Рабочая программа предемтно-ориентированного курса по русскому языку в 3 класса (внеурочная деятельность, платные образовательные услуги)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
___________Е.В. Крепешева Приказ № 276
от « 01 » октября 20 15 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметно-ориентированного курса по русскому языку
«К тайнам слова: занимательная лексика»
для 3 класса начального общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Колесниковой Ирины Васильевны, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по
образовательному процессу
__________ И.В. Колесникова РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
протокол № 2 от « 25 » сентября 2015 г.
_______ С.А. Семёнова, руководитель ШМО


п.г.т. Уренгой
2015
Ι. Пояснительная записка
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию, организации платных услуг.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Актуальность программы предметно-ориентированного курса «К тайнам слова: занимательная лексика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса – расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
формировать у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Программа предназначена для учащихся 3б класса. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Занятия проводятся в рамках оказания учащимся платных образовательных услуг. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс состоит из трёх частей:
1) «Звучащая строка»
2) «Таинства лексики»
3) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Программа курса реализуется в рамках платных образовательных услуг. На изучение отводится 1 час в неделю. Изучение курса способностей начато в октябре. Количество учебных часов за год – 28 часов.
IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
обращать внимание на особенности употребления слов.
VI. Содержание учебного предмета
Звучащая строка (3 часа)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 3. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Таинства лексики (16 часов)
Тема 1. Имена вещей. (2ч.)
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 2. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 3. Многозначность слова. (2ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 4. Об одном и том же - разными словами. (2ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 5. Слова – антиподы. (2ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 6. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 7. Словари «чужих» слов. (2ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 8. Словарь - грамотей. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Слово о словах (9 часов)
Тема 1. Древнерусские имена. (2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 2. Времена года. (2ч.)
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 3. Растения – почему их так называют?(2ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Тема 4. Птицы и звери – почему их так называют?(2ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 5. Итоговое занятие. (1ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

урока Тема урока Количество часов Дата урока Характеристика деятельности учащихся
Звучащая строка (9 часов)
1 Что такое орфоэпия? 1 10.10 Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы
2 Звуки не буквы! 1 17.10
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
3 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях 1 24.10 Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Таинства лексики (16 часов)
4-5 Имена вещей 2 31.10
14.11 Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
6-7 О словарях энциклопедических и лингвистических 2 21.11
28.11 Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
8-9 Многозначность слова 2 05.12
12.12 Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
10-11 Об одном и том же - разными словами 2 19.12
26.12 Особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
12-13 Слова – антиподы 2 16.01
23.01 Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Выполнение диагностической работы и запись основных параметров в тетрадь
14-15 Фразеологические обороты 2 30.01
06.02 Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
16-17 Словари «чужих» слов. 2 13.02
27.02 Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
18-19 Словарь - грамотей2 05.03
12.03 Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Слово о словах (9 часов)
20-21 Древнерусские имена 2 19.03
26.03 Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
22-23 Времена года 2 02.04
16.04 Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси
24-25 Растения – почему их так называют? 2 23.04
30.04 Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений
26-27 Птицы и звери – почему их так называют? 2 07.05
14.05 Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
28 Итоговое занятие 1 21.05 Выступления учащихся – защита проектов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование класса
Классная доска.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Рабочее место учителя.
Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
Настенные стенды для размещения информации.
Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Принтер струйный.
Документ-камера.
Индивидуальные ученические нетбуки.
Ноутбук учителя.
Печатные пособия
Русский язык. 3 класс. Комплект таблиц для начальной школы.
Рисунки, схемы, схематические рисунки.
Раздаточный материал.
Настольные развивающие игры.
Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
Подборка методических материалов для учителя.
Натуральные объекты
Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.
Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)
Тим и Тома в Африке. Особенности программы: отработка наиболее важных тем школьной программы по русскому языку (синтаксический разбор предложения; правописание (чередования и-е, з-с и о-е); морфология).
Электронное приложение к учебнику.
Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
Подборка презентаций к урокам русского языка.
Подборка физминуток для проведения на уроках.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ruКМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ruПрезентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urokГазета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ruПоурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ruУчебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/edСайт ОМ «Школа России». – Режим доступа: http//www.school-russia.ru.
IX. Формы контроля
Диагностические задания на тренажёрах
Практические работы на тренажерах
Самоконтроль
Мониторинг орфографической зоркости: контрольные работы по русскому языку
X. Список литературы
Литература для детей
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Бондаренко А.А., Гуркова И.В.. Пишу правильно. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2014
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. языка. – М: Просвещение,1981
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. языка. – М, 1987
Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения. Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. – М.: Дрофа, 2008
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991
Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Пособия для учителя
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997