Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный мир книг 4 класс
МБОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов
МБОУ Бутурлиновская СОШ»
_________/ /
ФИО
Протокол №___
от «___» ____________2014 г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ Бутурлиновская СОШ»
__________/ /
ФИО
«___» ___________2014 г
«Утверждаю»
Директор МБОУ Бутурлиновская СОШ»
__________/ /
Приказ №______
от «___» ____________2014 г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волшебный мир книг»
для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
Составила:
Михайлюк И.П.,
учитель начальных классов, 1 КК
2014г.
Пояснительная записка
Программа «Волшебный мир книг» реализует социальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 17 часов, для обучающихся 4 класса. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг ,детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Описание места в учебном плане
Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 17 часов.( 2 полугодие)
Формы проведения занятий
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
различать виды и типы книг;
писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять роль библиотекаря выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон-
курсы и т. д.);
работать с детскими газетами и журналами.
Обучающийся должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
·
·
·
·
·
·
·
· Формы и средства контроля
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Календарно-тематическое планирование
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№
Тема
урока
Основные виды деятельности
Планируемые предметные результаты
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные
результаты
Дата
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуника
тивные
УУД
план
факт
1.
«Где, что, как и почему?»
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату.
Планирование учебного
сотрудничества
Формирование уважительного отношения к иному мнению
2.
«Вчера и сегодня»
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.
Правильно читать и понимать произведения; развитие речи
Анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
Ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи , обсуждение в паре ответов на вопросы , доказательство своей точки зрения.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
3-4
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
Обобщить и обогатить знания детей , , понимать исторический текст; правильно, выразительно читать, находить аналогии с реальными историческими событиями
Использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
Формирование чувств гордости за свою Родину, её историю, народ.
5-6.
«Из истории нашей Родины»
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.
Обобщить и обогатить знания детей , , понимать исторический текст; правильно, выразительно читать, находить аналогии с реальными историческими событиями
Использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
Формирование чувств гордости за свою Родину, её историю, народ.
7.
«В путь, друзья!»
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг
Использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении.
Перечитывание текста с разными задачами.
Формирование действий контроля и самоконтроля.
Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения
Формирование чувств гордости за свою Родину, её историю, народ.
8.
«Родные поэты».
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на каталоги, рекомендательный список.
Пользоваться справочниками.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату.
Планирование
сотрудничества
Проявление бережного отношения к художественной книге.
9-10.
«Творцы книг»
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
Умения прогнозировать содержание произведение, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату.
Планирование
сотрудничества
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
11-12
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
Умения прогнозировать содержание произведение, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Увеличивать темп чтения вслух.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату.
Планирование
сотрудничества
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
13
«Современные писатели - детям»
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
Умения прогнозировать содержание произведение, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Увеличивать темп чтения вслух.
Перечитывание текста с разными задачами.
Формирование действий контроля и самоконтроля.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
14
«С моей книжной полки»
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
Перечитывание текста с разными задачами.
Формирование действий контроля и самоконтроля.
Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
15
Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм
Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату
Планирование
сотрудничества
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
16
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков
»
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Контролировать свои действия по результату
Планирование
сотрудничества
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
17
Викторина «По страницам любимых книг».
Содержание программы
4 класс (17 ч)
Выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
1
«Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии
1
2
«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях
1
3-4
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
2
5-6
«Из истории нашей Родины»
Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
2
7
«В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
1
8
«Родные поэты».
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
1
9-10
«Творцы книг»
Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)
2
11-12
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
2
13
«Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
1
14
«С моей книжной полки»
В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
1
15
Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Сказки братьев Гримм
1
16
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка»
1
17
Викторина «По страницам любимых книг».
1
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Список используемой литературы:
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Интернет-ресурсы с литературными презентациями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15