Программа пришкольного летнего лагеря Здоровячок
СОГЛАСОВАНА
Управляющим советом
Протокол №3
от « 06» февраля 2015 г.
РАССМОТРЕНА
Педагогическим советом
Протокол №6
от «07» февраля 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
МАОУ СОШ №57 г.Тюмени
___________О.Г.Усольцева
«07» февраля 2015 года
ПРОГРАММА
«Листая книжные страницы»
ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
МАОУ СОШ № 57
«ЗДОРОВЯЧОК»
г.Тюмень, 2015 г.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc413686941" 14Паспорт программы 13 PAGEREF _Toc413686941 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc413686942" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc413686942 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc413686943" 14Принципы деятельности 13 PAGEREF _Toc413686943 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc413686944" 14Организаторы программы 13 PAGEREF _Toc413686944 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc413686945" 14Участники программы 13 PAGEREF _Toc413686945 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc413686946" 14Нормативно - правовая база 13 PAGEREF _Toc413686946 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc413686947" 14Цель 13 PAGEREF _Toc413686947 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc413686948" 14Задачи 13 PAGEREF _Toc413686948 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc413686949" 14Этапы реализации программы 13 PAGEREF _Toc413686949 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc413686950" 14Содержание деятельности 13 PAGEREF _Toc413686950 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc413686951" 14Механизм реализации программы 13 PAGEREF _Toc413686951 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc413686952" 14Условия реализации программы 13 PAGEREF _Toc413686952 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc413686953" 14Система контроля за реализацией программы 13 PAGEREF _Toc413686953 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc413686954" 14Кадровое обеспечение 13 PAGEREF _Toc413686954 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc413686955" 14Методическое обеспечение 13 PAGEREF _Toc413686955 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc413686956" 14Смета расходов 13 PAGEREF _Toc413686956 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc413686957" 14Ожидаемые социальные результаты 13 PAGEREF _Toc413686957 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc413686958" 14Критерии эффективности программы 13 PAGEREF _Toc413686958 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc413686959" 14Факторы риска 13 PAGEREF _Toc413686959 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc413686960" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc413686960 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc413686961" 14Приложение 1. План работы профильных отрядов 13 PAGEREF _Toc413686961 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc413686962" 14Приложение 2. Мониторинг 13 PAGEREF _Toc413686962 \h 14301515
15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Номинация, по которой предоставляется программа
Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Полное название программы
Комплексная краткосрочная программа «Листая книжные страницы»
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)
- дети г. Тюмени и Тюменской области от 6,5 до 16 лет;
- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;
- дети различных учетных категорий;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- 125 человек в первую смену, 100 человек во вторую смену.
Сроки реализации программы
февраль – сентябрь 2015 г.
Цель программы
Создание благоприятных условий для разнообразного по форме и содержанию отдыха, сохранения и укрепления здоровья, развития духовных, творческих потенциалов личности детей и подростков.
Задачи
Организовать работу, сочетающую развитие творческих способностей и воспитание обучающихся с оздоровительным отдыхом.
Формировать экологическую культуру.
Формировать ответственное отношение к здоровью, своему и окружающих.
Формировать духовно-нравственные качества личности.
Расширить знания об истории своей страны, области, города.
Краткое содержание программы
Содержание деятельности направлено на реализацию комплексной программы в форме сюжетно-ролевой игры. На время лагерной смены ребята станут участниками экспедиции, отправившейся на поиски артефактов.
Система воспитательных мероприятий предполагает включение детей в продуктивную деятельность по изучению и осмыслению исторических событий, связанных с памятными датами: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 180-летие со дня издания книги «Конёк-Горбунок» П. Ершова, Год литературы.
Ожидаемый результат
Ожидаемым результатом данной программы является:
Оздоровление обучающихся в летний период. Получение ими практических навыков укрепления и сохранения здоровья.
Возможность наиболее полной реализации своих творческих способностей.
Привитие навыков бережного отношения к природе.
Формирование осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни.
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших.
Приобретение новых знаний по истории своей страны, области, города.
Название организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №57
Почтовый адрес учреждения, телефон
625001, г. Тюмень, ул. Садовая, 109,
тел./факс 43-22-05
ФИО руководителя учреждения
Усольцева Ольга Георгиевна, директор МАОУ СОШ № 57
ФИО автора программы
Болдырева Светлана Геннадьевна, заместитель директора МАОУ СОШ № 57
Кычкова Ольга Петровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 57
Финансовое обеспечение программы
Средства областного бюджета, средства муниципального бюджета, спонсорские средства родителей
Программа «Листая книжные страницы» детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МАОУ СОШ №57 «Здоровячок».
Программа краткосрочная (2015 г.), комплексная.
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летний лагерь с дневным пребыванием открывает детям возможность реализовать себя в различных направлениях.
В образовательном учреждении летний оздоровительный лагерь «Здоровячок» организуется на протяжении многих лет. Ежегодно в нем отдыхает более 200 человек от 6,5 до 16 лет. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря работает педагогический коллектив совместно с работниками учреждений дополнительного образования, ГИБДД, учреждениями микросоциума.
За первую смену лета 2014 года в оздоровительном лагере дневного пребывания отдохнуло 150 детей. 12 детей из многодетных семей, 29 из неполных семей, 2 детей, состоящих на различных видах учета.
За третью смену в детском оздоровительном лагере отдохнули 75 детей, из них 7 детей из многодетных семей, 18 из неполных семей, 1 ребенок, состоящий на учете в «базе ГОВ».
Возраст
Кол-во
Процент охвата
7-10 лет
151
67,1%
11-13 лет
56
24,8%
14-17 лет
18
8%
В лагере работали 2 профильных отряда: «Школьное лесничество» и «Юный физик».
Название
Кол-во
Возраст
«Юный физик»
15 чел.
13-14 лет
«Школьное лесничество»
15 чел.
