Программа внеурочной деятельности ФГОС здоровячок.
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению:
«Здоровячек» (баскетбол 2 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (занятий) из расчета 2ч в неделю.
Программа реализуется на занятии, которое проводится один раз в неделю.
В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Программа по физической культуре, направлена на:
-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка),
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью рабочей программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование у учащихся пятых классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение «школой движений»;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры положена программа, рекомендованная Департаментом образования М. Просвещение:
Автор В.И. Лях. М.Я . Виленского 2012
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
включает в себя:
-подвижные игры. Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьников, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
-лёгкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
В данной программе использованы следующие методы и формы обучения:
Физические упражнения. Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Игровые формы работы. Самостоятельные занятия. Составление режима дня.
Групповые и индивидуальные формы работы. Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Каждое занятие является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровячек (баскетбол)» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровячек (баскетбол)» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» (баскетбол) учащиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек » (баскетбол) учащиеся смогут узнать:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетболного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
и смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетбола;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях баскетбола;
играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по баскетболу.
Формы, критерии их оценки
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
• иметь навыки самостоятельной работы;
• использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
Для занятий по баскетболу необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Щиты с кольцами
Стойки для обводки — 6 штук.
Гимнастическая стенка — 1
Гимнастические скамейки — 4 штуки.
Гимнастические маты — 3 штуки.
Скакалки — 10 штук.
Мячи набивные различной массы
Мячи баскетбольные
Рулетка —1 штука.
Тематическое планирование
№ занятия Темы занятий Кол-во часов Инвентарь
1 Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
2 Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
3 Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
4 Ведение мяча на месте. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
5 Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи, стойки
6 Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи, стойки
7 Ловля и передача мяча. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
8 Передача одной рукой. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
9 Передача от пола. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
10 Игры в передачах. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
11 Игра «семь передач». Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
12 Игра «собачка». Учебная игра. 2 Баскетбольные, волей-
больные мячи
Броски мяча 13 Броски с места. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
14 Броски с места. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
15 Броски в прыжке. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
16 Броски в прыжке. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
17 Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
18 Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
19 Игры в бросках. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
20 Эстафеты с элементами баскетбола. 2 Баскетбольные мячи
21 Тактика игры в защите. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
22 Упражнения для игры в защите. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
23 Тактика игры в нападении. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
24 Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
25 Упражнения для игры в нападении. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
26 Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
27 Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения 2 Баскетбольные мячи
28 Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения 2 Баскетбольные мячи
29 Ведение, передача, бросок. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
30 Ведение, передача, бросок. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
31 Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра. 2 Баскетбольные мячи
32 Броски в колонне, в двух колоннах. Учебная игра. Баскетбольные мячи
33 Эстафеты с элементами баскетбола. 2 Баскетбольные мячи
34 Соревнование. Итоговая игра 2 Баскетбольные мячи
35 Соревнование. Итоговая игра 2 Баскетбольные мячи
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Требования к знаниям Требования к умениям Требования к компетенциям.
Знать и иметь представление:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека,
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о.правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Составлять, правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
организовывать и проводить самостоятельные занятия; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
компетентности здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетентности интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знании, расширения приращения накопленных знаний;
компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт.
2.Программа физического воспитания. Автор И.В. Лях. М.Я . Виленского 2012