Общеразвивающая программа дополнительного образования детей Лоскутная пластика (5-7 классы)
МОУ «Бурашевская СОШ»
Калининский район
Тверская область
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей
по декоративно – прикладному творчеству
«Лоскутная пластика»
Направление программы: общекультурное (художественно-эстетическое)
Возраст обучающихся 11-13 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
учитель технологии
Соловьева Валентина Анатольевна
г. Тверь2014 г.
Пояснительная записка
Программа по декоративно – прикладному творчеству «Лоскутная пластика» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественно – эстетического воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с различными инструментами, приспособлениями, оборудованием, разнообразными материалами (ткань, тесьма, ленты, кружево) в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Лоскутная пластика» уделяется духовно-нравственному воспитанию обучающихся. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиции своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда), ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях ( эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных проектов), ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов). В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития обучающимся технологических, эстетических знаний, трудовых умений и навыков в программе «Лоскутная пластика» выделены приоритетные направления:- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам.
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Лоскутная пластика» направлена на создание благоприятных условий для личностного роста ребенка и развития творческого потенциала.
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение обучающихся к занятиям декоративно-прикладного творчества.Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития. Лоскутное шитье сейчас довольно популярно, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. Этот курс предполагает повышение художественно-эстетической культуры обучающихся, расширение изучения программы по технологии раздел “Рукоделие” для девочек 5 класса. У обучающихся появится возможность приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья.
А также программа обусловлена желанием педагога дать обучающимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью.
Педагогическая целесообразность: Программа предполагает развитие личностных качеств и психических процессов обучающихся. Систематические занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
У детей формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам.
Лоскутная техника для обучающихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что соответственно повышает познавательную активность обучающихся.
Кроме того, занятия по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки обучающихся. Модель программы ─ линейная.
По данной программе возможно инклюзивное образование обучающихся.
Программа рассчитана для обучающихся 11 - 12 лет (5 класс).
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Одно занятие по одному часу в неделю с общим объёмом 34 часа в год.
Цель: Развитие творческих способностей посредством декоративно - прикладного творчества и создание условий для личностного роста обучающихся.
Задачи:- развивать природные задатки и способности детей;
-развивать творческое воображение, художественный вкус;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;- воспитывать бережное отношение к окружающей среде и любовь к Родине;- развивать умения контактировать со сверстниками и педагогом;- развивать стремление к творческой самореализации;
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью,
-закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами по рукоделию.
Программа основана на следующих принципах:
Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.1. Принцип природосообразности - педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; – необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.2. Принцип целостности - достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.3. Принцип демократизации - означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.
4.Принцип гуманизации - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).5.Принцип культуросообразности - предполагает, что декоративно – прикладное творчество должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых живут обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Лоскутная пластика»
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; — выраженной познавательной мотивации; — устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успеха и не успеха творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— планировать свои действия
— проявлять познавательную инициативу
— преобразовывать практическую задачу в познавательную
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль
— адекватно воспринимать оценку учителя
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ
— договариваться, приходить к общему решению
— соблюдать корректность в высказываниях
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов
— анализировать объекты, выделять главное
— осуществлять синтез
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям
— строить рассуждения об объекте
— устанавливать аналогии
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать выводы.
В результате занятий обучающиеся получат возможность развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности. Сформировать познавательные интересы. Познакомиться с историей происхождения материалов, с новыми технологическими приемами обработки изделий из лоскута. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях, познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе, умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Формы организации педагогической деятельности:
- индивидуальная,
-групповая,
-коллективная,
-коллективно-групповая.
- консультативная работа,- творческая мастерская.
Методы обучения
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- исследовательский
-проектный
Форма проведения занятий:
традиционная, комбинированная, практические занятия, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии, ярмарки.
Методы воспитательной работы с детьми:- методы формирования познания: убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут.- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации.- методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.
