Урок Проверка деления с остатком М.И.Моро
Урок математики в 3а классе.
Назарова Татьяна Павловна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 с. Краснохолмский, Калтасинского
района Республики Башкортостан
Аннотация урока.
Урок «Проверка деления с остатком» изучается в разделе « Внетабличное умножение и деление». Представляет собой урок комплексного применения знаний и умений. В результате освоения данного учебного материала обучающиеся научатся выполнять проверку деления с остатком; продолжат работу по отработке навыка решения задач и решение задач на нахождение периметра многоугольника. Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В ходе урока вся деятельность учителя, учеников, система заданий и их содержание направлено на формирование у обучающихся УУД.
Тема: «Проверка деления с остатком»
Цели: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять проверку деления с остатком; решать задачу изученного вида; выполнять задания творческого и поискового характера. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к предмету.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы обучения: - частично-поисковый
- объяснительно-иллюстративный
- самостоятельная работа
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
-работать в группах
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки с примерами для физкультминутки, ребусы с «окошечками».
План урока
I. Организационный момент
II. Каллиграфическая минутка
III. Актуализация знаний учащихся
V. Изучение нового материала.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала
VIII. Разгадывание ребусов.
IX. Рефлексия.
X. Итог урока.
XI. Домашняя работа
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: - Какой сегодня день недели? Назовите дату. Вспомним нашу рифмовку о правилах посадки при письме.
Дежурный: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою - ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь! (Запись даты)
II. Каллиграфическая минутка
132
Учитель: - Охарактеризуйте данное число.
Дети: - Это число сто тридцать два. Оно чётное, трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры: 1, 3, 2.
Учитель: - Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети: 132 = 100 + 30+2
Учитель: - Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен?
Дети: 132 единиц, 13 десятков, 1 сотня.
III. Актуализация знаний учащихся.
Математический диктант.
1.Найдите частное чисел 96 и 6. (16)
2.Какое число умножили на 12 и получили 48? (4)
3.Найди произведение чисел 23 и 4. (92)
4. На сколько разделили число 88 и получили 44? (На 2)
5.Уменьшаемое 64, разность 2. Чему равно вычитаемое? (62)
6.Делимое 64, частное2.Чему равен делитель? (32)
7. Увеличьте18 в 4 раза. (72)
8. Во сколько раз 52 больше 4? (В13 раз)
9. На сколько 52 больше 4? (На 48)
10.Найди второй множитель, если первый множитель 23, а произведение 69. (3)
IV. Самоопределение к деятельности.
а) Учитель: - Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Дети: - Деление с остатком.
Учитель: - Вспомните, как называются числа при делении? (Слайд 1)
Дети: - Делимое, делитель, частное.
Учитель: - Как найти неизвестное делимое?
Дети: - Надо делитель умножить на частное.
Учитель: - Что вы знаете про остаток?
Дети: - Остаток всегда меньше, чем делитель.
Учитель: - Прочитайте эти правила со слайда и расскажите их друг другу. (Работа в парах) (Слайд 2)
б) Учитель: - Какое число до 39 без остатка делится на 4? На 8? На 9?
- Какие остатки могут получиться при делении на 3? На 6? На 12? На 99?
(Слайд 3)
в) Игра «Расшифруй слово»
Учитель: - Рассмотрите примеры. Что в них общего?
· (Слайд 4)
Дети: - Все примеры на деление с остатком.
Учитель: - Решите примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.
У
49:8
О
66:9
Р
75:8
П
19:4
С
26:6
К
35:4
Э
55:6
В
59:8
И
43:6
Р
45:7
Е
38:5
А
84:9
Дети: - Это слово «Проверка».
г) Учитель: - Проверка - это один из важных этапов любой деятельности.
Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:
25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5) (Слайд 5)
- Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своим одноклассникам?
Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?
Дети: - Надо выполнить проверку деления.
Учитель: - Уточните, проверку какого вида примеров? Тем самым вы сформулируйте тему урока.
Дети:- Будем выполнять проверку деления с остатком.
V. Изучение нового материала.
а) Введение алгоритма проверки
Учитель: - Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера? Какой первый шаг? (Мнения детей). Составление алгоритма по ходу работы:
1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)
2. Делитель умножаем на частное.
3. К полученному результату прибавляем остаток.
4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.
25:3 =
( · ( + ( = 25 (Слайд 6)
б) Закрепление знаний по учебнику стр.32 (устно)
– Посмотрите, как выполнили проверку деления с остатком, на с.32.
в) Развитие умений учащихся работать по алгоритму. Работа по учебнику.
№1 (с. 32)
( Первые четыре примера – с подробным объяснением и записью на доске, следующие два примера – с комментированием с места, следующие – самостоятельно Самопроверка)
VI. Физкультминутка. Игра «Хлопай-топай»
Учитель: - Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете. (10 карточек)
VII. Закрепление изученного материала
а) Работа по учебнику. №3(с.32) - Прочитайте задачу.
– Как оформить краткую запись условия? (С помощью опорных слов.) - Какие слова будут опорными? (Один ученик работает у доски, а учащиеся - в тетрадях)
Первая половина – 15 мин ? мин
Вторая половина -?, на 6 мин мен. - Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? – Что для этого нужно знать? – Зная вторую половину пути, можем ответить на вопрос задачи? – Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка) №6 (с.32) Игра «Кто быстрее». Работа в группах. – Кто быстрее вычислит периметр? (Проверка)
б) Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям на карточках (по выбору ученика).
Вариант А
18:5 =
29:7 =
37:9 =
23:3 =
56:9 =
68:8 =
50:8 =
44:6 =
75:9 =
Вариант Б
28:13 =
34:10 =
47:15 =
75:20 =
59:28 =
100:45 =
90:35 =
78:12 =
88:21 =
в) Взаимопроверка и оценка работы по карточкам. (Слайд 7)
Учитель: - Пользуясь данным алгоритмом, проверьте свою работу, а затем – работу соседа.
- А теперь сравните ответы (показ ответов на экране). Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.
- Кто получил 5? 4?
- Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.
VIII. Разгадывание ребусов. (Слайд 8)
(( : 9 = 7 (ост.4) (( : 6 = 6 (ост. 3)
(7 : 5 = 9 (ост.( ) 5( : 8 = 7 (ост.( )
IX. Рефлексия.
«Проверь себя» (учебник, с.32). Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Взаимопроверка.
– Оцените свою работу на уроке.
X. Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Как выполнить проверку деления с остатком?
– Какое задание было самым интересным?
XI. Домашняя работа: составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.
15