Программа курса музыки для дошкольников «УЧИМСЯ ПЕТЬ»



МАМИНА ШКОЛА

Программа курса музыки для дошкольников

«УЧИМСЯ ПЕТЬ»












Обоснование необходимости создания субботней школы развития детей пред школьного возраста «Мамина школа»
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования.
Проблема разно подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало пред школьное образование.
В связи с ростом количества детей, не посещающих детские сады, отсутствием необходимой развивающей среды для данной категории дошкольников, на базе МОУ Пролетарской СОШ №5 организована субботняя школа развития детей пред школьного возраста «Мамина школа» с целью обеспечения детей дошкольного возраста необходимыми условиями для психического, творческого и физического развития.
- Группа комплектуется детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
- Наполняемость группы - 15 человек
- Дети посещают занятия продолжительностью 2,5 часа один раз в неделю (суббота)
Обоснование актуальности программы
Обучение музыке важно для каждого ребенка. Часто приходится слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка музыкальный слух?», «Есть ли у моего ребенка актерские способности?». Увидеть, есть ли у ребенка эти способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит их развитие. Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка необходимо начинать его воспитание еще с рождения. Однако в силу различных обстоятельств (занятость родителей, асоциальность семьи и т.д.) большинство родителей не уделяют должного внимания эстетическому воспитанию ребенка, поэтому дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению.
Учителям музыки отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит творческих характер, и оказывает влияние на развитие всех сторон. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце- важное место занимает песня. У детей 6-7 летнего возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни. Именно поэтому мною был разработана программа «Учимся петь». Реализация программы проводится в субботней школе развития детей пред школьного возраста «Мамина школа».
Цель программы:
создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей – единого детско – родительско – педагогического сообщества, необходимого для реализации проекта «Постановка музыкальных сказок с детьми пред школьного возраста».
Задачи программы:
развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость;
развивать воображение и способность понимать характер художественного произведения через музыку;
устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности;
развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных;
развивать слуховое и зрительное воображение.
Гипотеза:
Программа позволит повысить активность педагогического воспитания, скорректировать представление родителей о целях эстетического воспитания детей, согласовать цели «Маминой школы, а также развить музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей
Сроки программы – 1 учебный год
Участники программы
учитель - осуществляет координационную работу воспитанники «Маминой школы» – являются главными участниками проекта
родители учащихся - оказывают поддержку
психолог ОУ, педагоги ОУ - наблюдают за реализацией программы


Первый этап. Введение в мир волшебства.
Задачи:
1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.
На музыкальных занятиях используются различные дополнительные средства выразительности: выкладывание мозаики, использование стихов и отрывков литературных произведений
2. Развивать слуховое внимание, воображение. Специально подобранный репертуар “волшебной музыки позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик. Для прослушивания используется аудио диски: «Мир звуков», «Голоса птиц». Прослушивание музыкального произведения предусматривает сосредоточение внимания, настрой слухового аппарата. Используются игры: «Карлики и великаны», «Эхо».
3. Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций. Освоение навыков игры на элементарных музыкальных инструментах.
4. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.
Возникает необходимость, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Обычный стол превращается в домик, где прячутся котята, зеленый платок в болото, где ведут разговор две лягушки. Но самое главное в сказке это все таки сказочные персонажи.
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма.. Если одеть крылья, то можно стать доброй феей, а с помощью платка можно превратиться в восточную красавицу и т.д. Рисунок 7, 8
Второй этап. 1. Выбор произведения.
Выбрать произведение, которое будет действительно интересовать детей, соответствовать возможностям, удовлетворит детский творческий порыв раскроет индивидуальность. Для поиска пластического решения образа необходима музыка, которая и подскажет характер. Создавать образ поможет пластическое интонирование.
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ
Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? На протяжении спектакля развивается музыкальная память, формируется музыкальная культура.
Третий этап. Выступление.
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Обычно такое выступление проводится на заключительном этапе- родительское собрание.
Результаты программы
Разработанное планирование и построенная работа с детьми с учетом задач развития, позволяет придать музыкальным занятиям развивающий характер, а включение педагогов дополнительного образования и родителей позволяет стимулировать личностный рост каждого ребенка, активизировался интерес родителей к творческой деятельности детей.
Следствием данной работы явилось то, что у детей сформировался устойчивый интерес к музыкальной и театральной деятельности, что позволяет детям принимать участие в выступлениях в различных мероприятиях.
Содержание Программы «Учимся петь»
Кол-во часов
Содержание
Предполагаемый результат

1
«Музыкальное эхо»
Научить детей интонировать.

2
«В бору»
Научить петь естественным голосом напевно, не спеша.

3
«Скок-поскок»
Познакомить с нотами, нотным станом.

4
«Горошина»
Научить детей самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки.

5
«Весёлая песенка», «Грустная песенка»
Научить определять характер музыкального произведения.

6
«Два петушка»
Проникнуть в суть характеров персонажей. Научиться передавать шуточный характер припевки.

7
«Украл котик клубочек»


8
«Мы поём»
Научить петь выразительно, передавая характер музыки.

9
«Во кузнице»
Показать способность музыки описывать характер героев.

10
«Весёлые матрёшки»
Вовлечь в суть характеров создаваемых персонажей»

11
«Песенка друзей»
Вызвать эмоциональную отзывчивость на песню. Научить петь лёгким звуком, чисто интонируя мелодию.

12
«Вот так -хорошо!»
Вовлечение в творческий процесс через импровизацию.

13
«Весенняя песенка»
Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

14
«Веснянка»
Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку весны.

15
«Здравствуй Родина моя»
Показать возможность музыки воспевать чувство любви к Родине. Брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

16
«Здравствуй Родина моя»


17
«Не забудем детский сад»
Научить вовремя вступать после вступления и после окончания первого куплета.

18
«Котята»-считалочка.
Развить образно-игровое видение, выявить жанровое начало»

19
«Котята»- считалочка.


20
«Ква- ква»
Проникнуть в суть характеров персонажей. Научиться передавать шуточный характер припевки.

21

«Ква- ква»
.

22

«Если весело живётся- хорошо!»
Вовлечение в творческий процесс через импровизацию.

23

«Если весело живётся- хорошо!»


24
«Танец червяков»
Физкультминутка

25
Урок- концерт.





15