукла «Зернушка» (Крупеничка)
Кукла «Зернушка» (Крупеничка) это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.
Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».
Проектная деятельность (вместе с родителями): Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Рукоделие»
в рамках УМК «21 век» в 4 классе 1 час в неделю - 34 часа в год.
№ Дата Тема урока Тип урока.
Количество
часов Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
.
Содержание урока
(ученик должен знать) Познавательные
УУД Регулятивные
УУД КоммуникативныеУУД Личностные
УУД
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16
17
18.
19
20
21
22
23
24.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
16.03
30.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05
Вводный урок. Художественное творчество.
Дом- храм моих предков.
Рубленный дом.
Дом- храм моих предков.
Терем.
Художественный образ вещи.
Убранство русской избы.
Художественный образ вещи.
Орудия труда хантов.
Выполнение работы по собственному замыслу с использованием хантыйских тем.
Красота, застывшая в дереве.
Сундук.
Красота, застывшая в дереве.
Прялка.
Красота, застывшая в дереве.
Светцы.
Красота, застывшая в дереве.
Богородская деревянная игрушка.
Лоскутная мозаика.
Тканый половик.
Лоскутная мозаика.
Выполнение орнамента на предметах быта народов ханты
Народные росписи.
Хохлома.
Народные росписи.
Городец.
Народные росписи русского Севера.
Борецкая роспись.
Народные росписи русского Севера.
Мезенская роспись.
Пантеон русских божеств.
Сварог.
Пантеон русских божеств.
Макошь.
Пантеон русских божеств.
Дажбог.
Пантеон русских божеств.
Ярило.
Мифические и сказочные персонажи.
Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.
Рисование по представлению.
Мифические и сказочные персонажи.
Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.
Рисование по представлению.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы
Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка.
Музыкальные инструменты народов России: домбра, курай, кубыз .Хоровод. Что нам осень принесла.
Хоровод. Что нам осень принесла.
Колядочные игры и костюмированные представления.
Колядочные игры и костюмированные представления
А мы Масленицу повстречали. Лапти.
Карусель. Жнивка. Веночек
Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.
Скоморохи, вертеп, ярморочный театр
Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина и др.
Мой школьный историко-этнографический музей.
Ввод
ный урок
Практи-
ческая работа
Практи-
ческая работа
Практическая работ
Практи-
ческая работа
Практи-
ческая работа
Прак -тическая работ
Прак -тическая работа
Прак -тическая работа
Практическая работа
Урок сообщения новых знаний
Практи ческая работа
Практи ческая раб
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Урок сообщения новых знаний
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Практи ческая работа
Посещение музея
Знать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Уметь осуществлять подбор красок для окрашивания зёрен Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы. Убирать рабочее место. Уметь окрашивать зёрна в разные цвета различными способами.
Изучать символику народов родного края
Читать. Слушать объяснения, рассматривать, анализировать. Сравнивать особенности выполнения в технике «мозаика » и рисования. Отбирать материал для работы
Осваивать новые знания о способах создания данных швов и приёмы работы с зёрнами, красками, клеем и основой.
Создавать композиции на плоскости
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Подбирать в соответствии с правилами орнаментального искусства народов ханты.
Читать. Слушать объяснения, рассматривать, анализировать. Сравнивать особенности выполнения картин из зёрен, правила сочетания цветов. Цветовой круг Отбирать материал для работы
Осваивать новые знания о способах создания данных швов и приёмы работы с зёрнами клеем, красками.
Выполнять размещение узора на основе .Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате в связи с решаемой декоративно- художественной задачей. Уметь выполнять творческий проект, знать его содержание, уметь представить и защитить свою работу.
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалам: зёрнами, клеем, картоном. Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон. Исследовать виды орнаментов, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать техники выполнения орнамента. Использовать правила работы с зёрнами. Организовывать рабочее место. Выполнять размётку рисунка на ткани
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон. Исследовать виды орнаментов, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать техники выполнения орнамента. Использовать правила работы с зёрнами. Организовывать рабочее место. Выполнять размётку рисунка на ткани
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка на картон. Исследовать виды ниток, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать техники выполнения орнамента Использовать правила работы с зёрнами. Организовывать рабочее место. Выполнять размётку рисунка на картоне
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты. Использовать свои знания при работе с копировальной бумагой при переводе рисунка. Исследовать виды бумаги, ножниц, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать способы и правила вырезания из бумаги. Использовать правила безопасной работы. Организовывать рабочее место. Выполнять размётку рисунка.
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Выполнять симметричное вырезание, используя полученные навыки, составлять техническую композицию. Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Исследовать виды ниток, определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку петельных и тамбурных стежков. Использовать правила работы с иглой. Организовывать рабочее место .Выполнять размётку на ткани, изготавливать выкройку. Научиться пришивать изделие к ткани при помощи ручных стежков
Рассматривать и обсуждать образцы изделий, исследовать способы украшения изделий при помощи аппликации. Осваивать технологию выполнения петельного шва .Переносить на ткань рисунок при помощи копировальной бумаги. Использовать и применять правила техники безопасности при работе с иглой. Сравнивать последовательность изготовления изделий и находить общие закономерности.
Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой этих деталей. Использовать для соединения деталей строчку косых и петельных стежков Соблюдать правила безопасности при работе с иглой. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия
Находить и отбирать информацию о видах изделий, которые можно украшать аппликацией. Выделить общие этапы изготовления аппликации. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы. Подбирать материалы и инструменты для изготовления изделия. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования. Соблюдать правила работы с иглой и ножницами. Проводить оценку этапов работы
Знакомиться с историей возникновения и развития вышивки «простой крест», со способами выполнения крестообразных стежков научиться выполнять стежки крестиком , уметь подбирать нитки ииглы, читать условные обозначения, схемы. Самостоятельно планировать свою работу, корректировать и оценивать её
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты изготовления. Выполнять вышивку, пользуясь схемами. Научиться подбирать цвета изделия в соответствии с идеей работы
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты изготовления. Выполнять размётку в соответствии со схемой изделия. Научиться подбирать цвета изделия в соответствии с идеей работы
Рассматривать и обсуждать образцы изображений. Обсуждать возможные варианты рисования. Пользуясь слайдами, выполнять размётку фигуры.
Рассматривать и обсуждать образцы.
Рассматривать и обсуждать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей
Осваивать технику выполнения ручных стежков, использовать умение работать с тканью и способы придания ей необходимой формы. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Осваивать новые приёмы размётки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию форм.Знакомиться с историей возникновения оберёгов у разных народов. Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Осваивать новые приёмы размётки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию форм
Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать и аргументировать сой выбор. Осваивать новые приёмы раскроя ткани, пользуясь выкройками. Упражняться в использовании освоенных приёмов для получения соответствующих форм и изготовления изделий.
Решать задачи на мысленную трансформацию форм. Научиться выполнять фигурки людей и животных Изготавливать изделие по собственному замыслу.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Рассматривать образцы работы. Обсуждать возможные варианты работы. Подбирать материалы в соответствии с выполняемой декоративно – художественной задачей Рассматривать и обсуждать образцы изделий.
Решать задачи на мысленную трансформацию форм. Научиться выполнять фигурки людей и животных Изготавливать изделие по собственному замыслу.
Решать задачи на мысленную трансформацию форм. Научиться выполнять фигуры людей. Изготавливать изделие по собственному замыслу.
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных досОсуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Организовывают рабочее место, осуществляют поиск информации
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вывоОсуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи..Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Ориентируются на образец и правило выполнения действия, контролируют корректируют свои действия
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной. Коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной. Коммуникационной сферах деятельносВолевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной. Коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной деятельности коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной. Коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной. Коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом
изделии.
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Принимают и сохраняют учебную задачу, владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной сферах деятельности
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Задают вопросы для уточнения последовательности работы и т ехники изготовления поделки
Задают вопросы для уточнения последова тельности работы и
т ехники изготовления поделки
Задают вопросы для уточнения последова тельности работы и т ехники изготовления поделки
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Имеют желание работать
Имеют желание работать
Имеют желание работать
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к у
Сориентированы на активное участие в учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к учебному материалу
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Сориентированы на активное участие в учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к учебному материалу
Сориентированы на активное участие в учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к учебному материал
Сориентированы на активное участие в учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к учебному материал
Сориентированы на активное участие в учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к учебному материал
проявляют интерес к учебному матери
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование
социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению
учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 2. Шпикалова Т., Я. Изобразительное искусство и художественный труд / Сост. сборника программ И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – М.: Просвещение, 2002.
Т.Я.Шпикалова Программа изобразительное искусство и художественный труд. – М.: «Просвещение» 2003.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Методическое пособие. – М.: «Просвещение» 2007. А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
Алексеевская Н. А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998.
Рей Гибсон. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Перевод с английского Л. Я. Гальперштейна. – М.: «РОСМЭН», 1997.
Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия «Вместе учимся мастерить»).
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия «Вместе учимся, играем»).
Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. (Серия «Академия «Умелые руки»).
Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 304.: илл.
Паронджанов В. Д. Занимательная информатика, или Волшебный Дракон в гостях у Мурзика / Оформление серии А. Ефремова; Художник А. Лукьянов. – Переизд. – М.: РОСМЭН, 2000. – 160 с. – (Школьнику для развития интеллекта).
Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Для ученика
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Учебник. – М.: «Просвещение» 2007.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Технология. Художественный труд. 4 класс.. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение» 2007. А.В.Горячев информатика и икт 3-4 класс. Мой инструмент компьютер. Учебник. Москва «Баласс» 2007.
Компьютер для детей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 304.: илл5. ЦОРы, ресурсы Интернета.
www.trudovik.narod. Технология и трудовое обучение.
www.uroki.net Для учителя технологии и трудового обучения (трудов) разработки уроков...
stranamasterov.ru Страна Мастеров podelki.boxter.org Поделки своими руками
all-origami.ru Вышивка крестом: поделки своими руками www.solnet.ee/sol Умелые ручки. Поделки-самоделки.. www.ukazka.ru/ Мастерим своими руками
VSE-SAM.ru - Сделай сам igrushka.kz/.../ Игрушки, игры, поделки своими руками
3.Список литературы
1.Богатеева З.А. Чудесные поделки из ткани. - М., "Просвещение", 1992г
2.Черенкова Е.Вышивка для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
3.Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели вышивки для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
4.Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
5.Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
5. ЦОРы, ресурсы Интернета.