12-13 лет
Деятельность профильного отряда «Школьное лесничество» осуществлялась совместно с сотрудниками ТООО ЦИДМ «Свобода». В профильном отряде «Юный физик» ребята научились работать с приборами из цифровой лаборатории «Архимед».
Работа строилась по комплексной программе «Листая прошлого страницы». На протяжении смены ребята совершали путешествие, которое состояло из трёх временных этапов:
- «Прикоснись к истории» (200-летию со дня рождения П.П. Ершова, 100-летию со дня рождения Менделеева Д. И., 70-летию Тюменской области, 100-летию первой мировой войны 1914-1918 годов, 70-летию снятия блокады Ленинграда, 25-летию со дня вывода советских войск из Афганистана),
- «Мы - дети России» (посвящен Году культуры),
- «Утро нового века» (посвящен XXII Зимним Олимпийским играм).
Все отряды работали по своим маршрутным листам, в конце дня докладывать о проделанной работе и найденным артефактам. После каждого временного этапа оценивалась активность отрядов экспедиции, и вручались символы этапов: книга, матрёшка, олимпийские кольца. Задача каждого отряда заключалась в том, чтобы собрать как можно больше символов. Результаты отражались на экране соревнований. По количеству собранных артефактов и символов определялся лучший отряд экспедиции по номинациям: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый интеллектуальный», «Самый спортивный».
Благодаря комплексному подходу к развитию и воспитанию детей воспитательная работа в лагере открыла огромный простор для творческой инициативы ребят и детских коллективов, способствовала всестороннему развитию современной личности с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Работали мастерская «Оч.Умелые ручки», кружки «Домисолька», «Компьюша», изостудия «Волшебная кисточка». Регулярно проводились выставки детских работ. Среди массовых мероприятий, проведённых в лагере, дети отметили игру по станциям «Города Тюменской области», музыкально-литературную композицию «Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой», смотр строя и песни «Статен в строю – силён в бою», игру-путешествие на олимпийском поезде «Сочи 2014».
В лагере были созданы условия для разнообразного по форме и содержанию отдыха, сохранения и укрепления здоровья, развития духовных, творческих потенциалов личности детей и подростков. Все поставленные задачи были выполнены.
Изучение эмоционального фона ребят показало положительный настрой, царящий в лагере. «Было интересно и весело» - так ответили 97,3 % детей.
При анкетировании родителей (законных представителей) по выявлению удовлетворенности организацией работы детского оздоровительного лагеря были получены следующие результаты:
Удовлетворены ли вы организацией отдыха вашего ребенка: Да-86%, Частично-7 %, затрудняюсь ответить-5%, Нет-2%
При анкетирование детей было отмечено что, полностью оправдались ожидания -92%, могло быть и лучше 8%.
Учитывая опыт прежних лет, можно с уверенностью сказать, что деятельность летнего лагеря с дневным пребыванием детей, построенная в форме игры-путешествия, даёт положительные результаты. Многие ребята, посещавшие летний лагерь стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты. Желающих, посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведётся в правильном направлении. По результатам анкетирования можно также сделать вывод, что большее удовлетворений от жизни в лагере получают ребята, которые сами принимают участие в массовых мероприятиях, а не являются сторонними наблюдателями. В следующем году нужно постараться вовлечь в участие в мероприятиях всех детей, при планировании мероприятий учитывать мнение воспитанников.
Наряду с положительным опытом работы в летний период необходимо отметить следующие проблемы:
- проведение ЕГЭ в школе создаёт трудности в организации работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;
- недостаточное кадровое обеспечение в связи с занятостью педагогов (ЕГЭ, курсовая переподготовка).
Несмотря на трудности, мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной, отвечающей потребностям детей, их родителей, а также педагогов.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Принципы деятельности:
массовость и добровольность;
развитие творчества и самодеятельности;
единство оздоровительной и воспитательной работы;
взаимосвязь с семьёй и социумом;
учёт половозрастных и индивидуальных особенностей подростков;
субъект-субъектные отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности.
Организаторы программы
Администрация МАОУ СОШ № 57, педагогический коллектив, родительская общественность.
Участники программы
- дети г. Тюмени и Тюменской области от 6,5 до 16 лет;
- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;
- дети различных учетных категорий;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- 125 человек в первую смену, 100 человек во вторую смену.
Нормативно - правовая база:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
- Приказа Минобразования РФ от 13.07.2001 №2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25;
- Распоряжение Правительства Тюменской области от 26.01.2015 №30-рп «Об организации детской оздоровительной кампании в Тюменской области в 2015 году»;
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
- Устав МАОУ СОШ № 57.
- Положение о лагере дневного пребывания МАОУ СОШ № 57.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению экскурсий.
- Приказы Департамента образования Администрации города Тюмени.
- Должностные инструкции работников.
Цель:
Создание благоприятных условий для разнообразного по форме и содержанию отдыха, сохранения и укрепления здоровья, развития духовных, творческих потенциалов личности детей и подростков.
Задачи:
Организовать работу, сочетающую развитие творческих способностей и воспитание обучающихся с оздоровительным отдыхом.
Формировать экологическую культуру.
Формировать ответственное отношение к здоровью, своему и окружающих.
Формировать духовно-нравственные качества личности.
Расширить знания об истории своей страны, области, города.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (февраль – май 2015 года)
разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен;
подбор методического материала на основе учета тематики смен и контингента обучающихся;
оформление помещений;
обучение помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками;
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей;
изготовление юбилейной атрибутики на каждую смену;
оформление информационных стендов для обучающихся, родителей;
утверждение программ руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании Управляющего совета;
рассмотрение программ на Совете старшеклассников;
размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте;
изучение передового опыта работы в летний период;
изучение запросов родителей и детей;
общешкольные родительские собрания об организации и работе летнего лагеря;
заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами.
