Пропорции, ритм и пластика в декоративной композиции.


«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детская художественная школа №1 им. Н.П.Шлеина»
Города Костромы
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании совета МБОУ ДОД Директор МБОУ ДОД
«Детская художественная школа №1» Детская художественная
« » 2015 г. школа №1»
----------------------------------------------- Кузьмичева Л.В.
------------------------------

Статья на тему: «Пропорции, ритм и пластика в декоративной композиции».
Автор-составитель:
Матюшева Мария Алексеевна
Преподаватель первой
категории
ДХШ№1, им.Н.П. Шлеина,
города Костромы.
Матюшевой Марии Алексеевны
Город Кострома
2017 год
Пропорции, ритм и пластика в декоративной композиции.
Каждый художник в своем творчестве выбирает, создает те композиционные приемы, которые лучше отвечают его натуре, характеру. Знание теории становится необходимостью для полноценного творчества.
Разговор о художественных средствах обычно начинают с понятия пропорций. Пропорции в искусстве, коротко говоря, это определенная соразмерность частей произведения между собой и целым.
В эпоху возрождения пропорции пользовались особым уважением и считались божественными.
Теорией пропорций занимаются и современные художники.
В декоративных изделиях (композициях) рисунок чаще всего располагается по двум координатам- ширине и высоте. Членение плоскости бывают равными (простыми) и не равными (сложными). Деление на части имеет много вариантов, и в каждом из них важно добиться гармонии. Классический пример геометрического деления пропорций является «Золотое сечение».
Ритм.
Эта проблема является естественным продолжением разговора о пропорциях и тесно связана с ней.
Ритм в композиции – это закономерное построение элементов: линий, полос, цветных плоскостей, фигур, чередующихся через определенные интервалы и периодически повторяющихся в строго определенном порядке. Для объяснения понятия ритма очень много выразительных приемов. Это космические периоды – чередование дня и ночи, природные периоды – чередование времен года, плеск волн о берег.
Наука о композиции выделяет метрический и ритмический период. Понятие ритма в декоративной композиции связано с понятием рапорта – приеме в котором повторяются через определенные интервалы одинаковые части рисунка.
Ритм – один из важнейших выразительных, эмоциональных композиционных приемов, без него не может быть орнамента. Но ритмические композиции часто бывают настолько сложны, что подчи не поддаются анализу. Схемы их построения могут быть скрытыми ,и, как правило, создают эти композиции художники, наделенные высочайшим чувством формообразования.
Пластику, следует понимать, как красоту, гармонию, «работу» линий, пятен, фактуры, охватывающую композицию в целом. Но пластика может выступать и как контрастность сопрягаемых форм, т.е. как организация гармонических переходов, естественных взаимодействий композиционной структуры.
Знание композиционных принципов не является рецептом для создания художественного произведения, однако без них трудно стать профессионально грамотным специалистом.