Авторская программа по вокалу Учимся петь с 10 до 17 лет
Учебная программа по вокалу
«Развитие творческих компетентностей средствами музыкального образования»
«Учимся петь»
(для учащихся 10-17 лет)
Автор: Алексеева Екатерина Андреевна –
педагог дополнительного образования
Назарово 2008
Содержание
Пояснительная записка..3
Предполагаемый результат...7
Основные формы и методы работы.7
Учебно–тематический план 1 год обучения 7
Учебно–тематический план 2год обучения 9
Ожидаемый результат.10
Кадровое обеспечение.12
Литература12
Материально-техническое обеспечение13
Планы занятий.13
Пояснительная записка
Программа предназначена для детей с 10 до 17 лет. Занятия по программе для учащихся, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой учащиеся приобретают знания и практические навыки, развивают свои творческие компетентности.
В начале обучения воспитанник следует за педагогом. Педагог останавливается на ошибках, объясняет их. Далее, педагог, останавливаясь на ошибках, просит обучаемого самостоятельно исправить неточность. Впоследствии обучаемый уже сам называет ошибки, пытается их исправить.
На первом этапе освоения программы педагог предлагает вариант исполнения произведения, обсуждая его с ребенком. С приобретением вокальных навыков, обучаемый сам предлагает, как хочет исполнить данное музыкальное произведение. При затруднении понимания смысла произведения, обучаемому предлагаются объяснить чувства, возникающие у него в процессе слушания и исполнения, либо на словах, либо при помощи красок и бумаги.
После того как обучаемый освоил музыкальное произведение на эмоциональном уровне, включаются ритмические движения, для конечного концертного варианта.
Не редко от людей можно услышать такие слова: « ну, зачем он тратит дорогое время на сочинения стихов – у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку – ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!». Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке обязательно нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными небыли результаты этих стремлений.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным врачом, учителем, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом – творцом и специалистом – ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Подлинный специалист – творец отличается от рядового специалиста – ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему «по инструкции» положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем отличием, который проходит между специалистом – творцом и специалистом – ремесленником.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии « творческие» и профессии «нетворческие». Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду. Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало.
Поэтому важнейшей задачей является развитие в детях творческого начала, в чем бы оно ни появлялось – в математике или музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. В данном случае программа направлена на развитие творчества на музыкальных занятиях. Творческое начало играет огромную роль в самих занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правы педагоги, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально с максимальной недельной нагрузкой 9 часов. Продолжительность занятия не более 2 часа(1 час = 45 минут)
Ребенок имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности. Однако идея противопоставления «плохому» - «хорошему», не могла бы в достаточной степени реализовать потенциал песни. Эта идея обусловила появление программы обучения вокалу, где ребята находят альтернативу пошлости, пустому время препровождению.
Песня выступает здесь как побудитель нравственно-эстетического совершенствования личности. Но чтобы песня могла выполнять свою воспитательную функцию, она должна быть воспринята и прочувствована ребенком. В ходе занятия вокалом учащийся постигает мир песни, ее характер, настроение, музыкальные образы, контрастные или сходные построения, выразительно – изобразительными средствами.
Длительная работа на одном и том же материале учениками постепенно превращает его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки. Отобранный материал становится как бы «эталоном». Конечно кроме основных вещей, дается большой дополнительный материал для более углубленного понимания темы.
В начале изучаются основы пения. Правильная постановка при исполнении песни, голосоведения, музыкальные термины без которых не обходимся на занятиях.
Далее на простых произведениях происходит знакомство, как изученные ранее основы можно применять на практике, и знакомство с авторами песен. Это небольшие произведения композиторов. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может побудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать песню.
Последний переход от простых вещей к сложным. При работе над произведением начинает оттачиваться исполнительское мастерство, работа в ансамблях, сольно.
Давая большое количество материала, обязательное требование к ученику – помнить и держать «на вооружении» большую часть пройденного материала. Если не регулярное повторение пройденного, то хотя бы изредка возвращение к старому закрепляет полученные навыки, происходит осмысление на новом этапе недоосознанного ранее. При повторении у ученика появляется потребность разнообразить звукоизвлечение, и новые звуковые представления неизбежно рождают новую технику в пройденных ранее вещах.
Цель программы
Развитие творческих компетентностей у детей, способностей к сопереживанию, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание средствами и возможностями музыкального искусства, по средствам занятий пением.
Задачи программы
Осваивать музыкальные компетентности: развивать слух, навыки голосоведения, чувства ритма.
Развивать эмоциональную сферу.
Условия отбора учащихся
Все желающие в возрасте от 10 – 17 лет:
Пройдя предварительное прослушивание у педагога.
Формируются подгруппы:
С хорошо выраженной музыкальной одаренностью.
Ребята со средней музыкальной одаренностью.