Организационный этап
встреча детей, формирование детских коллективов;
запуск игровой модели;
знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря;
изучение патриотических установок и гражданской позиции;
проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности;
организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья;
организация в каждом отряде организационных сборов, «огоньков знакомств»;
презентация комплекса услуг системы дополнительного образования: проведение вертушки-знакомства с деятельностью мастерской «Оч.Умелые ручки», кружка «Ритмика», «Компьюша», «Домисолька», изостудией «Волшебная кисточка».
привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, студии, по интересам и различные виды КТД;
открытие смены.
Основной этап
реализация основной идеи программы;
проведение познавательных, спортивно-массовых, развлекательных, профилактических мероприятий в рамках реализации основных направлений летней оздоровительной кампании;
ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники.
Заключительный этап
выявление степени удовлетворённости детей и подростков;
выявление степени удовлетворённости родителей;
подведение итогов работы органов детского самоуправления;
награждение наиболее активных участников смены;
проведение прощальных отрядных «Огоньков»;
заключительный гала-концерт;
оформление летописи;
экскурсии по «Аллее творчества» (выставка работ мастерской «Оч.Умелые ручки», изостудии «Волшебная кисточка»).
диагностика уровня здоровья детей.
Постлагерный этап
анализ данных психолого-педагогических диагностик;
определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;
анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами;
составление итоговой документации;
обобщение передового педагогического опыта.
анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей;
коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей;
подведение итогов летней кампании «Лето-2015» на педагогическом совете школы;
определение перспективных задач.
Содержание деятельности
В лагере будет работать 9 отрядов. Из них 3 отряда – профильные. Это «ЮИД», «Школьное лесничество», «Словесник». (Приложение 1)
Реализация цели и задач лагеря осуществляется по программе «Листая книжные страницы». В течение каждой смены планируется работа по направлениям:
· нравственно-духовное;
· гражданско-патриотическое;
· экологическое;
· спортивно-оздоровительное;
· творческое.
Гражданско-патриотическое
Это направление включает в себя мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, по оказанию первой медицинской помощи, минутки здоровья.
Нравственно-духовное
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно способствует твор-
ческому развитию детей и их инициативе. Мероприятия этого направления
благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
Экологическое
Это направление отражает в себе экологическое воспитание детей. Мероприятия, проводимые в рамках этого направления, способствуют развитию у детей чувства ответственности за окружающую природу, бережного отношения к ней.
Организация кружковой деятельности
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
проведение вертушки-знакомства с деятельностью мастерской «Оч.Умелые ручки», кружка «Ритмика», «Компьюша», «Домисолька», изостудией «Волшебная кисточка»;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
экскурсии по «Аллее творчества» (выставка работ мастерской «Оч.Умелые ручки», изостудии «Волшебная кисточка» в конце смены.
В течение лагерной смены будут работать кружки:
Кружок
Содержание работы
Руководитель
«Оч.Умелые ручки»
Изготовление поделок и композиций способом квиллинга
Детюк О.С.
«Ритмика»
Разучивание танцев, танцевальных подвижных игр
Черепанова Н.Е.
«Компьюша»
Создание компьютерных рисунков в редакторе Windows Paint
Детюк О.С.
«Домисолька»
Разучивание песен; музыкальные
викторины, игры
Проскурякова Е.Г.
Изостудия «Волшебная кисточка»
Изготовление работ различными способами и техникой рисования
Васильева Е.Н.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Нет лучше формы приобщения ребёнка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности. Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность. В-третьих – это метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности. В-четвёртых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
Программа лагеря представляет собой виртуальное путешествие по страницам книг. Все дети в душе фантазёры, мечтатели. Жажда путешествий является неотъемлемой частью детства. На время лагерной смены ребята превратятся в путешественников, исследователей.
Игровой сюжет программы
Наступили долгожданные каникулы. Лена и Миша приехали в деревню к бабушке.
Однажды по дороге на речку ребята увидели на краю деревни старый
заброшенный дом. Дом, словно магнит, притягивал их. Миша предложил
зайти в этот загадочный домик.
Пробравшись внутрь, дети увидели лестницу, очевидно ведущую на чердак. Поднявшись по скрипучим ступенькам, они обнаружили, что дверь на чердак не заперта и приоткрыли её. Повсюду была старая сломанная мебель, затянутая паутиной. Но внимание детей привлёк стоявший в углу сундук. Приложив достаточно сил, Миша открыл крышку, и ребята обнаружили внутри три книги. На обложке первой книги они увидели изображение маленькой лошадки с длинными ушами и горбом. На второй – военное сражение. А третья книжка оказалась сборником рассказов В.Крапивина. Ребята решили прочитать эти книги и узнать как можно больше о тех событиях и героях. За помощью, как обычно, они обратились к своему соседу-профессору Ивану Петровичу. Внимательно выслушав, профессор предложил детям отправиться в путешествие.
Логика развития смены
Участниками реализации программы становятся дети, педагоги, обслуживающий персонал. Каждый отряд – отряд экспедиции, отправившейся в путешествие. Начальник лагеря – руководитель экспедиции, воспитатели – руководители экспедиционных отрядов, вожатые – картографы, дети – участники экспедиции.
Задача руководителя экспедиции, руководителей экспедиционных отрядов, картографов - организация плановой работы лагерной смены.
Каждый отряд экспедиции ежедневно заполняет экспедиционный журнал, где отражает свои открытия. В конце смены будет проводиться конкурс журналов.
Всё путешествие будет состоять из трёх этапов:
- «Строки, опаленные войной» (посвящён 70- летию Победы в Великой Отечественной войне)
- «По страницам книг В.Крапивина» (посвящён Году литературы)
- «Вслед за Коньком-Горбунком» (посвящён 180-летие со дня издания книги «Конёк-Горбунок» П. Ершова)
После каждого этапа оценивается активность отрядов экспедиции, и вручаются символы этапов: красная звезда, книжная страничка, Конёк-Горбунок. Задача каждого отряда - собрать как можно больше символов, что может выявить лучший отряд экспедиции по номинациям: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый интеллектуальный», «Самый читающий». Результаты отражаются на экране соревнований.
