Программа Английский язык для юных путешественников (платные образовательные услуги)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа № 4»
______________Кербс Т.С.
«___»________________20___года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4»
Рассмотрено
на заседании творческого объединения учителей 1-4 классов
Протокол №_____от_______________
Утверждено
Приказом ОУ
№______ от__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Платные образовательные услуги)
«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ЮНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»
1 класс
Составитель: Николаева А.Ю.
г.МУРАВЛЕНКО
1.Пояснительная записка
Статус документа. Рабочая программа «Английский язык для юных путешественников» составлена согласно решению педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 4» о введении платных образовательных услуг для учащихся 1 класса; имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Рабочая программа «Английский язык для юных путешественников» рассчитана на 66 часов.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели программы
«Английский язык для юных путешественников»
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность посредством английского языка,
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через игру;
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки мероприятий.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом.
Общая характеристика предмета
Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с особенностями английской фонетики, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью: она готовит базу для успешного обучения английскому языку и эффективной внеурочной деятельности во 2 классе.
Так как основная часть детей этого возраста (6-8 лет) ещё не читает даже на своём родном языке, обучение английскому языку происходит в устной форме. Обучение чтению и письму не предусмотрено данной программой в 1 классе.
Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.
Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная игровая деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе игровой деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально.
1.2.Место предмета в учебном плане
Предмет «Английский язык для юных путешественников», предусматривает изучение в 1 классе с расчетом 2 часа в неделю. Общее количество часов на изучение – 66 часов.
Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
1.3. Ценностные ориентиры содержания предмета
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на занятии, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Ценностные ориентиры основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
В учебном процессе школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
1.4.Результаты изучения предмета
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
соотносить поступки героев песен, стихов с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность.
2.Основное содержание предмета
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации);
2) навыки и умения коммуникативной компетенции:
- речевая компетенция (умения аудирования, говорения на начальном уровне);
-языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими на начальном уровне);
- социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения на начальном уровне);
- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
- компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
ведение «Циклического календаря событий».
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, мероприятиях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Предметное содержание устной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и включает в себя следующие темы:
Предметное содержание речи
Название блока
Кол-во часов
Добро пожаловать в «Королевство»
11
Лондон
11
«Туманный Альбион» - Англия
11
Шотландия
11
Уэльс
11
Северная Ирландия
11
Всего:
66
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера
- уметь
приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос; диалог-побуждение к действию.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей сказки с опорой на картинку.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения. Ударение в слове, фразе. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предложенной тематики для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Утвердительные и отрицательные предложения. Количественные числительные до 12.
Социокультурная осведомлённость
В процессе обучения иностранному языку обучающиеся знакомятся: с названиями городов и стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
систематизировать слова, например по тематическому принципу;
пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Английский язык для юных путешественников» младшие школьники:
совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста данным к тексту рисункам и т. п.);
овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова;
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише;;
учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
3.Тематическое планирование
Тематика каждого занятия определяется объективными результатами усвоения материала детьми. Это значит, что регулярно проводимый мониторинг определяет целесообразность введения новой темы.
Тематическое планирование курса «Английский язык для юных путешественников» и основные виды деятельности учащихся (2 часа в неделю; всего 66 часов).
1 класс
Название блока
Всего
Тематика занятий
1. Добро пожаловать в «Королевство»
11
Знакомство с жителями Королевства
В гостях у Королевы Елизаветы
Семья Королевы Елизаветы
Королевская семья
Рабочий день Королевы
Традиционная английская еда
Королевская трапеза
День рождения Королевы.
Королевский подарок от свиты
Фестивали и праздники в разное время года
Циклический календарь событий
2. Лондон
11
Карта Лондона
Транспорт Лондона. Путешествие на скоростном поезде.
Телефонная справочная Лондона
Метро. Остановка: Биг Бен
Остановка: Лондонский музей бабочек
Остановка: Зоопарк Лондона
Дикие животные. Зоопарк.
Остановка: Музей Мадам Тюссо
Музыка Лондона
Осенние фестивали и праздники
Циклический календарь событий
3. «Туманный Альбион» - Англия
11
Карта Англии. Английский флаг
Любимые занятия англичан
Спорт в Англии
Школы в Англии. Школьная форма
Английская мода
Выходной день англичан
Мой дом – моя крепость.
Поем семейные английские песни
Герои английских сказок и рассказов
Главные достопримечательности Англии
Циклический календарь событий
4. Шотландия
11
Карта Шотландии. Шотландский флаг. Столица.
Любимые занятия шотландцев
Спорт в Шотландии
Школы в Шотландии. Школьная форма
Шотландская мода
Выходной день шотландцев
Легенды и предания Шотландии.
Семейные кланы Шотландии
Герои шотландских сказок и рассказов
Главные достопримечательности Шотландии
Циклический календарь событий
5. Уэльс
11
Карта Уэльс. Уэльский флаг. Столица.
Любимые занятия жителей Уэльса
Спорт в Уэльсе
Школы в Уэльсе. Школьная форма
Принцесса Уэльская
Выходной день в Уэльсе
Легенды и чудеса Уэльса.
Культура Уэльса
Замки Уэльса.
Главные достопримечательности Уэльса
Циклический календарь событий
6. Северная Ирландия
Карта Северной Ирландии. Ирландский флаг. Столица.
Любимые занятия жителей Северной Ирландии
Спорт в Северной Ирландии
Школы в Северной Ирландии. Школьная форма
Из истории Северной Ирландии
Выходной день в Северной Ирландии
Легенды Северной Ирландии. Дорога Гигантов
Культура Северной Ирландии
Замки и памятники Северной Ирландии.
Главные достопримечательности Северной Ирландии
Циклический календарь событий
Формы и методы работы.
Практическое овладение основам английского языка (аудирование, говорение (диалогическая, монологическая речь)
Овладение языковым материалом (фонетика, лексика, грамматика)
Речевые и фонетические разминки.
Метод проектов, изготовление кластеров, схем.
Стихотворные примеры, рифмовки, стихотворения, песни. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Игры, ролевые игры, инсценировки, сказки, рассказы. Знакомство с игровым пространством проходит на двух языках. Это позволяет подготовить детей к восприятию английских слов и предложений, к выполнению правила – использовать английский язык на занятиях.
Страноведческий материал: обсуждение рецептов блюд национальной кухни.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, лексические игры), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; мероприятие.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются открытые занятия, игры, концерты, конкурсы, ведение «Циклического календаря событий».
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Реализация данной программы осуществляется с помощью:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2010.
Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З. Биболетовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку. – М.: ВАКО, 2013. – В помощь учителю.
Ефимова Р.Н. Фонетика: Начинаем читать, писать и говорить по-английски. – СПб.: КАРО, 2009.
Илюшкина А.В. Английские сказки и загадки с вопросами и заданиями. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
Кулинич Г.Г. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык/ сост. Г.Г. Кулинич. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
Кулинич Г.Г. Передметные недели и открытые уроки английского языка: 2-4 классы. – М.: Вако, 2010.
Festivals and Special Days by Sarah Johnson and Jane Myles
Timesaver London by Sarah Johnson and Jane Myles
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы
http://www.it-n.ru/
http://www.prosv.ru/
http://pedsovet.su/
http://interaktiveboard.ru/
Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Пособия по страноведению.
Печатные пособия
Карты на иностранном языке.
Физическая карта.
Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.
Звуковые пособия
Аудиозаписи и видеозаписи.
15