Урок литературного чтения по учебнику «Капельки солнца» 1 класс
Урок литературного чтения по учебнику «Капельки солнца» 1 класс
Урок 28 рассказ М. Коршунова «Рисунок с натуры»
Художественная задача произведения: рассказать весело о жизни детей.
Жанр: юмористический рассказ
Тема: «Юмор в обычной жизни»
Цели: отследить, в каких моментах автор смеётся.
Ход урока
1. Повторение.
а) Чтение наизусть стихотворения А. Шибаева «Без ужина».
б) Выразительное чтение стихотворений о собаках (домашнее задание детей).
2. Чтение рассказа М. Коршунова «Рисунок с натуры».
а) Упражнения в технике чтения (тетрадь, задания 1.1, 2, с. 39).
б) Работа до чтения:
- Прочитайте название, фамилию автора. Знаком ли нам автор?
- Может ли название рассказа подсказать нам содержание произведения? А иллюстрация? (Предположения детей.)
- Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?
- Как вы думаете, чем будет отличаться этот рассказ от стихотворения «Без ужина»? (Предположения детей.)
в) Чтение учителя. Книги у детей закрыты. По ходу чтения учитель ведет «диалог с автором» и при необходимости комментирует текст.
Михаил Коршунов «РИСУНОК С НАТУРЫ
1
После уроков учительница Нина Ивановна сказала:
- Не выпустить ли нам стенгазету?
- Выпустить! - закричали ребята. (Вам понятно, что предложила ребятам учительница? Стенгазета - это сокращенное от «стенная газета» - большой лист, на котором помещаются статьи, стихи, рисунки на какую-то тему, их делают сами ребята. Вешают такую газету на стену.)
- Задаю на дом рисунок с натуры. С натуры - это значит нарисовать то, что перед вами, что вы видите. Возьмите какой-нибудь сюжет из живой природы. (Сюжет, то есть картинка живой природы. Вот вы что бы нарисовали?)
У Федота возник план: он так нарисует живую природу, что рисунок будет самый натуральный и самый большой. (Натуральный, то есть очень похожий на живую природу.) Поэтому займёт в стенгазете больше всего места. (А почему ему хочется, чтобы рисунок занял больше всего места в стенгазете?)2
Федот взял большой лист бумаги, расстелил на столе. Приготовил карандаш и подозвал младшего брата Тоську. (Как зовут младшего брата? Тоська - от какого имени? (Антон).
- Будешь помогать?
- А чего помогать?
- Рисунок с натуры делать. С живой природы, понимаешь? Наша кошка – это живая природа. Мы её будем рисовать. (А кошка это живая природа?) (Да, значит ее можно нарисовать.)3
Кошку надо ловить умеючи. (Интересно, зачем вообще ее ловить? Этот вопрос задается как риторический, ответа учитель не ждет.) Братьям она не даётся. На этот раз кошка забыла о предосторожностях и уснула на стуле. («На этот раз забыла о предосторожностях» - значит... (Дети предполагают: возможно, кошку братья и раньше зачем-то ловили...)
Братья схватили её за лапы и унесли к столу. (Представили? Как вы думаете, кошке это понравится? А зачем они ее поймали? Как собираются рисовать? (Предположения детей.)
- Клади на бумагу! - распорядился Федот. («Распорядился» ~ Федот ведет себя как старший, командует.)
- А-а... - кивнул Тоська. - Сводить.
- Не сводить, а обводить. Крепче держи! Федот взял карандаш и начал обводить кошку. (Вот, оказывается, зачем им понадобилась кошка!)4
Кошка не хотела лежать спокойно. Дёргалась, шипела. Карандаш прыгал, соскакивал с бумаги.
- Да растяни ты её за лапы! кричал Федот.
- Сам тяни! Она брыкается.
Кошка взбрыкнула. Тоська выпустил её, и она спрыгнула со стола. Но удрать не успела: Федот поймал и опять уложил на бумагу. (Зачем во второй раз ловит? А можно кошку точно так же положить? Представляете, какой рисунок получится!)
- А усы ты тоже будешь обводить?
- Нет, сам нарисую.
- Шесть усов, - посчитал Тоська. - С каждой стороны шесть.5
Кошка ворочалась, карябала бумагу и наконец вырвалась и убежала на кухню.
Тоська поглядел на рисунок. (Что, по-вашему, он там увидит?)
- Колбаса какая-то с рогами.
- Поговори у меня! - сказал Федот. (Федоту явно не понравилось мнение брата о его рисунке!) Он сам не очень был доволен рисунком. «Ничего, - утешал он себя, - раскрашу в рыжую полоску, и все поймут, что кошка». И Федот взялся за краски и кисти. (Поможет это, по-вашему?)6
Вечером, когда Федот уже спал, под его кроватью лежал и сушился рыжий рисунок. А на рыжем рисунке спала кошка.
Вопрос после чтения.
- Что вам показалось самым смешным?
Если рассказ детям понравился (это будет видно по их эмоциям), можно предложить детям перечитать рассказ про себя.
Затем следует беседа:
1. Получился ли у Федота натуральный рисунок, то есть как в жизни, очень похожий?
2. Если колбасу с рогами раскрасить в рыжую полоску и пририсовать 12 усов, а потом на невысохший рисунок положить кошку, то что получится?
3. Не приходилось ли вам самим так рисовать?
4. А вообще, по-вашему, Федот умел рисовать?
5. Рисунок явно не получился. Интересно, понесет ли его Федот в школу? (Мнения детей могут быть разными.)
6. Мы познакомились с двумя героями в этом рассказе. Что вы можете рассказать о каждом из них? (В ходе беседы нужно обязательно выйти на характер Федота и поговорить о том, что он на самом деле не только любит командовать, обидчив и т.д., но и не очень-то любит живую природу, которую хочет нарисовать лучше всех. Похоже, кошке доставалось от него не раз, и клички у нее нет...)
г) Как бы вы озаглавили части этого рассказа? Составление плана (задание II.2 в тетради, с. 39).
3. Дома.
Помогите Федоту справиться с заданием: сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради, с. 40). Подготовьте выразительное чтение самого смешного фрагмента рассказа или диалога братьев (задание 4 со с. 148 учебника).
15