Для индивидуальной системы роста в каждом отряде ведётся дневник,
где оформляется система роста каждого участника экспедиции. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить одно из званий и знак успеха. Вручение знака успеха проходит в отряде при подведении итогов дня.
Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник экспедиции получает звание «испытатель» и отличительный знак-ленточку жёлтого цвета. Тем, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха - присваивается звание «исследователь» и выдаётся ленточка зеленого цвета. Звание «открыватель» получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.
Отряды будут работать по своим маршрутным листам, в конце дня докладывать о проделанной работе.
Маршрут путешествия по этапам размещается на стенде. Вся информация, отражающая результаты прошедшего дня, участие в том или ином деле, а так же активность каждого отряда экспедиции представлена на доске достижений. Там же размещены Законы и Заповеди лагеря, режим работы.
Каждый участник экспедиции должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон уважения.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экспедиция – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе.
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Режим дня экспедиций
8.30-9.00 – сбор участников экспедиции, зарядка
9.00-9.15 – построение, получение маршрутных листов
9.15-10.00 – завтрак
10.00-12.00 – работа по маршрутным листам
12.00-13.00 – оздоровительные процедуры
13.00-14.00 – обед
14.00-14.30 – привал
14.30-15.30 – дневной отдых
16.00-16.30 – полдник
16.30-18.00 - работа по маршрутным листам
План мероприятий на 1 смену
День
Мероприятия
1 день
1. Открытие 1 смены «Листая книжные страницы».
2. Праздничная программа в отрядах «Вместе весело живётся»
3. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»
4. Проведение игр на знакомство
2 день
«Строки, опаленные войной»
1. Минутки здоровья «Движение- жизнь!»
2. Турнир по шашкам, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
3. Историческая игра-викторина «Знатоки истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
4. Устный журнал «Календарь Победы». («Словесник»)
3 день
1. Минутки здоровья «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость»
2. Презентация отрядов
3. Викторина «Я знаю о Великой Отечественной войне»
4. Подвижные игры военной тематики «Белые башни Родины»
3. Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»
4 день
1. Минутки здоровья «Береги зрение»
2 . Фестиваль военной песни «А песня готова на бой»
3. Турнир по мини- футболу, посвященный Дню Победы «Отчизны верные сыны»
4. «В гостях у дорожных знаков» (ЮИД)
5 день
1. Минутки здоровья «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья »
2. Линейка «Нам не нужна война!»
3. Литературная композиция «Дети войны»
4. Флеш-моб «Белые голуби мира»
6 день
«По страницам книг В. Крапивина»
1. Минутки здоровья «Зелёная аптека»
2. «Битва хоров»
3. Игра по станциям «Пять скачков до горизонта»
4. Литературные посиделки
7 день
1. Минутки здоровья «Первая помощь при ушибах»
2. Защита проектов о школе «Синий город на Садовой»
3. Спортивные состязания «Тридцать три - нос утри»
4. Игра-путешествие «Школа светофорных наук» («ЮИД»)
8 день
1. Минутки здоровья «Правильное питание»
2. Игра по станциям «Любовью к Родине дыша»
3. Конкурс рисунков «Наследники» обращение к потомкам
4. Спортивные состязания «Лето кончится не скоро»
9 день
1. Минутки здоровья «Закаливание»
2. Спортивная игровая эстафета «След ребячьих сандалий»3. Игра-соревнование «Юный велосипедист»
4. Соревнования по пионерболу
10 день
1. Минутки здоровья «В здоровом теле здоровый дух»
2. Игровая программа – «Мушкетёр и фея»3. Конкурс с элементами викторины «Топот шахматных лошадок»
4. КТД «Колыбельная для младшего брата»
11 день
«Вслед за Коньком-Горбунком»
1. Минутки здоровья «Осанка- основа красивой походки»
2. Флэш-моб «Читаем сказку П.Ершова «Конёк-Горбунок» без перерыва»
3. Викторина по сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок».
4. Конкурс рисунков к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок».
12 день
1. Минутки здоровья «Безопасное движение по улицам города»
2. Литературная игра по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
3. Литературный брейн-ринг «Перо Жар-птицы»
13 день
1.Минутки здоровья «Вредные привычки»
2. Игра-путешествие «Конек мой верный Горбунок»
3. Литературно-игровая программа по творчеству П.Ершова «За горами, за лесами»
14 день
1. Минутки здоровья «Уход за зубами»
2. Конкурс инсценирования фрагментов сказки «Конёк-Горбунок»
3. Весёлые старты «По горам, по долам»
15 день
1. Минутки здоровья «Цветотерапия»
2. Спектакль сказки «Конёк-Горбунок» («Словесник»)
3. Флеш-моб «До новых встреч!»
4. Конкурсно-развлекательная программа «Вот и пришла расставаться пора»
5. Вручение «Хрустальной книги»
План мероприятий на 2 смену
День
Мероприятия
1 день
1. Открытие 3 смены «Листая книжные страницы».
2. Танцевально-музыкальный марафон ко Дню семьи, любви и верности. «Пусть верность, добро и любовь счастливыми делают вновь!»
3. Рисуем герб семьи. «Семья – вот истинное счастье!»
4. Литературный монтаж с презентацией «Мы с тобой – одна семья»
2 день
«Строки, опалённые войной»
1. Минутки здоровья «Движение- жизнь!»
2. Викторина «20 вопросов о Победе»
3. Военно-патриотическая игра «Зарница»
3 день
1. Минутки здоровья «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость»
2. Презентация отрядов
3. Литературная композиция «Давно закончилась война»
3. Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»
4 день
1. Минутки здоровья «Береги зрение»
2. Смотр строя и песни «Статен в строю – силён в бою»
3. Вернисаж рисунков «Этот День Победы!»
