Презентация Значение развивающей среды и лингвистических игр для развития речи детей дошкольного возраста»


Буравлёва Лариса ИвановнавоспитательГККП Детский сад «Сказка»г. Ерейментау, 2014 год«Значение развивающей среды и лингвистических игр для развития речи детей дошкольного возраста» Хорошая речь – важнейшие условие всестороннего полноценного развития детей. Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды. Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организованна, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. В последнее время детей с речевыми нарушениями очень много, поэтому в средней группе мною в центре книги создан и работает речевой уголок, в котором проходят занятия по развитию речи, художественной литературе и индивидуальные занятия с детьми. Оформление речевого уголка выглядит так:Оно может носить любую тематику. Я же меняю оформление речевого уголка в соответствии с временем года. Здесь имеются пособия для развития дыхания: капельки дождя, листочки, снежинки – для лёгкого вдоха и выдоха («поддувалочки»), цветок, ёлочка, подснежник – для глубокого вдоха и выдоха («вдохни аромат хвои, подснежника»), кармашек для индивидуальных занятий, (кораблик, сугроб, конвертик) и обязательно – зеркало (солнышко). Речевой уголок оснащён разными видами мозаики и шнуровок для развития мелкой моторики. Так же имеется сухой бассейн. Это коробка, наполненная абрикосовыми косточками, из которой дети с удовольствием достают мелкие игрушки. Для развития кисти руки имеются «моталочки» (контейнеры от киндер – сюрпризов, на которые дети с удовольствием наматывают нитки).Для развития кисти руки и мелкой моторики детей я использую ниткопись и счётные палочки. Дети с удовольствием выкладывают изображения из счётных палочек и ниток. Также речевой уголок оснащён картотеками артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, скороговорок и чистоговорок, сюжетно – ролевых игр, сюжетными и предметными картинками, иллюстрациями к сказкам, детскими книгами, книжками – самоделками, зеркалами, суджок – шариками, различными видами театра. Особенно популярен у детей театр картинок.Здесь же имеется сенсорный сундучок. Это шкатулка, в которой находятся пары предметов. Дети обследуют их и называют антонимы (камень тяжёлый, а вата лёгкая; шарик колючий, а капитошка пушистый; кубик твёрдый, а губка мягкая). Так же имеются карты – схемы на различную тематику и мнемосхемы, которые развивают логическое мышление и связную речь. В работе с детьми большое внимание я уделяю мнемотехнике, которая развивает память, мышление, позволяет запоминать тексты. Поэтому в речевом уголке выставляются мнемотаблицы к стихотворениям (в соответствии с временем года).Мнемотаблицы к стихотворениям «Декабрь», «Январь», «Февраль».Мнемотаблицы к стихотворениям «Март», «Апрель», «Май».Мнемотаблицы к стихотворениям «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются..Поэтому речевой уголок оснащён и лингвистическими играми, изготовленными мною. Вот некоторые из них: «Назови антонимы»Серия игр «Расскажи по мнемосхеме»«Какой? Какая? Какое?»«Найди пару»«Странные слова»(знакомство с омонимами)«Откуда вещи пришли?» «Кто где спрятался?»(употребление предлогов)«Найди зайчика»(описание предмета)«Составь рассказ по картинке»«Один – много»«Прочти предложение»«Большой – маленький»(образование слов с помощью суффиксов) «Накрой стол»«Разложи картинки по порядку, расскажи сказку»«Разложи вещи»«Найди звук»Упражнения для индивидуальных занятий(словообразование) «Рыболов» (выделение ударного слога)«Найди букву» («Веселый букварик»)«Прочти слово» «Помоги белочке расколоть орешки»(деление слов на слоги) «Помоги ёжику»(классификация звуков) «Найди братца»(дифференциация твёрдых и мягких согласных) А ещё в речевом уголке есть такие «волшебные» кубики, с помощью которых дети произносят звуки, звукоподражания, называют звук в слове, а так же закрепляют слова на казахском языке (ат – лошадь, кірпі – ёж). Имеются и дидактические игры на казахском языке: «Не артық?»( «Что лишнее?», «Қандай жыл мезгілі?» («Какое время года?»), «Өзінді теқсер» («Проверь себя»), «Мамандықтар» («Профессии»). Имеются и настольно – печатные игры на казахском языке: «Жемістер мен көкөністер» («Овощи и фрукты»), «Баланың зейінің дамыту» («Развиваем внимание»). В речевом уголке имеется картотека игр и физминуток на казахском языке. Содержание речевого уголка будет пополняться в соответствии с возрастом детей, ведь речь – важнейший компонент общения. Спасибо за внимание!