Оценка результатов образовательной деятельности
Мини-выставки, ярмарки, конкурсы, соревнования, итоговая выставка.
Формы подведения итогов работы с одаренными детьми
1. Участие в муниципальных и региональных конкурсах, выставках, олимпиадах.
2. Участие в интеллектуальных конкурсах и викторинах.
3. Выполнение творческих проектов.
Формы работы с родителями
Родительские собрания. День открытых дверей. Совместные мероприятия. Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.
Разделы программы
1 . «Оживший лоскуток»
На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Обучающиеся под руководством педагога осваивают различные виды орнаментов. Изучают цветовую гамму. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, изобразительного искусства, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2. «Лоскутная фантазия»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа обучающиеся научатся выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гаммой, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3. «Сам себе дизайнер»
На данном этапе помощь педагога становится минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность обучающихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, помогая обучающимся ощутить себя мастерами и творцами.
Тематическое планирование
№ п/п Тема Количество часов
теория практика
I «Оживший лоскуток » 1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления 0,5 ─
2 Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ. 0,5 ─
3 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 0,5 1.5
4 Шитье из полос 0,5 1.5
5 Шитье из квадратов 0,5 1.5
6 Шитье из прямоугольных треугольников 0,5 1.5
7 Окантовка изделия. 0,5 1.5
II «Лоскутная фантазия» 8 Игольница. Прихватка. Грелка на чайник. 0.5 1.5
9 Подставка под горячее. Пляжная сумка. 0,5 3,5
III «Сам себе дизайнер» 10 Диванная подушка «Сердце», «Ваза», Коврик. 0,5 4,5
11 Комплект салфеток. Чехол для табурета. 0.5 3,5
12 Детское одеяло из квадратиков. 0,5 7.5
6 28
Содержание программы
5-6 классы (34 часа)
№
п/п Тематическое планирование часы Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления 0,5 История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления. Изготовление шаблонов. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
2 Техника лоскутной мозаики.
Техника безопасности при выполнении работ. 0,5 Подготовительные работы. Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ. Составление схемы: а) по принципу «от большей площади»; б)посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты. 3 Ручные и машинные швы 1,5 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. Познавательные
-знаково-символические;
Регулятивные
- целеполагание;
саморегуляция;
Личностные
- самоопределение.
4 Шитье из полос 1,5 Технология сборки изделия по схемам. Цветовое решение композиции. Выполнение образцов сборки по схемам. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно- этическое оценивание.
5 Шитье из квадратов 1,5 Технология сборки изделия по схеме «Шахматная доска». Цветовое решение композиции. 6 Шитье из прямоугольных треугольников 1,5 Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции. 7 Окантовка изделия. 1,5 Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно- этическое оценивание.
8 Грелка на чайник 1,5 Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета. Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка.
Личностные
- самоопределение.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.
Личностные
-нравственно- этическое оценивание.
9 Пляжная сумка 3,5 Сумка с лоскутным орнаментом. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка 10 Диванная подушка 4,5 Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка. Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации.
Регулятивные
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.
11 Чехол для табурета 3,5 Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка. Познавательные
- формулирование познавательной цели.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно- этическое оценивание.
12 Детское одеяло из квадратиков 7,5 Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция.
Ресурсное обеспечение программы
Кадры Педагог дополнительного образования, учитель технологии
Материально-технические ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента, компьютер, проектор, инструкционные карты.Наглядные средства обучения фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые изделия в технике лоскутной пластики, презентации.
Помещение Кабинет технологии
Список литературы
1.Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
2.Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
3.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
4.Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
5.Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение, 2001 г.
6.Губина Е.А., Обучение мастерству рукоделия. Волгоград.: Учитель, 2001 г.
7.Кормик М., Мэгги Г. Лоскутное шитье. Мотивы. Узоры. Техника. М.: Издательство Ниола 21 век, 2001 г.
8.Максимова М., Кузьмина М. Школа рукоделия. Эксмо-пресс. 1999 г.
9.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
10.Максимова М.В. ,Кузьмина М.А. Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.