Место реализации программы:
Средняя общеобразовательная школа №7 города Назарово
Предполагаемый результат обучающихся:
Занятие вокалом имеет свои позитивные явления:
- формирование музыкальной компетентности – пластика голосоведения, овладение особенностями исполнения, о чем можно судить на основании независимого оценивания на конкурсах, оценок на публичных выступлениях;
- коммуникативной компетентности – получение навыков общения,
- творческой компетентности – развитие мышления, презентация себя
Основные формы и методы работы:
В программе используются следующие методы обучения, которые можно рассматривать как способ организации усвоения содержания занятия, отвечающим целям и задачам учебного процесса. Такие как:
1. метод обобщения. (Учить коллективно давать оценку своему выступлению, выступление других, без обиды на критику).
2. метод сравнения. (Сравнивать различные исполнения).
3. проблемно-поисковый метод. (Остановка педагогом на не точном исполнении и просьба указать на ошибку исполнения самим учащимся и сравнить ее).
На занятиях применяются следующие формы работы: беседа, дискуссия, прослушивание аудио, видео записей, исполнение соло, ансамбль, проведение музыкальных гостиных, мини концертов среди обучаемых. Передача эмоций на бумаге, при помощи красок, изображение возникающих чувств при прослушивании произведения.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
Наименование темы
Количество
часов
Формы фиксации результатов
Теория
Практика
Теория и история музыки
1
Вводное занятие (знакомство с педагогом, планом работы на занятиях)
1
-
2
теория музыки
10
-
зачет
2.1
Историческая справка о пении
1
-
беседа
2.2
Певческая установка (правильная постановка при пении, начальная работы с голосом)
8
6
Зачетное занятие (мини – концерт, только с обучающимися)
2.3
Темпоритмическая структура (понятие о темпе и ритме)
3
14
2.4
Фразы в пении (понятие «фраза» выразительное пение муз. материала)
6
40
2.5
Дикция (правильное произношение слов при пении. Работа над логическим ударением)
6
30
2.5
Ритмический ансамбль (понятие ансамбль, обучение пению группы в 1 ритме)
6
30
2.6
Темповый ансамбль (пение в 1 темпе)
6
20
2.7
Постановка дыхания («правильный» вдох и выдох при пении)
10
30
2.8
ПОП музыка (понятие популярная музыка, разбор музыкального материала этого жанра)
1
20
Музыкальная гостиная
2.9
РОК музыка. (рок культура, знакомство с этим жанром )
1
10
Музыкальная гостиная
ВСЕГО
56
200
3
Жизнь и творчество композиторов
Музыкальная гостиная
3.1
И. Крутой
1
8
3.2
Д. Тухманов
1
8
3.3
А.Варламов
1
8
3.4
В.Цветков
1
8
3.5
А.Владимирова
1
8
3.6
К.Гладков
1
8
3.7
К.Костин
1
8
3.8
А.Савельев
1
8
ВСЕГО
9
72
4
Исполнительское мастерство
Участие в концертах, совместное проведение мероприятий
4.1
Техника исполнения (подготовка музыкального материала для исполнения на публике, работа над образом, осознанным исполнением)
4
60
Зачетное занятие (концерты, конкурсы)
4.2
Вокальное мастерство (развитие пластики исполнения, подача образа., сочетание практических и теоретических знаний, применение их на практике)
4
60
4.3
Работа над концертным репертуаром (правила поведения на сцене, исполнение песни с применением движений, прогон номера без остановки)
4
50
5
Групповая работа (доработка пройденного на занятии)
40
ВСЕГО
12
210
6
Концертная деятельность (проведение концертов, смотров, участие в фестивалях и конкурсах)
Выход на публичное выступление
6.1
Проведение концертов
100
6.2
Смотры и прослушивание
42
6.3
Участие в конкурсах и фестивалях
60
ВСЕГО
-
200
ИТОГО
77
684
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
Наименование темы
Количество
часов
Формы фиксации результатов
Теория
Практика
Теория и история музыки
Самостоятельное исправление ошибок
1
Вводное занятие (план работы на год)
1
-
2.1
Тембр (понятие тембр)
1
-
2.2
Атака звука (понятие атака звука, виды атак)
2
30
Зачетное занятие
2.3
Фразы в пении (продолжение работы над фразировкой)
2
60
2.4
Дикция в пении
2
60
2.5
Ритмический ансамбль (работа с усложненным муз. материалом, большее количество участников)
2
60
2.6
Темповый ансамбль (работа с произведениями со сложным темпом)
2
30
2.7
Романс (понятие романс, разучивание романсов)
1
10
ВСЕГО
13
250
3
Жизнь и творчество композиторов
3.1
В.Соловьев
1
7
Анкета
3.2
П.Синявский
1
7
3.3
В.Крылатов
1
7
3.4
Д.Львова - Компанейца
1
7
3.5
М.Фрадкина
1
7
3.6
Г.Гладков
1
7
3.7
А.Варламов
1
8
ВСЕГО
7
50
4
Исполнительское мастерство
Участие в конкурсах, самостоятельное проведение концертов
4.1
Техника исполнения
3
60
4.2
Окончания в произведении (правила пения окончаний в произведении)
3
60
4.3
Работа над концертным репертуаром (исполнение номера с движением, самостоятельное исправление ошибок)
4
60
5
Групповая работа (доработка произведения)
40
ВСЕГО
10
220
6
Концертная деятельность
Повышение уровня исполнительского мастерства. Призовые места в конкурсах.