5 день
1. Минутки здоровья «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья »
2. Спортивная программа «Победители»
3. Флэш-моб «Песня одного дня»
6 день
«По страницам книг В. Крапивина»
1. Минутки здоровья «Зелёная аптека»
2. Экскурсия по улицам Тюмени «Легенды и сказки нашего города»
3. Сказочные спортивные соревнования «Золотое колечко»
7 день
1. Минутки здоровья «Первая помощь при ушибах»
2. Весёлые старты « Кораблики, или «Помоги мне в пути»
3. Флэш-моб «Читаем повесть «Тополиная рубашка» без перерыва»
8 день
1. Минутки здоровья «Правильное питание»
2. Летний кинотеатр. Просмотр фильма «Валькины паруса»
3. Диспут о дружбе «Мальчик девочку искал»
9 день
1.Минутки здоровья «Здоровый образ жизни»
2. Игра по станциям «Ковёр-самолет»3. Беседа с элементами художественного творчества «Колыбельная для младшего брата»
10 день
1. Минутки здоровья «В здоровом теле здоровый дух»
2. Игровая программа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»3. Весёлые старты « Кораблики, или «Помоги мне в пути»
11день
«Вслед за Коньком-Горбунком»
1. Минутки здоровья «Осанка- основа красивой походки»
2. Игра-путешествие «За Коньком-Горбунком по любимой сказке»
3. Конкурс иллюстраций к сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
12 день
1. Минутки здоровья «Безопасное движение по улицам города»
2. Литературная игра «Путешествие по стране Конька-Горбунка»
3. Весёлые старты «За пером Жар-птицы»
13 день
1.Минутки здоровья «Вредные привычки»
2. Летний кинотеатр. Просмотр мультфильма «Конёк-Горбунок»
день
1. Минутки здоровья «Уход за зубами»
2. Вернисаж рисунков «Свет жарптицева пера»
3. Конкурсная программа «За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдём»
15день
1. Минутки здоровья «Правила гигиены»
2. Конкурсно- развлекательная программа «Танцевальный марафон»
3. Вручение «Хрустальной книги»
Мероприятия, проводимые профильными отрядами.
Условия реализации программы
научно- методическое
Наличие программного обеспечения
Наличие Интернет-ресурсов
Наличие методических рекомендаций
Наличие сценариев мероприятий
Наличие методик проведения мероприятий
мотивационное
Наличие информационных стендов
Наличие информационной рубрики на сайте образовательного учреждения
Информационно-мотивационная работа с родителями (заседание управляющего совета, родительские собрания, личные встречи, беседы)
Информационно-мотивационная работа с несовершеннолетними (классные часы, индивидуальные беседы, создание ситуации успешности)
материально-техническое
наличие спален – 6 кабинетов
наличие игровых комнат – 5 кабинетов, спортивный зал
спортивный стадион
актовый зал
библиотека
компьютерный кабинет и др.
финансовое
финансирование осуществляется за счёт средств областного бюджета, муниципального бюджетов, средств общеобразовательного учреждения, средства родителей
Система контроля за реализацией программы
Содержание и цель контроля
Методы
контроля
Срок
контроля
Кто
проверяет
Выход
на результат
Подготовка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Цель: проверить качество написания программы, её соответствие основным направлениям работы школы.
Соответствие программы методическим рекомендациям
Февраль
Зам. директора
по ВР
Защита программы на педагогическом совете
Подготовка и организация работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха учащихся школы.
Расстановка педагогических кадров и планирование воспитательной работы с детьми. Подготовка документации по организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Апрель
Зам. директора
по ВР
Совещание при директоре
Контроль за организацией и качеством горячего питания детей в пришкольном лагере.
Проверка организации и качества питания
ежедневно
Начальник лагеря,
мед. работник
Бракеражный журнал
Контроль за здоровьем и физическими показателями здоровья детей в начале и конце лагерной смены.
Проведение медицинского осмотра детей
Июнь- июль
Мед. работник
Таблица эффективности оздоровления детей
Контроль за работой летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Цель: проверить содержание и уровень проведения оздоровительной и воспитательной работы в оздоровительном лагере.
Проверка документации летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Опрос и анкетирование воспитанников.
Июнь, июль
Зам. директора
по ВР,
начальник
лагеря
Совещание при директоре
Контроль за организацией деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Опрос и анкетирование воспитанников. Посещение занятий.
Июнь, июль
Зам. директора
по ВР
Совещание при директоре
Анализ работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Проверка документации. Анкетирование воспитанников и родителей.
Июнь, июль
Зам. директора
по ВР,
начальник
лагеря
Совещание при директоре
Заседание УС «Итоги летней оздоровительной кампании»
Анализ работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Сентябрь
Директор
Заседание УС
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Учителя, временно исполняющие обязанности воспитателей, начальника лагеря;
Педагог-организатор;
Библиотекарь;
Педагоги дополнительного образования;
Помощники организаторов досуга;
Медработник;
Социальный педагог.
Методическое обеспечение
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребёнка. Учёт возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Методическое обеспечение комплексной программы «Листая прошлого страницы» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с административным аппаратом. В лагере ведётся целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.
Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами (программы по социальной адаптации).
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Педагогический совет
Совещание при директоре
Ежедневные планёрки (в период смены)
Теоретические и практические семинары
Творческие мастерские
Образовательные лаборатории
Презентация работы воспитателей и вожатых
Разработка и защита социально-значимых проектов
Психолого-педагогический консилиум
Индивидуальные и групповые тематические консультации
Наставничество
Смета расходов
№
Наименование
Кол-во
Сумма
1
Тюменский театр кукол и масок
1
170
2
Тюменский драматический театр
2
400
3
Экскурсия «Поезд отправляется»
1
150
4
Тобольский драматический театр
2
340
5
Курганский драматический театр
1
170
6
Театр «Ангажемент»
1
160
7
Экскурсия «Легенды и сказки нашего города»
1
120
8
Экскурсия за кулисы драматического театра
1
120
9
РЦ «Гудвин»
1
120
10
Детский центр «Пятый элемент»
1
120
11
Посещение музея
2
140
ИТОГО:
2000
Ожидаемые социальные результаты
Ожидаемым результатом данной программы является:
Оздоровление обучающихся в летний период. Получение ими практических навыков укрепления и сохранения здоровья.
