Программа внеурочной деятельности по личностному направлению Я познаю мир
Программа внеурочной деятельности по личностному направлению
«Я познаю мир».
Пояснительная записка
Рабочая программа по личностному развитию учащихся в 1 классе разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году, 1 час в неделю.)
Актуальность программы:
Актуальность данного курса обусловлена тем, что программа объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях. Программа позволит максимально помочь детям с ограниченными возможностями здоровья развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же расширить кругозор, создать условия для формирования любви к природе, родному краю.
Новизна:
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» рассматривает развитие человека, его духовно-нравственное развитие, развитие природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания , добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Цель программы:
- формировать широкую целостную картину мира;
- на основе знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира.
Задачи программы:
1.Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира. Сформировать первоначальное представление о природе, как едином целом.
2.Формировать у детей бережное отношение к природе. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
3.Развивать мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой народ, уважения к своей семьи, истории.
Отличительные особенности программы
Современный школьник отличается от сверстников пятнадцати – двадцатилетней давности своей любознательностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 7–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для учащихся 1 класса.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Включает в себя 33 занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление папки-копилки лучших работ учащихся
После изученного раздела программы проводить игры, викторины.
Выставки работ
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
объекты неживой и живой природы;
различать изученные группы растений и животных;
вести наблюдения в природе под руководством учителя,
выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
Содержание программы :
Маленький волшебник (5ч).
Школа вежливости. Что это такое?
Приветствие: мимика и жесты.
Вежливые слова , их значение.
Знакомство со сверстниками и взрослыми.
Обращение к сверстникам и взрослым.
Наш дом (6 ч.)
Зимние забавы детей.
Зимняя сказка.
Бытовые приборы.
Одежда и обувь.
Правила поведения на улице.
Транспорт.
Растения (6 ч.)
Растения осенью.
Листья желтые.
Растения сада и огорода.
Комнатные растения.
Растения весной.
Растения луга.
Животные (4 ч.)
Дикие животные.
Домашние животные.
Перелетные птицы.
Жизнь животных зимой.
Наблюдения за явлениями природы по сезонам (6 ч)
Осенняя экскурсия.
Осенние изменения в природе.
Экскурсия в зимний лес.
Зимние изменения в природе.
Весенние изменения в природе.
Труд людей (3 ч.)
Занятия людей осенью.
Труд людей зимой.
Труд людей весной.
Родная страна (3ч)
Моя семья.
Защитники Отечества.
Мы помним, мы гордимся.
Календарно – тематическое планирование
№п/п Дата Тема занятия Кол-во часов
33 ч Содержание деятельности
1 Школа вежливости. Что это такое? 1 Правила общения
2 Приветствие: мимика и жесты. 1 Знакомство с понятиями мимика и жесты. Задания «Нам очень жарко», «Покажи, что делал».
3 Вежливые слова , их значение. 1 Чтение стихотворения «Доброта». Разыгрывание сценок «Вежливо-невежливо»
4 Знакомство со сверстниками и взрослыми 1 Игры «Скажи, кто ты», «Новый ученик».
5 Обращение к сверстникам и взрослым. 1 Беседа о вежливом обращении к сверстникам и взрослым.
6 Осенняя экскурсия. 1 Беседа об осенних изменениях в природе . Сбор природного материала.
7 Осенние изменения в природе. 1 Изготовление обрывной аппликации. Беседа об осенних изменениях в природе.
8 Растения осенью. 1 Разгадывание загадок о деревьях. Раскрашивание картинок
9 Листья жёлтые летят. 1 Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.
10 Занятия людей осенью. 1 Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Составление рассказа по картинке.
11 Растения сада и огорода. 1 Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах и фруктах. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах.
12 Дикие животные. 1 Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Беседа о жизни диких животных.
13 Домашние животные 1 Презентация «Домашние животные». Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.
14 Перелетные птицы. 1 Беседа о перелётных птицах. Изготовление птиц в технике «Оригами».
15 Экскурсия в зимний лес. 1 Беседа о зимних изменениях в природе края. Чтение стихотворений о зиме.
16 Зимняя сказка 1 Беседа о празднования Нового года. Изготовление снежинок.
17 Зимние забавы детей 1 Подвижные игры на свежем воздухе. «Попади в цель», лепка снеговиков.
18 Зимние изменения в природе. 1 Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.
19 Жизнь животных зимой. 1 Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?».
20 Труд людей зимой. 1 Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»
Изготовление кормушки для птиц.
21 Одежда и обувь. 1 Беседа о назначении одежды и обуви в зависимости от времени года. Разгадывание загадок и раскрашивание отгадок.
22 Бытовые приборы в нашем доме. 1 Беседа о назначении бытовых приборов, о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами.
23 Защитники Отечества. 1 Беседа о вооруженных силах России. Изготовление поздравительной открытки.
24 Весенние изменения в природе. 1 Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях.
25 Моя семья. 1 Беседа о своей семье (имя, фамилия, родственники). Составление коллажа «Моя семья»
26 Комнатные растения. 1 Беседа о комнатных растениях (фиалка, герань). Уход за растениями.
27 Растения весной. 1 Беседа «Что происходит с растениями весной?» Аппликация «Подснежник»
28 Занятия людей весной. 1 Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Раскрашивание картинок.
29 Транспорт. Виды транспорта. 1 Разгадывание кроссворда, загадок о видах транспорта. Беседа «Как вести себя в транспорте».
30 Растения луга. 1 Разгадывание загадок о травянистых растениях луга и поля. Работа с гербарием.
31 Мы помним, мы гордимся. 1 Беседа о героях ВОВ. Изготовление праздничной открытки ветеранам.
32 Правила поведения детей на улице. 1 Беседа «Как вести себя на улице». Раскрашивание картинок с ПДД.
33 Итоговое занятие 1 Подведение итогов работы. Награждение детей за активную работу. Чаепитие.