6.1
Проведение концертов
1
100
6.2
Смотры и прослушивания
60
6.3
Участие в конкурсах и фестивалях
60
ВСЕГО
-
220
ИТОГО
21
740
Это основные темы программы, но они используются не одна за другой, аа постоянно переплетаются на занятиях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Образовательный результат – итог взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Ожидается, что обучающийся разовьет творческие, музыкальные компетентности.
О результатах необходимо судить по 2 группам показателей:
- творческая компетентность (определение умения, приобретенные ребенком в процессе освоения программы – образное мышление, умения держать себя на публичных выступлениях).
-музыкальная компетентность (определенные умения, приобретенные ребенком в процессе освоения программы – умение пользоваться своим голосом, точно воспроизводить мелодию и ритм, держать исполнение в одном темпе).
Определение учебных результатов происходит на основании оценивания следующих показателей: теоретическая подготовка ребенка, знание терминов, правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка ребенка: творческие навыки, владение спец. оборудованием.
Общеучебные умения и навыки ребенка подбирать и анализировать произведения, презентация себя, вести дискуссии, коммуникация.
По приходу обучающегося делается аудио или видео запись его исполнения.
И так каждый год. Для того, чтобы смотреть, как обучающийся пользуется приобретенными навыками исполнения и как проходит его «рост». Каждый обучающийся имеет дневник, где записываются его успехи.
На протяжении всего учебного года проходят концерты, ребята показывают накопленные ими знания, умения на публичных выступлениях. Естественным завершением учебного года является концерт – самоотчет каждого ученика; дети дают как бы развернутый показ накопленного ими репертуара, а так же сами его же и ведут перед слушателями. Ребята принимают участие в концертах, конкурсах как школьного, городского, так и краевого уровня.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с основами голосоведения, певческой постановки, певческому дыханию. На втором году обучения учащиеся будут «оттачивать» исполнительское мастерство и пластику исполнения.
Кадровое обеспечение:
Программа может быть использована педагогом дополнительного образования с музыкальной подготовкой, музыкальным руководителем, с привлечением воспитателей, хореографа, педагога ИЗО.
Литература:
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, Феникс Ростов-на-Дону, 2002. – 281с.
Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание: теория и практика. М., 1990. -230 с.
Шацкая В.И. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. –М., 1986. -116 с.
Фрейгин М.О. индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Муз, 1969. -147 с.
Живов В.Л. Художественное слово и музыкальное исполнительство/ Труды НИИ культуры РСФСР. – М.,1974. -20 с.
Асафьев Б.О музыкально-творческие навыки у детей. Сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –Л., 1973.
Работа над чистотой интонации в пении: Методические указания. Сб. под ред. Проф. Гончарова Е.А. – Кемерово, 2001. -14 с.
Избранные статьи. Эстетическое воспитание и образование в современной школе. Красноярск 2006. – 160 с.
Избранные статьи. Вестник молодого специалиста. Красноярск 2006. – 28 с.
Материально-техническое обеспечение:
1 микрофоны – 6 шт (1 для руководителя, 5 для исполнителей)
2 магнитофоны – 1 CD, 1 аудио.
3 колонки для воспроизведения звука – 2 шт.
4 фонограммы для детей.
5 синтезатор – 1 шт.
6 светотехника.
7 муз. мониторы – 2 шт.
8 компьютер – 1 шт.
Приложение
Программа реализуется в форме занятий 6 раз в неделю по 2 часа.
База г. Назарово.
Планы занятий
Тема № 1 « Теория и история музыки».
№
Содержание занятия
часы
1
2
3
1
2
3
1 занятие
Распевка . историческая справка о пении. Знакомство с постановкой певца при пении, упражнение «учимся дышать».
На примерах песен: «Колдунья», «Сверчок», «Ромео и Джульетта» работаем над постановкой при пении, фразами и подачей звука
Домашнее задание
Поработать над подачей слова, фразами.
Упражнение с дыханием. Выучить слова песен.
2
№
Содержание занятия
часы
1
2
3
1
2
2 занятие
Распевка, работа над дыханием.
Проверка домашней работы.
Закрепление песни, пройденные на прошлом занятии, работа над фразами. «Колдунья» работа с окончаниями
Домашнее задание
Упражнение с дыханием. Выучить слова песен.
«Колдунья» следить за окончаниями.
2
Тема № 3 «исполнительское мастерство».
№
Содержание занятия
часы
1
2
3
1
2
1 занятие
Работа над образом в песнях «Тик - так», «Сапожник», «Неуловимый Джо», «Дивный цветок».
Работа над шипящими в пении.
Прогон на сцене.
Домашнее задание
Разучить самостоятельно и исполнить любую песню.
Закрепить пройденное на занятии.
2
№
Содержание занятия
часы
1
2
1
2
3
2 занятие
Мини – концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
Работа над правильным пропеванием шипящих.
Домашнее задание
Повтор пройденного.
Подбор нового репертуара.
2
Анкета обучаемого.
Ф. И
Дыхание
Дикция
Пластика исполнения
Темп
Поведение на сцене
Фразы в пении
Атака звука
Конкурсы (призовые места)
15