Возможность наиболее полной реализации своих творческих способностей.
Привитие навыков бережного отношения к природе.
Формирование осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни.
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших.
Приобретение новых знаний по истории своей страны, города, школы.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Критерии
Показатели
Методы
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья
Соблюдение режима дня.
Сбалансированное питание.
Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.
Формирование ЗБОЖ.
Анкетирование.
Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.
Качество питания.
Собеседование.
Отсутствие травм.
Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на ценности ЗБОЖ.
Реализация творческих способностей
Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.
Количественный показатель участия детей в кружках и профильных отрядах по интересам.
Количество и качество проводимых мероприятий.
Реализация социально-значимых проектов.
Анкетирование.
Наблюдение.
Выставки творческих работ.
Рейтинг популярности творческих мероприятий.
Участие в заключительном гало-концерте.
Приобретение опыта бережного отношения к природе
Количество и качество проводимых мероприятий экологической направленности.
Количественный показатель участия детей в мероприятиях экологической направленности.
Реализация социально-значимых проектов.
Рейтинг популярности мероприятий экологической направленности.
Наблюдение.
Формирование гражданственности и патриотического самосознания
Количество и качество мероприятий.
Формирование ценностных ориентаций.
Наличие мотивации на
участие в акциях.
Отсутствие нарушений правил дорожного движения.
Анкетирование.
Наблюдение.
Развитие духовно-нравственного потенциала
1. Формирование ценностных ориентаций.
2. Наличие мотивации на
участие в акциях.
Анкетирование.
Тренинги.
Тестирование.
Наблюдение.
Приобретение новых знаний по истории своей страны, города, школы.
Формирование ценностных ориентаций.
Количество и качество проводимых мероприятий.
Реализация социально-значимых проектов.
Анкетирование.
Наблюдение.
Факторы риска
Фактор риска
Меры профилактики
Низкая активность детей в реализации программы
Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью
Не соответствие запланированного количества спален набранному количеству девочек и мальчиков
Привлечение дополнительных помещений
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива
Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости педагогов. Индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы.
Неблагоприятные погодные условия
Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)
Проблемы межличностных отношений в коллективе
Проведение отрядных мероприятий, упражнений на сплочение временного коллектива
Недостаточная компетентность вожатского коллектива
Проведение с вожатыми инструктивных сборов с теоретическими и практическими занятиями по тематике смены
Мониторинг (Приложение 2)
Список литературы:
Гальцова Е.А., Власенко О.П. Сценарный серпантин: сценарии спортивных мероприятий для младших школьников – Волгоград. 2007.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Изд. - 3-е. – Москва. 2004.
Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел». Кострома, 2002 г.
Никульников А.Н. «Школьная площадка», Новосибирск. 2006.
Коган М.С. «С игрой круглый год». Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей – Ростов на Дону, 2006.
Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
Газета «Педсовет» за 2005-2010 год.
Газета: «Последний звонок» за 2005-2010 год.
Соколова Л. «Необычные праздники домаё в школе и во дворе». Новосибирск. 2007.
Сценарии праздников в летнем оздоровительном лагере для детей и взрослых. М.:АРКТИ 2005г.
Материалы по организации летней оздоровительной кампании. «ГИМЦ» Департамента образования администрации города Тюмени. Тюмень, 2010.
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период (методические рекомендации для начальников пришкольных лагерей). «ГИМЦ» Департамента образования администрации города Тюмени. Тюмень, 2009.
Организация активного отдыха младших школьников. «ГИМЦ» Департамента образования администрации города Тюмени. Тюмень, 2008.
Приложение 1
План работы профильных отрядов
«Словесник»
День
Мероприятия
1 день
Открытие творческого летнего полета ума и фантазии.
Конкурс поэтов.
2 день
Устный журнал «Календарь Победы».
3 день
Поэтический венок «И помнит мир спасённый».
4 день
Литературная гостиная. «Поэты XX века о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне».
5 день
Кольцовка военных песен.
Возложение цветов к Вечному огню.
6 день
Профессия журналиста. «Берём интервью».
7 день
Профессия журналиста. «Написание статьи».
8 день
Просмотр и обсуждение фильма «Валькины паруса».
9 день
Чтение и обсуждение повести «Колыбельная для младшего брата».
10 день
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по произведениям В.Крапивина
11 день
Викторина по сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»
12 день
Репетиция сказки «Конёк-Горбунок»
13 день
Репетиция сказки «Конёк-Горбунок»
14 день
Репетиция сказки «Конёк-Горбунок»
15 день
Спектакль сказки «Конёк-Горбунок»
«ЮИД»
День
Мероприятия
1 день
Теоретическое занятие. «Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по улицам и дорогам»
2 день
Игровая программа «Путешествие в страну правил дорожного движения»
3 день
Теоретическое занятие. «Элементы улиц и дорог. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка»
4 день
Агитбригада «В гостях у дорожных знаков».
5 день
Теоретическое занятие. «Транспортировка пострадавшего в ДТП. Комбинированные повреждения»
6 день
Практическое занятие. Обучение навыкам фигурного вождения велосипеда.
7 день
Игровая программа «Школа светофорных наук»
8 день
Теоретическое занятие. «Сигналы светофора и регулировщика»
9 день
Теоретическое занятие. «Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами»
10 день
Практическое занятие. Отработка навыков фигурного вождения велосипеда.
11 день
Практическое решение задач по ПДД.
12 день
Конкурс рисунков и фотографий «На улицах нашего города».
Практическое занятие. Отработка навыков фигурного вождения велосипеда.
13 день
Теоретическое занятие. «Требования к движению велосипедистов»
14 день
Конкурс рисунков «Грамотный пешеход».
Практическое занятие. Отработка навыков фигурного вождения велосипеда.
