Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир книг
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красночабанская средняя общеобразовательная школа №14
Утверждаю:
приказ от _____2016г. №__ директор ОО___/Дронь Г.С./
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебный мир книги»
направление: общеинтеллектуальное
класс: 4
срок реализации: 2016 – 2017учебный год
составитель: Слобоцкая И.Н
х. Плотников
2016год
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ФЗ (ред. От 02.03.2016г; с изм. и дополн. вступ. в силу с 01.07.2016г.);
приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изм. от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643);
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
приказом минобразования Ростовской области от 20.07.2012 г. № 668;
примерное региональное Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ:
Письмо Минобрнауки РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса ОУ»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Красночабанская СОШ № 14 на 2016-2017 учебный год (приказ № 84 от 08.082016г.)
План внеурочной деятельности МБОУ Красночабанская СОШ № 14 на 2016-2017 учебный год (приказ № 90 от 08.08.2016г.)
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Актуальность программы.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся только с учебником. Необходима работа и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности обучающегося.
Для решения данной проблемы программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей обучающихся. Программы позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося, способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет обучающемуся общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цель программы – углубленно знакомить обучающихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт обучающихся, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение обучающегося к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать их нравственно-эстетический и познавательный опыт;
обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Волшебный мир книг»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
ставить перед собой цель чтения книги.
давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ)
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
различать виды и типы книг;
писать отзыв о книге, пользуясь е справочным аппаратом;
знать структуру книги и е элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять задание библиотекаря выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
работать с детскими газетами и журналами.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные та
·ким образом, оказываются более прочными и качественными.
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор обучающихся учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Содержание курса «Волшебный мир книг»
4 класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Ф доров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Книга – сборник С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
День народного единства: презентация рукописной книги и посте-ров (стендов) о героях России.
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Кон к-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четв ртая высота». Выставка книг и презентация.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булыч ва, А. Волкова. Конкурс- кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (4 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о сво м поселке, о сво м классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
№
п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол.-во часов
Планируемые результаты
Характеристика видов деятельности
план.
факт.
1.
6.09
13.09
20.09
27.09
Страницы старины седой
4
Л.: формирование ориентации на содержательные моменты школь-ной действиительности и при-нятия образца «хорошего ученика.
К.: учить адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
2.
4.10
11.10
18.10
25.10
Крупицы народной мудрости
4
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: учить планировать свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями е реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера.
Анализировать свои действия и управлять ими.
3.
8.11
15.11
Мифы народов мира
2
Л.: формировать учебно-позна-вательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литера-туры.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
4.
22.11
29.11
6.12
Русские писатели сказочники
3
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера.
Анализировать свои действия и управлять ими.
5.
13.12
20.12
27.12
17.01
«Книги,книги,книги»
4
Л.: формировать учебно-по-знавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
6.
24.01
31.01
7.02
Книги о детях и для детей
3
Л.: формировать познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Анализировать свои действия и управлять ими.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
7.
14.02
21.02
28.02
Словари, справочники, энциклопедии
3
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее ре-ализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
8.
7.03
14.03
21.03
4.04
Родные поэты
4
Л.: формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познава-тельные и внешние мотивы.
П.: учить осуществлять анализ объектов с выделением суще-ственных и несущественных признаков.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
9.
11.04
18.04
25.04
2.05
Писатели о писателях. Очерки и воспоми-нания
4
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
10.
9.05
16.05
23.05
16.05
Мир книг.
3
Л.: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной лите-ратуры.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Применять знания и способы действий в измененных условиях.
15