Доклад на тему: Учимся петь играя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27»
УЧИМСЯ ПЕТЬ, ИГРАЯ
из опыта работы музыкального руководителя
Гусевой Ольги Леонидовны
г. Нижнекамск
2014г.
УЧИМСЯ ПЕТЬ, ИГРАЯ
(Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5–7 лет)
Мне нравится заниматься постановкой голоса, и я решила расширить эту тему в своей работе. Для своего вокального кружка «Веселые капельки» я разработала несколько приёмов в игровой форме, которые позволяют заинтересовать детей и добиться поставленных целей – правильному пению.
Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры с микрофоном.
Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но главная цель - развитие художественных способностей.
Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата большое значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих.
Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.
В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием.
Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.
ПРЫГ- СКОК
Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.
ЭХО
Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.
САМОЛЁТМузыкальный руководитель берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.
Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».
1. Просто гудим.
2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.
3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.
4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».
НАЗОВИ СВОЁ ИМЯ
Педагог просит ребят по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз). Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания» и т. д.
КРАШУ КАРНИЗ
Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,
вот и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,
(«Вверх» произносится глиссандо вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса).КАЧАЕМ МАЛЫША
Произносим тоненьким ласковым голосом. Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону - вверх.
Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: "А-а-ааааа".
Кукла Катя, засыпай: "Баю-ба-ай, баю-бай
ИГРЫ С МИКРОФОНОМ
Эти простые упражнения помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон. Тембр голоса звучащий в микрофон несколько иной. А управляя рукой с микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на нужном расстоянии у рта.
ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ
Активно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко –тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем произносим на легато –стаккато.
ПЕСНЯ ВОЛКА
Активно поём звук «У-у-у», чередуем глиссандо вверх и вниз с ровным пением. При этом управляя рукой звучание громко – тихо.
ТУК- ТУК
Твёрдо произносим: «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные, оформляем их, чтобы не было излишнего «микрофонного» удара.
Данные приёмы можно разнообразить любыми звуками, скороговорками.
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Для развития звуковысотного слуха нужно научить детей чисто интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в скандирование слов под музыку.
Научить детей петь красиво и точно выпевая мелодию можно только при условии системы занятий и использования продуктивных и эффективных методических приёмов обучения.
Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ».
Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь.Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!
Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть.
Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?
Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательнее процесс обучения, тем очевиднее результат.
Вот почему я придумала «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ»
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса.
Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них лёгкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Дети озвучивают эти зарисовки из сказок, совершенно чётко понимая: что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.
Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!
Список литературы:
. Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина.
«Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева.
«Вокальные игры с детьми» А.Демченко.
«Музыкальное воспитание в детском саду» Н.Ветлугина.