15 день
Игровая программа «У светофора нет каникул»
«Школьное лесничество»
День
Мероприятия
1 день
1.Ознакомление с планом работы
2.Проведение вводного инструктажа по ТБ
3. Планирование и распределение функций и обязанностей в школьном лесничестве.
4.Знакомство с работами других школьных лесничеств.
2 день
1.Создание мини-питомника
2.Практическое занятие. Посев семян.
3 день
1.Теоретическое занятие. «Интуиция. Чувствование в процессе познания природы».
2.Практическое занятие. Уход за мини-питомником.
4 день
1.Правила поведения в лесу.
2.Практическое занятие. «Знакомство с лекарственными и дикорастущими растениями». Работа с лесничим.
5 день
1. Практическое занятие. Разработка памятки поведения в лесу.
2.Конкурс памяток «С заботой о лесе».
6 день
1.Теоретическое занятие. «Мое желание».
2.Просмотр фильма о природе нашего края.
3. Практическое занятие. Уход за мини-питомником.
7 день
1.Наблюдение за животным миром. Фиксирование наблюдений.
2.Поездка на страусиную ферму.
8 день
1.Теоретическое занятие. «Лесозащита. Вредители леса и меры борьбы с ними».
2.Инструктаж «Правила поведения в лесу».
3.Экскурсия в лес.
9 день
1.Теоретическое занятие. «Изучение флоры и фауны, видов растений и животных, занесенных в Красную книгу».
2.Просмотр фильма «Растения и животные Красной книги».
10 день
1. Практическое занятие. Уход за ранее посаженными саженцами и мини – питомника. Работа с лесничим.
11 день
1.Теоретическое занятие. «Мое действие (начало, процесс, завершение – результат).
2.Практическое занятие. Уход за мини-питомником.
12 день
1.Инструктаж «Правила поведения в парке».
2.Экскурсия в парк им.Оловянникова.
3.Практическое занятие в парке.
13 день
1.Подготовка к конкурсу «Чистый взгляд на природу» (создание фотопрезентации).
14 день
1.Теоретическое занятие. «Лесные звери и птицы Тюменской области».
2. Практическое занятие. Ориентирование на местности.
15 день
Конкурсу «Чистый взгляд на природу. Защита творческих работ фотопрезентаций.
Приложение 2
Диагностики, применяемые в организационном периоде.
1. Анкета – знакомство.
Дорогой друг! Ты пришел в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Что тебя интересует? Что ты ждёшь от лагеря? Какие у тебя задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как?
Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботиться о тебе, учитывая твои желания, способности, интересы. Для этого надо прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках. Итак, приступай!
1. Меня зовут (фамилия, имя) ______________________________________________________
Возраст _____ лет, отряд ________________________________________________________
Мне нравится, когда меня называют (указать) _______________________________________
Какой Я (написать прилагательные, которые тебя характеризуют) _________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ты пришел (а) по желанию или по настоянию родителей _____________________________
2. Выбери, пожалуйста, фигуру, которая больше всего соответствует твоему
внутреннему миру:
квадрат прямоугольник зигзаг треугольник круг
3. Дома в свободное время я увлекаюсь:
а) танцами д) спортом з) журналистикой л) свой вариант:
б) литературой е) театром и) вязанием
в) музыкой ё) туризмом й) вышиванием
г) пением ж) рисованием к) компьютер
4. Мои ожидания от смены (отметь выбранные варианты).
а) получить новые знания о
б) лучше понять и узнать себя;
в) познакомиться с новыми людьми;
г) хорошо провести время;
д) попробовать себя в самостоятельной жизни;
е) что-то ещё (указать) _________________________________________________
5. Я пришел в этот лагерь, чтобы (продолжи фразу) __________________________________________________________________
6. В своих сверстниках я ценю больше всего (отметь наиболее 3 важных для тебя):
а) честность е) общительность й) достоинство
б) взаимоуважение ё) интеллект к) благородство поступков
в) решительность ж) внешние данные л) инициативность
г) взаимопомощь з) сильный характер м) целеустремлённость
д) чувство юмора и) аккуратность н) ответственность
7. Представь себе, что круг – это твой отряд, поставь крестик в том месте, где ты ощущаешь себя в отряде:
2. Психогеометрический тест С. Деллингера
Выбери фигуру, которая соответствует твоему внутреннему состоянию? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг).
Психогеометрический тест относится к числу графических, в результате выбора геометрической формы можно получить представление об основных поведенческих формах, присущих ребёнку. Полученные результаты можно обсуждать и индивидуально с ребёнком, с помощниками организаторов досуговой деятельности, а также проводить групповые разборы характеристик различных типов, особенностей их проявлений, взаимодействия с представителями других форм. Методика в целом легка в использовании, «безопасна» и даёт представление о личностных особенностях ребёнка, его поведении в ситуации общения, что особенно важно в оргпериоде.
3. Тест « Я в круге» на выявление уровня психологической комфортности пребывания ребёнка в отряде.
10 – высокий уровень, максимум
комфортности.
7 – легкий дискомфорт
5 – 50/50
3 – весьма ощутимый
дискомфорт
0 – низкий уровень,
максимум дискомфорта. 13 SHAPE 1415
4. Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.
Каждое суждение оценивается ребёнком в баллах по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.
Текст опросника.
Стараюсь слушаться во всем своих вожатых.
Считаю, что всегда надо отличатся чем-то от других.
За что бы я ни взялся – всегда добиваюсь успеха.
Умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать добро – главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
В споре с друзьями я до конца отстаиваю своё мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Я хочу, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, я с ними не общаюсь.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Всегда доказываю свою правоту, даже если никто не согласен со мной.
Всегда довожу дело до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Среднюю оценку получаем:
Адаптированности – сложив оценки первой строчки, разделив их на пять.
Автономности – сложив оценки второй строчки, разделив их на пять.
Социальной активности – сложив оценки третьей строчки, разделив их на пять.
Уровень воспитанности – сложив оценки четвертой строчки, разделив их на пять 4 – высокий уровень.
3 – норма
меньше 3 – низкий.
Диагностики, применяемые в основной период смены.
1. Анкета « Комфортно ли ребёнку в лагере».
Дорогие ребята!
Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. Помните о том, что здесь нет хороших и плохих, правильных и неправильных вопросов.
1. Как ты считаешь, создаёт ли вожатый в отряде:
условия для самовыражения,
условия для эмоционального, психологического комфорта,
творческую атмосферу,
атмосферу понимания, добра, взаимопомощи.
2. Как часто тебе хотелось бы участвовать в общелагерных и отрядных мероприятиях?
часто,
иногда,
никогда.
3. Как часто тебе это удавалось?
часто,
иногда,
никогда.
4. Интересно ли тебе общаться со своими вожатыми?
чаще да,
иногда,
чаще нет.
5.Какие качества твоего вожатого наиболее ценны для тебя (чему бы
ты хотел научиться у вожатого)
Спасибо!
Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн.
На лестнице ребёнка просят поставить «крестик» в то место, где бы он находился, если на нижней ступеньке находятся дети, которые не довольны собой, считают себя недостаточно умными, хорошими, послушными и т.д., а на верхней ступеньке находятся те дети, которые довольны собой.
«Кружочек» ребёнком будет поставлен на ту ступеньку, на которую, по его мнению, его поставил бы вожатый. Если «кружочек» будет находиться выше «крестика», то ребёнок чувствует психологическую защищенность, эмоциональную комфортность. Если «крестик» ниже, то можно говорить о психологической дискомфортности, неадекватности отношений с миром и собой. Очень важно в процессе работы с детьми уделять как можно больше внимания формированию адекватной самооценке позитивной Я - концепции.
О
Х
Диагностики, используемые в итоговом периоде.
Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.
Каждое суждение оценивается ребёнком в баллах по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.
Текст опросника.
1. Стараюсь слушаться во всем своих вожатых.
2. Считаю, что всегда надо отличатся чем-то от других.
3. За что бы я ни взялся – всегда добиваюсь успеха.
4. Умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать добро – главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. В споре с друзьями я до конца отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Я хочу, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, я с ними не общаюсь.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Всегда доказываю свою правоту, даже если никто не согласен с
моим мнением.
19. Всегда довожу дело до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
21. В лагере я прислушивался к мнению окружающих.
22. В период пребывания в лагере мои взгляды изменились.
23. В лагере я стал активнее.
24. Обо мне мои товарищи в лагере могли сказать, что я добрый и
справедливый.
25. Мне хотелось уехать из лагеря.
26. Мне хотелось, чтобы смена была более долгой.
27. О вожатых я могу сказать: «Они мои друзья».
1
5
9
13
17
21
25
2
6
10
14
18
22
26
3
7
11
15
19
23
27
4
8
12
16
20
24
При анализе данные изменения по основным показателям сравниваются с ответами на вопросы 21 (адаптивность), 22 (автономность), 23 (активность), 24 (нравственность), 24-й и 25-й вопросы отражают субъективное самочувствие ребёнка в лагере, 27-й – отношение к педагогам.
Среднюю оценку получаем:
Адаптированности – сложив оценки первой строчки, разделив их на пять.
Автономности – сложив оценки второй строчки, разделив их на пять.
Социальной активности – сложив оценки третьей строчки, разделив их на пять.
Уровень воспитанности – сложив оценки четвертой строчки, разделив их на пять.
4 – высокий уровень.
3 – норма
меньше 3 – низкий.
Анкета « Как мы жили?».
Дорогой друг! Прошла лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь помочь нам проанализировать нашу работу. А мы постараемся сделать так, что бы приехав в следующий раз, ты чувствовал себя более комфортно.
Фамилия, имя _________________________________ Возраст ________ лет
Отряд ____________
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?_______________________
2. Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери одну позицию)?
а) организатором в) генератором идей (предлагал (а) новые идеи)
б) активным участником г) наблюдателем (на всё смотрел со стороны)
3. В чём из предложенного в смене ты смог себя проявить (отметь галочкой)?
а) в оформлении отрядного уголка;
б) в организации и проведении дел в отряде;
в) в активном участии в общелагерных мероприятиях;
г) в спорте;
д) в прикладном творчестве (кружках);
е) в сценическом творчестве (выступления на сцене);
ё) свой вариант
4. Какие отрядные, общелагерные мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего (перечисли)
______________________________________________________________
5. Самым трудным для меня в лагере было ____________________________
6. За время, проведённое в лагере, я стал (научился, изменился)
7. Представь себе, круг – это твой отряд, поставь крестик в том месте, где ты ощущаешь себя в отряде:
8. Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)
_________________________________________________________________
СПАСИБО!
НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШИЕ ВСТРЕЧИ В НАШЕМ ЛАГЕРЕ
Анкета «Уровень удовлетворенности отдыхающих жизнедеятельностью лагеря»
Я иду утром в лагерь с радостью
В лагере у меня обычно хорошее настроение
В нашем отряде хороший вожатый
К нашему воспитателю можно обратиться за помощью
У меня в лагере есть много друзей
В отряде я могу высказать свободно свое мнение
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей
У меня есть в лагере любимые занятия
Я считаю, что получаю в лагере полезные умения и навыки
Я хотел бы остаться отдыхать в лагере еще на одну смену
4- полностью согласен;
3– согласен;
2– трудно сказать;
1– не согласен;
0– совершенно не согласен
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что.
Я не хочу, чтобы.
Я хочу, чтобы..
Я боюсь, что.
Пожалуйста, напиши также:
Имя.. Фамилия
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем лагере
Мне понравилось
Мне не понравилось
1
1
2
2
И т.д.
И т.д.
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ..
Мне жаль, что...
Я надеюсь, что..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось
Несколько слов о нашем отряде
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я
Хочу пожелать нашему лагерю «Здоровячок»
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
13PAGE 15
13PAGE 14615
0
3
7
5
10
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415